Меруло, Клаудио
1533 - 1604

Назад

Merulo, Claudio

  • Дата рождения: 8 апреля 1533
  • Место рождения: Корреджо, Италия
  • Дата смерти: 4 мая 1604
  • Место смерти: Парма, Италия

Биография

Клаудио Меруло был итальянским композитором и издателем. Он считался самым одарённым среди группы исполнителей-композиторов, которые во второй половине XVI века преобразовали европейские клавишные жанры, превращая простые произведения на основе вокальных моделей в идиоматические виртуозные сочинения. Также он был плодовитым автором мадригалов, месс и мотетов в зрелом венецианском стиле.

Меруло — это дважды изменённая фамилия итальянского композитора и органиста, родившегося как Клаудио Мерлотти. В некоторых публикациях он фигурировал как Claudius Merulus, но часто называл себя Claudio da Correggio или просто Claudio Merulo, используя итальянизированную форму латинской фамилии. Его мать, Джованна Гови, происходила из Брешии. О детстве Меруло известно мало, но предполагается, что он начал музыкальное обучение в родном городе, возможно, у Туттовале Менона или Джироламо Донато, а в юношеском возрасте мог поехать в Венецию для дальнейшего обучения у мастера, такого как Адриан Виллаерт или Джозефо Зарлино.

21 октября 1556 года, в возрасте 23 лет, он был назначен органистом кафедрального собора Брешии, а 2 июля 1557 года единогласно избран на замену Джироламо Парабоско в Базилике Сан-Марко в Венеции, обойдя в конкурсе таких кандидатов, как Андреа Габриели и Флоренцио Маскера. В Сан-Марко Меруло быстро занял видное положение: сначала он добивался улучшенной регистрации для органа, затем брал на себя чрезмерную нагрузку после того, как первый органист базилики, Аннибале Падовано, ушёл из капеллы, чтобы руководить инструментальной музыкой при австрийской Hofkapelle в Граце в 1565 году. Его старания были вознаграждены: прокуроры предоставили ему значительное повышение зарплаты, улучшенное жильё и финансовую поддержку при семейных трудностях.

Именно в ранние годы пребывания в Венеции Меруло начал активную композиторскую карьеру, охватившую почти все основные музыкальные жанры — сакральные и светские, вокальные и инструментальные — на протяжении всей взрослой жизни. Он оставался в Cappella Marciana 27 лет, регулярно поставляя музыку к наиболее значимым праздникам, и, как писал современный историк Франческо Сансовино, был «взят под покровительство венецианской знати», особенно за музыку к частным и официальным торжествам.

Его мадригалы исполнялись на свадьбе Алессандро Фарнезе, сына герцога Пармы, с принцессой Марией Португальской в ноябре 1565 года, а также на пышных музыкальных празднествах в честь победы Венеции над турецким флотом в Лепанто в 1571 году. Летом 1574 года правительство Венеции выбрало Меруло для создания Tragedia по случаю государственного визита Генриха III Французского; текст трагедии был опубликован позже в том же году.

Меруло был также отмечен тем, что его мадригалы исполнялись на свадьбе венецианки Бианки Каппелло и великого герцога Франческо I Тосканского в октябре 1579 года. Почти с самого начала своего пребывания в Венеции Меруло часто посещал музыкальные собрания в дворцах аристократических семей, таких как Зантани, Корнер, Контари и Брагадайн. Он также установил тесные связи с типографиями и литераторами, сотрудничая с Лодовико Дольче и Антонио Молино для создания музыки к двум драматическим постановкам — Marianna и Le Troiane, где использовались актёрские таланты Молино.

В 1560–70-е годы Меруло взаимодействовал в основном с покровителями, музыкантами, писателями и издателями, но также работал с органными мастерами и другими ремесленниками, особенно с мастерской Винченцо Коломбо. Сразу после того, как Меруло присоединился к Cappella Marciana, Коломбо был приглашён в органный балкон для модификации и ремонта инструментов базилики. Возникло дружеское сотрудничество: многие венецианские друзья и родственники Меруло позже нашли работу в мастерской Коломбо.

Меруло также сотрудничал с неким Фрате Урбано, демонстрируя ценность музыкальных инструментов, и работал консультантом по органам при дворе Мантуи. Его собственный клавесин использовался хотя бы один раз для сопровождения певцов, проходивших прослушивание у агента герцога Альфонсо Феррарского. Меруло проявлял живой интерес к технологии инструментов и владел долями в компании, производившей детали для строительства органов. В поздние годы в Парме он лично создал небольшой камерный орган, который до сих пор используется для концертов в музыкальной консерватории.

