Мерсен, Марин
1588 - 1648

Назад

Марин Мерсен (Marin Mersenne) - Французский математик, философ, музыкальный теоретик и ученый

Родился 8 сентября 1588 года, Ла-Сультьер, графство Уаз - умер 1 сентября 1648 года, Париж. 

Французский математик, философ, музыкальный теоретик и ученый. Он был одним из ведущих французских мыслителей XVII века, и его работы занимают центральное место в академических и научных движениях второй четверти века; значительная их часть посвящена науке, теории и практике музыки. Он был переходной фигурой во Франции в эпоху решающего слияния идей Ренессанса и барокко, суммируя достижения прошлого и ставя сложные вопросы для будущего, присущие новым взглядам его времени.

Мерсенн сначала учился в колледже в Ле-Мане, а с 1604 года - в недавно созданной иезуитской школе в Ла-Флеш, где он изучал логику, физику, метафизику, математику и теологию. В 1609 году он уехал в Париж, чтобы завершить свое обучение в Королевском колледже и Сорбонне. В 1611 году он вступил в орден минимов, начав свое послушничество в монастыре в Найджоне, недалеко от Парижа, и завершив его в Сен-Пьер-де-Фублен, недалеко от Мо, где 17 июля 1612 года принял духовный сан. После этого он служил в монастыре Миним на Королевской площади в Париже и был назначен диаконом и священником. В 1614 году он был отправлен в монастырь близ Невера в качестве преподавателя философии (1615-17) и теологии (1618), после чего был назначен корректором. В 1619 году он вернулся в Париж в качестве монаха ордена и оставался там до конца своей жизни, за исключением редких поездок в Нидерланды, французские провинции и Италию.

Творчество Мерсенна отражает неоплатоническое, энциклопедическое мировоззрение, в соответствии с которым наука сначала используется для защиты религии. В дальнейшем в его мышлении преобладает концепция универсальности знаний и развития научной методологии, основанной на экспериментах и принципах механики. Он твердо верил в разум человека и в устройство Вселенной, поощрял совместные предприятия и распространение научных знаний, выступал за создание международной академии. Его келья в Париже стала местом встреч для интеллектуально одаренных людей, и он поддерживал обширную переписку с ведущими мыслителями того времени, включая Декарта, Гассенди, Гоббса, Констанция Гюйгенса, Ферма, Роберваля, Галилея, Дони, Арнольда и Пейреска; многие идеи, которыми они обменивались, нашли отражение в его опубликованных работах. работает.

Хотя круг его интересов был широк, работы Мерсенна имеют особое значение в нескольких конкретных областях знания: в философии он служил посредником между Декартом и другими мыслителями того времени, в математике его имя особенно ассоциируется с исследованиями циклоидальных кривых и теорией чисел, в астрономии его труды помогли установить это современная наука, и в области физики он внес удивительно оригинальный вклад в теорию акустики.

Именно благодаря математике и физике музыке отводится важная роль в трудах Мерсенна. Для него музыка была доступна анализу и рациональному объяснению, и она заняла свое место наряду с другими дисциплинами в качестве области научных исследований. Шесть из 24 его опубликованных работ полностью или в значительной степени посвящены музыке. Он поднимал фундаментальные акустические вопросы даже в самом раннем из них, "Quaestiones celeberrimae in Genesim" (1623), несмотря на общий экзегетический и полемический характер трактата, в котором музыка трактуется в гуманистическом ключе и особый акцент делается на природе и могуществе древней музыки. К 1630-м годам его труды о музыке приобрели новый научный интерес и формат: именно в этот период появилась его самая важная опубликованная работа "Всемирная гармония", которая, несмотря на характерную для нее уклончивость и иногда некритические высказывания, содержит его наиболее развитые и проницательные идеи о музыке, как теоретические, так и практические.

Открытие Мерсенном основных принципов поведения звука, которые в более поздние времена легли в основу науки акустики, является центральным вкладом в развитие музыкальных знаний. На основе наблюдений, полученных в результате экспериментов и изучения природных явлений, он определил звук как чистое движение, а не как субстанцию, и точно описал метод передачи звука. Ему приписывают то, что он первым сформулировал правила, регулирующие вибрирующие струны, основанные на понимании переменных факторов, от которых зависит высота звука (длина, диаметр, натяжение и масса вибрирующего элемента), и первым определил природу парциальных колебаний (гармоник), связанных с основной нотой. Он внес свой вклад в теорию настройки и темперирования, обобщив знания о более ранних системах, и выступал за равный темпер, предназначенный для практического применения при изготовлении определенных инструментов. Он также исследовал природу скорости звука, явления эха и резонанса, а также характер вибрирующего столба замкнутого воздуха: во всех этих областях его работы также были важны для последующих разработок.

Вопросы спекулятивной теории поднимаются на протяжении всего творчества Мерсенна, однако он явно предпочитал теорию, основанную на практике, хотя сам не был исполнителем или композитором. Он широко освещал практические темы и обращался за советами и композиционными моделями к ведущим музыкантам того времени, включая Модюи, Тителуза, Дю Карруа, Ле Жен, Антуана Боэссе, Мулинье и Шарля Ракке. Его описание композиционной практики начала XVII века, хотя и основано в значительной степени на работах Зарлино, дает представление о влиянии новых взглядов на эту практику, особенно во Франции. Природа консонанса и диссонанса переосмысливается в свете законов вибрирующих тел и природы партиалов; но появляется новое понимание психологического фактора в восприятии слушателем музыкального события (этот вопрос также обсуждался Декартом), и он допустил определенную свободу в интересах слушателей. приятного звука или желаемого эффекта. Для Мерсенна консонанс служил основой композиции, а диссонанс выполнял декоративную функцию.

При разработке правил построения мелодий Мерсенн подчеркивал связь музыки с риторикой и рекомендовал использовать практику ars combinandi для поиска приемлемого решения той или иной проблемы. Он внес свой вклад в теорию ритма, изучая греческую метрику и ее эмоциональное содержание, а также ораторские качества ритма. Его работа представляет собой виртуальный сборник модальных систем, которые пропагандировались и использовались в то время, но он предложил сократить количество таких систем, рекомендовав, чтобы они основывались непосредственно на октавных разновидностях (а не на финалах) и чтобы была принята процедура сольмизации из семи слогов для устранения мутаций.

Мерсенн различал национальные стили исполнения. Он также проявлял практическую заинтересованность в педагогических методах обучения детей и начинающих музыкантов. Он рекомендовал альтернативные методы нотной записи с целью упрощения процесса изучения и исполнения музыки. Он рассмотрел орнаменты и методы их обработки и нашел место для определения терминологии. Его классификация музыкальных инструментов (частично основанная на более ранних работах Михаэля Преториуса) и его обширное описание структуры и возможностей как западных, так и восточных инструментов, известных ему в то время, имеют особое значение для органологии.


Трактат «Универсальная гармония» (Париж, 1627, 1636-37)
Прелюдия к «Универсальной гармонии» (Париж, 1634)
Вопросы теологии, физики, морали и математики (Париж, 1634).

Ноты сочинений Марина Мерсена на сайте библиотеки IMSLP