Меруло, Клаудио
1533 - 1604
Назад

Клаудио Меруло (Claudio Merulo) - итальянский композитор и издатель
- Родился 8 апреля 1533 г. - Корреджо.
- Умер 4 мая 1604 г. - Парма.
Он был самым одаренным из группы композиторов-исполнителей, которые во второй половине XVI века преобразовали европейские клавишные жанры от простых пьес, основанных на вокальных моделях, до идиоматических виртуозных произведений; также он был плодовитым автором мадригалов, месс и мотетов в зрелом венецианском стиле.
Меруло - это дважды измененная фамилия итальянского композитора и органиста, урожденного Клаудио Мерлотти. В некоторых публикациях его имя фигурировало как Клавдий Мерулус, но сам он часто называл себя Клаудио да Корреджо или просто Клаудио Меруло, используя итальянизированную форму латинской фамилии. Его мать, Джованна Гови, была родом из Брешии. О его детстве известно немного, но предполагается, что он начал свое раннее музыкальное образование в родном городе, возможно, у Туттовале Менона или Джироламо Донато, и что подростком он, возможно, отправился в Венецию для дальнейшего обучения у таких мастеров, как Адриан Виллаерт или Джозеффо Царлино. 21 октября 1556 года, в возрасте 23 лет, он был назначен органистом в кафедральный собор Брешии, а 2 июля 1557 года был единогласно избран вместо Джироламо Парабоско в базилику Святого Марка в Венеции, победив в списке кандидатов, в который входили Андреа Габриэли и Флорентио Маскера. В Сан-Марко Меруло вскоре стал играть весьма заметную роль, сначала потребовав расширенной регистровки органа, а затем взяв на себя непропорционально большую нагрузку, когда в 1565 году первый органист базилики Аннибале Падовано покинул капеллу, чтобы руководить инструментальной музыкой в австрийской хофкапелле в Граце. Его усердие было вознаграждено прокурорами, которые щедро повысили ему зарплату, улучшили жилищные условия в прокуратуре и оказали финансовую помощь, когда он столкнулся с семейными трудностями. Именно в ранние венецианские годы Меруло начал чрезвычайно активную композиторскую карьеру, которая впоследствии охватила большинство основных музыкальных жанров – духовных и светских, вокальных и инструментальных – и охватила всю его взрослую жизнь. Меруло оставался в капелле Марчиана в течение 27 лет, регулярно исполняя музыку для самых знаменитых праздников и, как заявил современный историк Франческо Сансовино, "был любим венецианским патрициатом", особенно за свои музыкальные композиции для частных и официальных торжеств. Его мадригалы исполнялись на торжествах по случаю свадьбы Алессандро Фарнезе, сына герцога Пармского, и принцессы Марии Португальской в ноябре 1565 года, а его музыка занимала видное место на пышных музыкальных торжествах по случаю военной победы Венеции над турецким флотом при Лепанто в 1571 году. Летом 1574 года венецианское правительство выбрало его для постановки трагедии по случаю государственного визита короля Франции Генриха III. Текст трагедии был опубликован позднее в том же году. Меруло был удостоен еще большей чести, когда в октябре 1579 года, как единственный музыкант из Венеции, его мадригалы прозвучали на свадебных торжествах венецианки Бьянки Каппелло и великого герцога Тосканского Франческо I. Почти с самого начала своего пребывания в Венеции Меруло был частым гостем на музыкальных вечерах во дворцах аристократических семей, таких как Зантани, Корнер, Контарини и Брагадино. Он также наладил тесные связи с типографиями и letterati, сотрудничая с Лодовико Дольче и Антонио Молино в создании музыки для двух драматических постановок "Марианна" и "Троян", в которых были представлены актерские таланты Молино. Если музыкальные связи Меруло в 1560-е и 70-е годы были в основном связаны с меценатами, музыкантами, писателями и книготорговцами, то он также был связан с изготовителями органов и другими мастерами, особенно с теми, кто был связан с мастерской Винченцо Коломбо. Вскоре после того, как Меруло поступил на работу в капеллу Марчиана, Коломбо пригласили на органные чердаки для модификации и ремонта инструментов базилики. Похоже, результатом этого стало дружеское сотрудничество, поскольку многие венецианские друзья и родственники Меруло впоследствии нашли работу в мастерской Коломбо. Меруло также сотрудничал с неким братством Урбано, чтобы продемонстрировать ценность музыкальных инструментов, и выступал в качестве консультанта по органу при дворе в Мантуе. Его собственный клавесин использовался по крайней мере один раз для аккомпанемента певцам, проходившим прослушивание у агента герцога Альфонсо Феррарского. Меруло проявлял большой интерес к инструментальной технике и владел акциями компании, которая, по-видимому, производила детали, используемые в создании органов. Во время своей дальнейшей карьеры в Парме он лично сконструировал небольшой камерный орган, который до сих пор используется для сольных концертов в тамошней музыкальной консерватории. Первая жена Меруло, Барбара Пеллизорис (от которой у него родилась дочь Антония), умерла в середине 1583 года, и в начале 1584 года он женился на женщине по имени Анзола, вдове изготовителя органов из Фриули. Документы свидетельствуют, что вскоре после этого он покинул Венецию, чтобы служить при дворе герцога Оттавио Фарнезе в Парме. Возможно, в этот период Меруло также провел некоторое время при дворе Мантуи, но в 1586 году, после смерти Оттавио, он был вновь назначен придворным музыкантом герцога Рануччо Фарнезе. В 1587 году у него появились дополнительные официальные обязанности в кафедральном соборе Пармы, а в 1591 году он был назначен органистом в церкви Мадонны делла Стекката, занимая эту должность до самой своей смерти. В 1588 году он женился в третий раз на пармезанской дворянке Амабиле Банзола и до конца своих дней жил в достатке в большом доме рядом с кафедральным собором. Несмотря на свои многочисленные обязанности в Парме, он продолжал ездить в Рим и Венецию и участвовать в ряде полиграфических проектов. Меруло широко прославлялся как при жизни, так и после нее. Среди нескольких его портретов, возможно, есть один, принадлежащий перу другого эмилианца, Аннибале Карраччи (Музей Каподимонте, Неаполь); его портрет также был включен в роспись потолка его друга Пальмы Джоване для Скуолы Святой Марии делла Джустиции и святого Джироламо в Венеции. Он был известным преподавателем композиции и исполнительского мастерства, привлекая студентов из Германии, Польши и всего итальянского полуострова. Среди тех, кто стал известными композиторами, был Дж.Б . Мосто, Флорентио Маскера, Винченцо Боницци, Иво де Венто и Франческо Стивори. Джироламо Дирута, еще один выдающийся ученик, попытался систематизировать учение Меруло о синтезировании игры на клавишных инструментах в своей книге "Il transilvano" (Венеция, 1593 и 1609). Дирута описал технику исполнения легато, в которой Меруло ограничивает использование большого пальца и мизинца на концах гамм и использует естественное распределение силы между различными пальцами руки для управления тоном и акцентом. В последние годы жизни Меруло был прославлен и удостоен множества почестей, не последней из которых было посвящение в рыцари Рануччо Фарнезе, который руководил организацией его похорон. Тело Меруло лежало в парадной одежде капуцина и лавровом венке; он был похоронен на видном месте в кафедральном соборе Пармы, недалеко от главного перекрестка, отмеченный бюстом-портретом в нише над гробницей. Ему были посвящены десятки поэтических постулатов, многие называли его величайшим клавишником своего времени.
Ноты сочинений Клаудио Меруло на сайте библиотеки IMSLP