Мерула, Тарквинио
1594 - 1665

Назад

Merula, Tarquinio

Тарквинио Мерула (Tarquinio Merula)

Дата рождения: 1594–1595

Место рождения: Кремона, Италия

Дата смерти: 10 декабря 1665

Место смерти: Кремона, Италия

Биография

Тарквинио Мерула был итальянским композитором, органистом и скрипачом. Он считался одним из лучших и наиболее прогрессивных итальянских композиторов своего поколения, отличался мастерством как в вокальной, так и в инструментальной музыке.

Предполагаемые годы рождения Мерулы основаны на том, что он был миропомазан 23 апреля 1607 года, вероятно, в обычном возрасте 12 лет. Его первой должностью, вероятно, был пост органиста при церкви С. Бартоломео, принадлежащей отцам-кармелитам в Кремоне. 22 октября 1616 года он подписал трёхлетний контракт на работу органистом в церкви Инкоронаты в Лоди. 8 февраля 1620 года контракт был продлён, но к концу января 1621 года он, по-видимому, покинул Лоди.

Вероятно, он сразу перешёл к следующей известной позиции в Польше, поскольку в письме Антона Нойнхабера того времени он упоминается как находящийся в Варшаве. В 1624 году его должность была уточнена: он служил «organista di chiesa e di camera» при Сигизмунде III, короле Польши.

Вернувшись в Кремону, Мерула 18 февраля 1626 года был избран временным маэстро ди капелла для исполнения Laudi della Madonna, проводимых у главного алтаря кафедрального собора по субботам и на кануны праздников, посвящённых Деве Марии. Постоянное назначение последовало 13 января 1627 года. В 1628 году он также занимал должность органиста при коллегиальной церкви С. Агаты.

Следующим его местом работы стал Бергамо, где 12 апреля 1631 года он подписал трёхлетний контракт на должность маэстро ди капелла в церкви С. Мария Маджоре. В качестве преемника Алессандро Гранди (i), умершего во время чумы 1630 года, Мерула начал восстановление капеллы. В первый год работы Г.Б. Буонанте был одним из её участников. Однако 29 декабря 1632 года его уволили за «неприличное поведение по отношению к нескольким ученикам».

Угрожая судебным иском для взыскания утраченной зарплаты, он столкнулся с возможным уголовным делом со стороны администрации С. Мария Маджоре. 11 апреля 1633 года вопрос был решён его заявлением, в котором он извинился и отказался от всех требований к зарплате. Он снова вернулся в Кремону и по собственной просьбе и предварительной договорённости был восстановлен 19 августа 1633 года в должности маэстро ди капелла для Laudi della Madonna в кафедральном соборе, заменив Г.Б. Минцио, который занимал этот пост на тот момент.

Разногласия с руководством по вопросам зарплаты и обязанностей привели к его уходу в 1635 году. В 1638 году он вновь появляется в Бергамо в должности маэстро ди капелла и органиста при соборе, рядом с С. Мария Маджоре. Проблемы с бывшими работодателями в С. Мария Маджоре привели к тому, что 14 апреля 1642 года им было запрещено своим музыкантам выступать под его руководством, что нарушило обычный обмен музыкантами между двумя церквями.

Он, по-видимому, оставался в кафедральном соборе Бергамо до своего окончательного возвращения в Кремону, которое произошло после его назначения 25 августа 1646 года на пост органиста кафедрального собора и органиста и маэстро ди капелла для Laudi della Madonna в качестве преемника Николо Коррадини. Таким образом, он в третий раз занял последнюю из этих должностей и одновременно удерживал все три до своей смерти.

В 1643 году Мерула сотрудничал с пятью другими композиторами при создании музыки к La finta savia, исполненной в Венеции. Он был членом Accademia dei Filomusi в Болонье и рыцарем ордена Золотой шпоры.

Творчество

Мерула особенно остро реагировал на венецианские стилистические новшества, и его сакральная музыка была полностью прогрессивной. Сакральные концерты для небольшого количества голосов напоминают работы Монтеверди своим искусно выстроенным мелодическим рисунком, часто богато украшенным, как можно видеть на примере. Он был одним из первых композиторов, писавших сольные мотеты с сопровождением струнных инструментов.

Его сакральные концерты для большего количества голосов выполнены в стиле Джованни Габриели, с гармонически продуманными линиями, сильным тональным развитием и ясной формальной структурой. В середине 1630-х годов Мерула обратился к написанию мессы и вечерних псалмов, некоторые из которых используют остинатный бас.

Одна из композиций Beatus vir использует романсеку, а целая месса, как считается, построена на Aria del Gran Duca, хотя на самом деле она основана на Ruggiero. Другие формальные приёмы, встречающиеся в его музыке, включают принцип риторнелло и схему ABB, распространённую по всей Италии до 1680-х годов.

Светская музыка Мерулы включает монодии, диалоги и концертированные мадригалы, в том числе одни из лучших произведений своего времени. Его арии написаны в венецианском стиле Берти и Гранди и обычно имеют трёхдольный размер. В многочисленных концертированных мадригалах 1630-х годов он использовал остинатные басовые фигуры, а в некоторых произведениях чётко прослеживается деление на речитатив и арию, характерное для зрелой барочной кантаты. Заглавное произведение его опуса 13 содержит элементы stile concitato Монтеверди.