Его первая жена, Барбара Пеллизорис (с которой у него была дочь Антония), умерла в середине 1583 года; в начале 1584 года он женился на Анзоле, вдове органного мастера из Фриули. После этого Меруло покинул Венецию, чтобы служить при дворе герцога Оттавио Фарнезе в Парме. Возможно, некоторое время он провёл и при дворе Мантуи, но в 1586 году был подтверждён в качестве придворного музыканта герцога Рануццо Фарнезе после смерти Оттавио. В 1587 году он добавил официальные обязанности при кафедральном соборе Пармы, а в 1591 году стал органистом церкви Мадонна делла Стекката, сохранив эти посты до самой смерти. В 1588 году он женился в третий раз на пармской дворянке Амабиле Бандзола и жил в достатке в большом доме рядом с собором. Несмотря на многочисленные обязанности в Парме, он продолжал путешествовать в Рим и Венецию и сотрудничать в ряде издательских проектов.

Меруло был широко известен при жизни и после неё. Среди нескольких его портретов выделяется один, приписываемый Аннибале Карраччи (Музей Каподимонте, Неаполь); его изображение также включено в потолочную живопись друга Палмы Джоване для Scuola di S Maria della Giustizia e S Girolamo в Венеции. Он был знаменитым учителем композиции и исполнительского мастерства, привлекая учеников из Германии, Польши и всей Италии. Среди его учеников, ставших известными композиторами, были Г.Б. Мосто, Флоренцио Маскера, Винченцо Боницци, Иво де Венто и Франческо Стивори. Джироламо Дирута, другой выдающийся ученик, попытался кодифицировать обучение Меруло в синтезе игры на клавишных в своей книге Il transilvano (Венеция, 1593 и 1609). Дирута описал техники Меруло по достижению легато, ограничению использования большого и мизинца только на концах гамм и использованию естественного распределения силы пальцев для контроля тона и акцента.

В последние годы жизни Меруло был высоко почитаем и отмечен многочисленными почестями, в том числе рыцарским званием, присвоенным Рануццо Фарнезе, который контролировал детали его похорон. Тело Меруло было выставлено в капуцинском одеянии с лавровым венком и похоронено на видном месте в кафедральном соборе Пармы возле главного пересечения; могильная ниша украшена бюстом, а память о нём сопровождалась множеством поэтических эпитафий, многие из которых называли его величайшим клавишным музыкантом своего времени.

Творчество

Клаудио Меруло успешно писал почти во всех музыкальных жанрах своей эпохи. Его токкаты имеют историческое и музыкальное значение благодаря чередованию контрастных разделов, в которых имитационные секции с устойчивым, тщательно проработанным контрапунктом сменяются более статичными, гомофонными частями, поверх которых течёт блестящая, рапсодическая, полуимпровизационная мелодия с украшениями. Его склонность к хроматическим пассажам часто приводит к неожиданным решениям с предполагаемым пересечением голосов. Возможно, самое важное — его произведения избегают повторяющегося, формульного обращения с украшениями; даже в свободных формах мотивы или запоминающиеся фрагменты возвращаются в самых разнообразных видах, а украшения постоянно обновляются. Во всём ощущается отказ от стереотипных формул, которые портят работы менее талантливых клавишников.

Меруло был самым плодовитым композитором ричеркаров в истории жанра. Его органные ричеркары демонстрируют моменты того же ослепительного виртуозного мастерства, что и токкаты, в то время как ричеркары для четырёхчастного инструментального ансамбля характеризуются ясной партийной структурой и в некоторых случаях необычной продолжительностью. Возможно, он первым написал в стиле, позднее известном как ricercar sopra quattro soggetti (ричеркар на четыре темы), который затем развивался у феррарских и неаполитанских композиторов.

Его канцоны (canzonae) подтверждают разнообразие пассажа и других украшений, а также беспрецедентную степень изысканности и изобретательности фразировки. Они также аргументируют использование портативного органа в светских условиях в конце XVI века. Нев украшенные версии канцон Меруло близки по стилю к вокальным оригиналам, из которых они выросли, и дают ценное представление о методах украшения XVI века. Многие его произведения вовсе не являются адаптациями французских мелодий, а оригинальными сочинениями, рожденными его мастерством в традициях клавишной музыки. Его использование украшений проистекает из живости творческой силы и, скорее чем подчёркивает структуру, усиливает поверхностные особенности произведения.

