Мерсен, Марин
1588 - 1648

Назад

Mersenne, Marin

  • Дата рождения: 8 сентября 1588 года
  • Место рождения: Ла Сультьер, близ Уазе, Мэн, Франция
  • Дата смерти: 1 сентября 1648 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Марен Мерсенн был французским математиком, философом, теоретиком музыки и ученым. Он был одним из ведущих французских мыслителей XVII века, а его работы занимают центральное место в академических и научных движениях второй четверти века; значительная часть его трудов посвящена науке, теории и практике музыки. Он был переходной фигурой на важном пересечении идей Ренессанса и Барокко во Франции, суммируя достижения прошлого и ставя трудные вопросы для будущего, присущие новым взглядам его времени.

Мерсенн сначала учился в колледже в Ле-Мане, а с 1604 года — в недавно основанной иезуитской школе в Ла-Флеш, где изучал логику, физику, метафизику, математику и теологию. В 1609 году он отправился в Париж для завершения учебы в Коллеж-Ройаль и Сорбонне. В 1611 году он вступил в орден Минимов, начав новициат в монастыре в Нижоне, недалеко от Парижа, и завершив его в Сен-Пьер-де-Фублин, недалеко от Мо, где 17 июля 1612 года принял священный сан. После этого он служил в монастыре Минимов на Плас-Рояль в Париже и был назначен диаконом и священником.

В 1614 году его отправили в монастырь близ Невера преподавателем философии (1615–1617) и теологии (1618), после чего он был назначен корректором. В 1619 году он вернулся в Париж как член конвента ордена и оставался там до конца жизни, за исключением отдельных поездок в Нидерланды, французские провинции и Италию.

Творчество

Труды Мерсенна отражают неоплатоническое, энциклопедическое мировоззрение, в котором наука изначально используется для защиты религии. Его позднее мышление сосредоточено на концепции универсальности знания и развитии научной методологии, основанной на экспериментах и принципах механики. Он твердо верил в разум человека и порядок во вселенной, способствовал совместной работе и распространению научных знаний, поддерживая создание международной академии. Его келья в Париже стала местом встреч для интеллектуально любопытных людей, и он вел обширную переписку с ведущими мыслителями того времени, включая Декарта, Гассенди, Гоббса, Константина Хюйгенса, Ферма, Роверваля, Галилея, Дони, Арно и Пейреска; многие идеи, обсуждавшиеся в этих письмах, нашли отражение в его опубликованных трудах.

Хотя интересы Мерсенна были очень широки, его работы имеют особое значение в нескольких областях: в философии он служил посредником между Декартом и другими мыслителями того времени, в математике его имя связано с исследованиями циклоид и теорией чисел, в астрономии его труды помогли создать современную науку, а в физике он сделал исключительно оригинальные открытия в акустике.

Именно через математику и физику музыка получила важное место в трудах Мерсенна. Для него музыка могла быть проанализирована и рационально объяснена, и она занимала место наряду с другими дисциплинами как объект научного исследования. Шесть из 24 его опубликованных трудов полностью или частично посвящены музыке. Он поднимал фундаментальные акустические вопросы даже в самых ранних из них, Quaestiones celeberrimae in Genesim (1623), несмотря на общий экзегетический и полемический характер трактата, где музыка рассматривается гуманистически, с особым вниманием к природе и силе древней музыки. К 1630-м годам его работы по музыке приобрели новый научный интерес и формат: это период его наиболее необходимого опубликованного труда — Harmonie universelle, который, несмотря на характерные отступления и порой некритическое изложение, содержит его самые развитые и проницательные идеи о музыке, как теоретические, так и практические.

Выведение Мерсенном основных принципов поведения звука, лежащих в основе науки об акустике в последующее время, является центральным вкладом в музыкальное знание. На основе наблюдений, полученных в результате экспериментов и изучения природных явлений, он рассматривал звук как чистое движение, а не как субстанцию, и точно описал метод передачи звука. Ему приписывают формулирование первых правил, управляющих вибрацией струн, на основе понимания переменных факторов, влияющих на высоту звука (длина, диаметр, натяжение и масса вибрирующего тела), и первому обнаружению природы обертонов, связанных с основной нотой. Он внес вклад в теорию строя и темперации через синтез знаний о прежних системах и выступал за равномерно темперированную систему, предназначенную для практического применения при создании некоторых инструментов. Он также исследовал природу скорости звука, явления эха и резонанса, а также характер колонки воздуха в замкнутом объеме: во всех этих областях его работа была важна для последующих разработок.