Инструментальная музыка Мерулы включает произведения как для клавишных, так и для ансамблей. Ансамблевые канцоны (canzonae) являются одними из его значительных работ и прослеживают развитие формы до 1650-х годов, включая постепенное слияние с сонатой, что привело к появлению sonata da chiesa. Ранние канцоны, как и у его североитальянских современников, используют четырёхголосное письмо и делятся на контрастные секции, которые часто повторяются. Во втором сборнике он применил трёхголосные текстуры, указал партию скрипки (с заметно идиоматическим письмом) и часто повторял открывающий материал в конце произведения. В поздних канзонах влияние техники скрипки проявлено более явно, поэтому их трудно отличить от ранних церковных сонат, впоследствии написанных такими композиторами, как Казати и Легренци.

В 1630-х годах и позднее он написал несколько канзон на основе остинато, вариации на популярные темы, камерные сонаты, симфонии и ряд танцев. Также им написаны несколько сонат, схожих с произведениями Буонанте и Г.Б. Фонтаны. Сохранившиеся клавирные произведения демонстрируют сходство с творчеством Фрескобальди и Микеланджело Росси. Некоторые пьесы используют темы, встречающиеся в его ансамблевых канзонах.


Произведения

Оперы

  • La finta savia (G. Strozzi) — «Лживая мудрая», Венеция, 1643, в соавторстве с Филиберто Лауренци, Алессандро Леардини, Винченцо Торри и Бенедетто Феррари

Сакральная музыка

  • оп.6 — Il primo libro de motetti e sonate concertati — «Первый сборник мотетов и концертированных сонат», 2–5 голосов, Венеция, 1624
  • оп.?8 — Libro secondo de concerti spirituali con alcune sonate — «Второй сборник духовных концертов с некоторыми сонатами», 2–5 голосов, Венеция, 1628
  • оп.11 — Pegaso … salmi, motetti, suonate … libro terzo — «Пегас … псалмы, мотеты, сонаты … третий сборник», 2–5 голосов, около 1633–1637, Венеция
  • оп.15 — Concerto … messi, salmi … concertati — «Концерто … мессы, псалмы … концертированные», 2–8, 12 голосов, инструменты, Венеция, 1639
  • оп.16 — Arpa Davidica … salmi, et messe — «Арфа Давидова … псалмы и мессы», 4 голоса, Венеция, 1640
  • оп.18 — Il terzo libro delle salmi et messa concertati — «Третий сборник псалмов и концертированной мессы», 3–4 голоса, Венеция, 1652
  • Gaudeamus omnes, S, vn, bc — «Радуйтесь все», сопрано, скрипка, бас, издание В. Фюрлингер, около 1977

Светская вокальная музыка

  • оп.4 — Il primo libro de madrigaletti — «Первый сборник мадригалетти», 3 голоса, бас, Венеция, 1624
  • оп.5 — Il primo libro de madrigali concertati — «Первый сборник концертированных мадригалов», 4–8 голосов, бас, Венеция, 1624
  • оп.?7 — Satiro e Corisca, dialogo musicale — «Сатир и Кориска, музыкальный диалог», 2 голоса, бас, Венеция, 1626
  • оп.10 — Madrigali et altre musiche concertate a 1–5, libro secondo — «Мадригалы и другие концертированные произведения», 1–5 голосов, второй сборник, Венеция, 1633 (2/1635 как Musiche concertate et altri madrigali, libro secondo)
  • оп.13 — Curtio precipitato et altri capricii, libro secondo — «Курцио Пречипитато и другие каприччио», второй сборник, 1 голос, Венеция, 1638
  • оп.?14 — Canzonette a 3 et 4 — «Канцонетты для 3 и 4 голосов», до 1649 года, утрачено

Инструментальная музыка

  • оп.1 — Il primo libro delle canzoni — «Первый сборник канцон», 4 голоса, Венеция, 1615
  • оп.9 — Il secondo libro delle canzoni da suonare — «Второй сборник канцон для исполнения», 3 инструмента, бас, около 1631–1633, Венеция
  • оп.12 — Canzoni overo sonate concertate per chiesa e camera, libro terzo — «Канцоны или концертированные сонаты для церкви и камерного исполнения, третий сборник», 2–3 голоса, Венеция, 1637
  • оп.17 — Il quarto libro delle canzoni da suonare — «Четвёртый сборник канцон для исполнения», 2–3 голоса, Венеция, 1651

Клавирные произведения

  • Canzona — «Канцона»
  • Capriccio — «Каприччио»
  • Sonata cromatica — «Хроматическая соната»
  • Toccata del secondo tono — «Токката второго тона»
  • Un cromatico overo Capricio primo tuono per li semituoni — «Хроматическое или Каприччио первого тона для полутона»

Ноты сочинений Тарквинио Мерулы на сайте библиотеки IMSLP