Мадригалы занимали Меруло всю его профессиональную жизнь и были его первыми и последними произведениями. Он часто выбирал тексты лучших итальянских поэтов — Ариосто, Бембо, Петрарки, Тассо, Гуарини — и одновременно использовал тексты коллег, друзей и, возможно, свои собственные. Поэзия варьируется от восхваляющей до духовной и театральной. Музыкальный стиль его пятиголосных мадригалов, составляющих более половины его творчества, часто серьёзен, подобно произведениям его предшественников в Сан-Марко; однако Меруло ослабил плотную полифоническую текстуру, исследуя приёмы, позже связанные с более лёгким и театрализованным мадригалом, которые он помог внедрить. Среди этих приёмов — разнообразная и свободная манипуляция имитационными процедурами, более сегментированные формы, гомофонная декламация, антифонные эффекты, большая тональная ясность и чётко выделенные каденции.

В своих мадригалах для семи и восьми голосов Меруло исследовал диалоговый мадригаль, а его склонность к более тональной гармонии, по-видимому, предвосхищает аналогичные усилия его коллеги Андреа Габриели, хотя оба композитора, судя по всему, взаимно влияли друг на друга. Отдельные мадригалы Меруло вошли почти во все важные сборники позднего Cinquecento, а его самые популярные произведения часто переиздавались и широко распространялись; некоторые из них имели религиозные контрафактные тексты.

Сакральная музыка Меруло занимает центральное место в венецианской полихорной традиции Высокого Возрождения и одновременно направлена к зарождающемуся концертато-стилю барокко. В своих мессах Меруло отдавал дань уважения моделям, часто свободно заимствуя в начальных и заключительных разделах, искусно маскируя уже существующий материал и переставляя темы в центральной части произведения. При этом он сохранял уважение к старым моделям, но стремился переработать их в новый, оригинальный язык, избегая строгих контрапунктных процедур прошлого. В месах для разделённых хоров он подчёркивал музыкальные текстуры и калейдоскопические узоры, возникающие из взаимодействия голосов. Автономность каждого хора сохраняется, в то время как хоры противопоставляются друг другу до тех пор, пока их индивидуальность не сливается в единый поток звука.

Его мотеты, как правило, предназначались для Офиса: четверть из них — антифоны, преимущественно для Вечерни, а ещё четверть — на тексты псалмов. В соответствии с модой того времени, Меруло тщательно подбирал тексты для ясной и правильной декламации, сохраняя пространственные текстуры, пропитанные имитационным контрапунктом. Иногда он противопоставлял их гоморитмическим, аккордовым секциям, сочетая высокие и низкие тембры в различных комбинациях и расширяя обработку рефренов.

Пародийные мессы Меруло остаются консервативными примерами его композиторского стиля, в то время как мотеты исследуют новые техники контраста и неожиданности, прокладывая путь для будущих музыкальных разработок.

Издательская деятельность и редактирование

Решение Клаудио Меруло заняться издательским делом в 1566 году было логическим продолжением его сотрудничества с писателями и книготорговцами. Семь лет после прибытия в Венецию он занял деньги под будущую зарплату при Сан-Марко, чтобы открыть типографию в совместном партнёрстве с Фаусто Бетанио. Изначально в предприятие входили ещё двое: Дон Пеллегрино Стеллини, священник из Равенны, чьё участие оказалось краткосрочным, и Болоньинo Зальтьери, известный печатник и книготорговец. Типография открылась в марте 1566 года, но партнёрство вскоре распалось, и арбитраж предоставил Меруло исключительное право собственности; Бетанио получил оборудование и часть тиража. Зальтьери, вероятно, продолжал выполнять функции главного книготорговца типографии.

Отличительной чертой марки Меруло среди венецианских печатников была изображённая золотая ветвь Прозерпины с девизом “Simili frondescet virga metallo” («ветвь того же металла пускает листья»), перефразировка из «Энеиды» (vi.144). В композицию также были включены другие классические элементы: маска трагика и портрет Вергилия на камее.

За пятилетний период с 1566 по 1571 годы типография Меруло выпустила 35 новых томов и переизданий, большинство из которых составляли мадригалы и светские песни. Амбиции Меруло явно предусматривали растущий рынок клавишной музыки, поскольку в своём Ricercari d’intavolatura d’organo, libro primo (1567) он изложил названия и содержание 12 предполагаемых томов инталляционных произведений для органа, при этом ричеркары были первыми в серии. Доказательством серьёзности его намерений является привилегия, предоставленная ему венецианским государством в начале марта 1568 года. Messe d’intavolatura d’organo, libro quarto, выпущенные позже в том же году, строго следовали этому плану.

