Мерчи, Джозеф Бернард
1730 - 1793

Назад

Merchi, Joseph Bernard

  • Дата рождения: около 1730 года
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: 22 мая 1793 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жозеф Бернар Мерчи был итальянским инструменталистом и композитором, работавшим во Франции. Его часто путают с братом Джакомо («из Брешии»), так как почти все их опубликованные сочинения подписаны лишь фамилией «Merchi». Первое документальное свидетельство о братьях относится к 25 мая 1751 года в Ренне, где они были описаны как «братья из Венеции, музыканты придворной капеллы его величества короля Сардинии». Они играли на мандолине, лютне, колассионе и теорбе, а также выступали в том же году в Дижоне.

В августе и сентябре 1752 года в Франкфурте были объявлены пять концертов для колассионе, мандолины и виолончели, один из которых совместно со скрипачом Карло Тессарини. Mercure de France отметил исполнение братьями Мерчи «концерта их сочинения для колассионе» на Concert Spirituel в Париже 31 мая 1753 года. Братья также выступали в Лондоне.

После 1760 года, по-видимому, только один из братьев (возможно, Жозеф Бернар) остался в Париже, где пользовался высокой репутацией как композитор и педагог по гитаре, мандолине и скрипке. Братьям Мерчи в 1755, 1766, 1771 и 1777 годах предоставлялись привилегии на издание вокальной и инструментальной музыки. С 1760-х до около 1780 года в Париже ежегодно публиковалось по одному-двум сборникам музыки для гитары; в названиях сочинений op.3 и op.4 ещё сохраняется имя Джакомо.

В качестве издателей братья способствовали разнообразию музыкальной продукции предреволюционного Парижа, включая новые песни и произведения для гитары, мандолины и скрипки, а также сочинения Альбанезе, Глюка, Гретри, Монсиньи, Филидора и Пиччинни. Некоторые произведения, в том числе пьесы для английской гитары, были опубликованы в Лондоне.

Оставшийся в Париже брат издал два учебника по гитаре: Le guide des écoliers de guitarre op.7 («Пособие для учеников гитары») около 1761 года и Traité des agréments op.35 («Трактат об украшениях») 1777 года, дополнение к более раннему труду.

Творчество

Как сторонники идей Просвещения, братья Мерчи стремились предоставить гитаристам новый, более качественный репертуар и развивать инструмент. В вокальных сочинениях сопровождение получало мелодическую роль, дополняя простые арпеджио. В дуэтах для гитар обе партии были равнозначны, а гармоническое изложение отличалось новизной.

До op.7 публикации сопровождались параллельной системой табулатуры и нотации, как у Корретта и Жанти, но после op.7 табулатура была оставлена. В op.7 рекомендовалось использование сдвоенных струн, но в op.35 они заменены одинарными ради улучшения звучания и тембра. В этом трактате также отражены некоторые идеи Ж.-Ж. Руссо, а в op.36 — его музыка. В 1770 году Mercure de France описал парижского Мерчи как сторонника нового метода настройки ладов в мандолинах и гитарах.

Благодаря своей деятельности он стал одной из важнейших фигур в этой области в предреволюционный период, когда барочная гитара окончательно превращалась в классический инструмент.

Произведения

Инструментальные:

  • Sei duetti op.2 («Шесть дуэтов»)
  • Quatro duetti, e 6 minuetti con variazione op.3 («Четыре дуэта и шесть менуэтов с вариацией»)
  • Sei trio op.5 («Шесть трио»)
  • Sei trio op.9 («Шесть трио»)
  • Sei duetti op.12 («Шесть дуэтов»)
  • Six duo op.15 («Шесть дуэтов»)
  • Dodici suonate op.16 («Двенадцать сонат»)
  • Sei sonate op.21 («Шесть сонат»)
  • Twelve divertimentos op.21 («Двенадцать дивертисментов») [Лондон]
  • A Collection of the Most Favorite Italian, French & English Songs & Duets op.22 («Собрание самых популярных итальянских, французских и английских песен и дуэтов») [Лондон]
  • Sei sonate op.28 («Шесть сонат»)
  • Sei duetti op.33 («Шесть дуэтов»)
  • Six Lessons and Six Duets («Шесть уроков и шесть дуэтов») [Лондон]

Вокальные:

  • Six barcaroles italiennes op.1 («Шесть итальянских баркарол»)
  • Raccolta d’ariette francesi ed italiane op.4 («Сборник французских и итальянских ариетт»)
  • Ariette et vaudevilles nouveaux op.5 («Новые ариетты и водевили»)
  • Scelta d’arietta francesi, italiane ed inglesi («Избранные французские, итальянские и английские ариетты») [Лондон, 1766]
  • 12 ariette et 4 duetti per cantare o sonare op.17 («12 ариетт и 4 дуэта для пения или исполнения»)
  • Collection of the Most Favourite Italian, French & English Songs («Собрание самых популярных итальянских, французских и английских песен») [Лондон]
  • A Collection of the Most Favourite Italian, French & English Songs and Duets («Собрание самых популярных итальянских, французских и английских песен и дуэтов») [Лондон]

Сборники для гитары:

  • Livre de guitare op.6–36 («Книга для гитары», 1761–1780)
  • La guitarre de bonne humeur («Гитара в хорошем настроении»)
  • Les soirées de Paris («Парижские вечера»)
  • Recueil d’airs avec accompagnement de guitarre («Сборник арий с аккомпанементом гитары»)

Педагогические труды:

  • Le guide des écoliers de guitarre, ou Préludes aussi agréables qu’utiles op.7 («Пособие для учеников гитары, или Прелюдии столь же приятные, как и полезные», около 1761)
  • Traité des agréments de la musique exécutés sur la guitarre op.35 («Трактат об украшениях музыки, исполняемой на гитаре», 1777)