Вопросы спекулятивной теории поднимались на протяжении всего творчества Мерсенна, однако он явно отдавал предпочтение теории, основанной на практике, хотя сам не был исполнителем или композитором. Он уделял большое внимание практическим вопросам и искал советы и композиционные модели у ведущих музыкантов того времени, включая Модюэ, Титлуза, Дю-Короа, Ле Жена, Антуана Буссе, Мулинье и Шарля Раке. Его описание практики композиции начала XVII века, во многом основанное на трудах Зарлино, дает представление о влиянии новых подходов на эту практику, особенно во Франции. Природа консонанса и диссонанса переосмысливается с точки зрения законов вибрирующих тел и природы обертонов; одновременно появляется новое понимание психологического фактора в восприятии музыкального события слушателем (вопрос, также обсуждаемый Декартом), и Мерсенн допускал определенную свободу ради приятного звука или желаемого эффекта. Для Мерсенна консонанс служил основой композиции, а диссонанс — орнаментальной функцией.

Разрабатывая правила построения мелодий, Мерсенн подчеркивал связь музыки с риторикой и рекомендовал использовать практику ars combinandi для поиска приемлемого решения музыкальной задачи. Он внес вклад в теорию ритма через изучение греческой метрики и их эмоционального содержания, а также ораторских качеств ритма. Его работа представляет собой своего рода справочник модальных систем того времени, но он предлагал сократить их количество, основывая системы на октавных степенях (а не на финальных нотах) и рекомендуя семислоговую сольмизацию для устранения модуляций.

Мерсенн различал национальные стили исполнения. Он также проявлял практическую заботу о педагогических техниках обучения детей и начинающих. Он рекомендовал альтернативные методы записи музыки с целью упрощения изучения и исполнения. Он рассматривал орнаменты и методы орнаментальной разработки и предложил определения терминологии. Его классификация музыкальных инструментов (частично основанная на ранней работе Михаэля Преториуса) и обширное представление структур и возможностей как западных, так и восточных инструментов, известных ему, имеют особое значение для органологии.

Произведения (только музыкальные)

  • Quaestiones celeberrimae in Genesim (Париж, 1623) («Наиболее знаменитые вопросы по Бытию»)
  • La verité des sciences (Париж, 1625) («Истина наук»)
  • Livre de la nature des sons (рукопись) («Книга о природе звуков»)
  • Traité de l'harmonie universelle (Париж, 1627) («Трактат о всеобщей гармонии»)
  • Les préludes de l'harmonie universelle (Париж, 1634) («Прелюдии всеобщей гармонии»)
  • Les questions théologiques, physiques, morales, et mathématiques (Париж, 1634) («Вопросы теологические, физические, моральные и математические»)
  • Questions harmoniques (Париж, 1634) («Гармонические вопросы»)
  • Questions inouyes ou Récréation des sçavans (Париж, 1634) («Необыкновенные вопросы или развлечение ученых»)
  • Harmonicorum libri, in quibus agitur de sonorum natura (Париж, 1635–1636) («Книги о гармониках, в которых рассматривается природа звуков»)
  • Harmonicorum instrumentorum libri IV (Париж, 1636) («Четыре книги о гармонических инструментах»)
  • Harmonie universelle (Париж, 1636–1637) («Всеобщая гармония»)
  • Cogitata physico-mathematica (Париж, 1644) («Физико-математические размышления»)
  • Novarum observationum physico-mathematicarum III (Париж, 1647) («Три новые физико-математические наблюдения»)
  • Correspondance du P. Marin Mersenne (Париж, 1932–1970) («Переписка отца Марена Мерсенна»)

Ноты сочинений Марина Мерсена на сайте библиотеки IMSLP