К сожалению, проект, который включал произведения ведущих органистов Италии с 1523 по 1598 год, в итоге перешёл к другим типографиям после ухода Меруло из издательского дела. Седьмой том плана (токкаты) был издан Веровио (1598 и 1604), а тома восемь (канцоны) и двенадцать (ричеркары Андреа Габриели) — Гардaно. Некоторые произведения менее известных или не венецианских органистов были впоследствии изданы Винченци.

Точные даты и личности, которым Меруло продал свою типографию, неизвестны, но уже к середине 1569 года он пытался её продать. Книга мадригалов для четырёх голосов Аурелио Роччи, подготовленная в 1571 году, содержит слова “per Claudio Merulo da Correggio … corretti”, но маленькое примечание на обратной стороне гласит: “in Venetia, Presso Giorgio Angelieri”, подтверждая смену владельца, хотя Меруло продолжал редактировать и корректировать некоторые изданные произведения.

Произведения

1. Мессы и другие литургические произведения

  • Missarum liber primus (Первый сборник месс), 5vv, 1573
  • Missae duae (Две мессы), 8, 12vv, 1609
  • Messe d’intavolatura d’organo (Мессы в органной таблатуре), Venice, 1568:
  • Missae Apostolorum (Месса Апостолов), 4vv
  • Missae in Dominicis diebus (Месса в воскресные дни), 4vv
  • Missae Virginis Mariae (Месса Пресвятой Девы Марии), 4vv
  • Credo in dominicis diebus (Символ веры для воскресных дней), 4vv
  • Credo Angelorum (Символ веры Ангелов), 4vv
  • Credo Cardinalium (Символ веры Кардиналов), 4vv

Латинские мессы и литургические тексты:

  • Aspice domine (Смотри, Господи), 5vv, 1573
  • Benedicam Dominum (Благословлю Господа), 12vv, 1609
  • Benedicta es, coelorum regina (Благословенна ты, Царица Небес), 5vv, 1573
  • Cara la vita mia (Моя дорогая жизнь), 8vv, 1609
  • Kyrie quinti toni (Кирие пятого тона), 5vv, 1594
  • Kyrie sexti toni (Кирие шестого тона), 8vv, 1594
  • Kyrie sexti toni (Кирие шестого тона), 12vv, 1594
  • Sanctus primi toni (Свят, первый тон), 16vv, 1594
  • Sanctus sexti toni (Свят, шестой тон), 8vv, 1594
  • Sanctus sexti toni (Свят, шестой тон), 12vv, 1594
  • Magnificat primi toni (Величит мой дух Господа, первый тон), 8vv, 1594
  • Magnificat primi toni (Величит мой дух Господа, первый тон), 12vv, 1594
  • Magnificat quinti toni (Величит мой дух Господа, пятый тон), 8vv, 1594
  • Magnificat sexti toni (Величит мой дух Господа, шестой тон), 8vv, 1594

2. Мотеты и духовные концерты (латинские тексты)

  • Liber primus sacrarum cantionum (Первый сборник священных песен), 5vv, 1578
  • Liber secundus sacrarum cantionum (Второй сборник священных песен), 5vv, 1578
  • Il primo libro de mottetti (Первый сборник мотетов), 6vv, 1583
  • Il primo libro de mottetti a voci pari (Первый сборник мотетов для равных голосов), 4vv, 1584
  • Il secondo libro de mottetti (Второй сборник мотетов), 6vv, 1593
  • Il terzo libro de mottetti (Третий сборник мотетов), 6vv, 1605
  • Sacrorum concentuum (Священные концерты), 5, 6, 10, 12, 16vv, 1594

Примеры отдельных мотетов:

  • Adoramus te, Domine (Мы поклоняемся Тебе, Господи), 6vv, 1593
  • Anima nostra sustinet Dominum (Наша душа возлагается на Господа), 8vv, 1594
  • Apparuit benignitas (Явилась благость), 6vv, 1593
  • Assumpsit Jesus Petrum (Иисус взял Петра), 6vv, 1583
  • Ascendens Christus in altum (Вознесся Христос ввысь), 5vv, 1578
  • Audi, Domine hymnum (Слушай, Господи, гимн), 6vv, 1593
  • Ave gratia plena (Радуйся, благодатная), 8vv, 1594
  • Ave Maria (Радуйся, Мария), 5vv, 1578
  • Beata Elisabeth (Блаженная Елизавета), 5vv, 1578
  • Beata es, Virgo Maria (Блаженна ты, Дева Мария), 7vv, 1593
  • Beata viscera (Блаженны чрева), 6vv, 1593
  • Beati qui custodiunt judicium (Блаженны соблюдающие суд), 4vv, 1584
  • Beati qui habitant in domo tua (Блаженны, кто живет в доме Твоем), 4vv, 1584

3. Латинские гимны, псалмы и духовные песни

  • Cantabo Domino in vita mea (Я воспою Господу в жизни моей), 4vv, 1584
  • Cantate Domino (Пойте Господу), 7vv, 1593
  • Clamavi in toto corde meo (Взываю всем сердцем), 4vv, 1584
  • Cogitavi dies antiquos (Я вспоминал древние дни), 4vv, 1584
  • Confiteantur tibi populi (Народы да славят Тебя), 8vv, 1594
  • Delicta juventutis meae (Прегрешения моей юности), 6vv, 1583
  • Deus noster refugium (Бог наш — прибежище), 8vv, 1594
  • Domine, si adhuc populo (Господи, если еще народу), 5vv, 1578
  • Dominus dedit (Господь дал), 6vv, 1583
  • Dominus illuminatio (Господь — свет), 7vv, 1593
  • Dominus regit me (Господь пастырь мой), 4vv, 1584
  • Dum illucescente (Когда рассветает), 4vv, 1584
  • Ecce Maria genuit (Вот Мария родила), 7vv, 1593
  • Ego sum panis vivus (Я — хлеб живой), 5vv, 1578

4. Итальянские мадригалы и светская лирика

  • Il primo libro de madrigali (Первый сборник мадригалов), 5vv, 1566
  • Il primo libro de madrigali (Первый сборник мадригалов), 4vv, 1579
  • Il primo libro de madrigali (Первый сборник мадригалов), 3vv, 1580
  • Il secondo libro de madrigali (Второй сборник мадригалов), 5vv, 1604
  • Примеры отдельных мадригалов:
  • Alma ch'or vivi in ciel (Душа, что ныне живет на небе), 5vv, 1566
  • Amor co’ i strai (Любовь со страстью), 5vv, 1596
  • Amor n'è causa (Любовь — причина), 3vv, 1580
  • Bella fanciulla (Прекрасная девушка), 3vv, 1580
  • Chiara beata luce (Ясный блаженный свет), 5vv, 1566
  • Cintia tu sei più bella (Цинтия, ты прекраснее), 5vv, 1566
  • Il desiderio e la speranza (Желание и надежда), 5vv, 1566
  • L’alma mia fiamma oltra (Моя душа горит), 6vv, 1560
  • Vergine bella (Прекрасная Дева), 5vv, 1604

5. Органные произведения

Токкаты:

  • Toccate d’intavolatura d’organo, libro primo (Токкаты, книга первая), 1598
  • Toccate d’intavolatura d’organo, libro secondo (Токкаты, книга вторая), 1604

Канцоны для органа:

  • Canzoni d'intavolatura d'organo fatte alla francese (Канцоны в органной таблатуре по-французски), 1592
  • Libro secondo di canzoni d'intavolatura d'organo fatte alla francese (Второй сборник органных канцон по-французски), 1606
  • Terzo libro de canzoni d'intavolatura d'organo fatte alla francese (Третий сборник органных канцон по-французски), 1611

Ричеркари:

  • Ricercari d’intavolatura d’organo, libro primo (Ричеркари в органной таблатуре, книга первая), 1567
  • Il primo libro de ricercari da cantare (Первый сборник ричеркаров для пения), 4vv, 1574
  • Ricercari da cantare, libro secondo (Ричеркари для пения, книга вторая), 4vv, 1607
  • Ricercari da cantare, libro terzo (Ричеркари для пения, книга третья), 4vv, 1608

Вершеты:

  • Versetti del secondo tono (Вершеты второго тона)
  • Magnificat primi toni (Магнификат первого тона)
  • Messa Domenicale (Воскресная месса)
  • Messa degli Apostoli (Месса Апостолов)
  • Versi del secondo tono (Стихи второго тона)
  • Versi dell’ottavo tono (Стихи восьмого тона)
  • Versi del primo tono (Magnificat primi toni) (Стихи первого тона, Магнификат первого тона)
  • Passo e mezzo (Полуход)

Ноты сочинений Клаудио Меруло на сайте библиотеки IMSLP