Менсиа (Таюэко), Мануэль
1731 - 1805

Назад

Mencía (Tajueco), Manuel

  • Дата рождения: 20 мая 1731
  • Место рождения: Берланга-де-Дуэро (Berlanga de Duero), Испания
  • Дата смерти: 7 августа 1805
  • Место смерти: Мадрид, Испания

Биография

Мануэль Менсия был испанским композитором и maestro de capilla (капельмейстером / руководителем церковной хоровой и музыкальной части богослужения). Он родился в Берланга-де-Дуэро и был крещён 20 мая 1731 года. Полагают, что музыкальное образование получил в соборе Паленсия, где его дядя, также по имени Мануэль Tajueco, служил органистом.

До 1752 года Менсия занимал пост органиста в коллегиальной церкви Берланга-де-Дуэро, затем временно стал вторым органистом в соборе Паленсия. В 1754-1755 годах участвовал в конкурсах на должность organista и maestro de capilla в Осме, Сеговии и Саморе, но безуспешно.

10 декабря 1755 года получил назначение maestro de capilla собора Лёон (León Cathedral). На этой должности он столкнулся с различными проблемами: его критикували в отношении преподавания хористам и нарушений обещаний, связанных с духовным статусом. В 1758 году городская власть Лёона приняла решение об его увольнении. Менсия подал в суд, в результате длительного процесса ему была присуждена компенсация и восстановление на службе в январе 1768 года.

После этого он некоторое время жил в Мадриде, пытаясь укрепить своё положение при дворе. В конце 1769 года был назначен maestro de capilla монастыря Descalzas Reales в Мадриде, где служил до своей смерти. В этот период Менсия пользовался большой репутацией как камерный и церковный композитор.

Творчество

Произведения Менсии, сохранившиеся до наших дней, характерны для поздней половины XVIII века. В латинской церковной музыке он использовал приёмы чередования соло, дуэтов и хора, а также вводил инструментальные вставки с оркестровым характером. Он предпочитал responsorios (респонсории) на большие праздники, нежели villancicos (виланси́кос), что было модным течением того времени. Его стиль сочетает церковную строгость с элементами яркой инструментальной окраски и хоровой полифонии, когда это возможно.

Тексты, как латинские, так и на испанском, он подбирал для богослужения, и часто отвечал требованиям своего времени — соблюдать баланс между традицией и обновлением музыкального языка церкви. Его музыка исполнялась не только в монастыре Descalzas Reales, но и в других церковных и соборных службах в Мадриде и в церковных архивах Испании.

Произведения

Вот список известных сохранившихся произведений Менсии:

  • Латинские (Latin): 2 masses («мессы»), 6 responsorios («респонсории»), 9 res (коротких произведений), 7 Lamentations («Плачей»), 4 ps settings («псалмоведения» или постановки псалмов), 2 Magnificat («Величитания»), 1 invitatory («приглашение к богослужению»), 1 litany («литания»), 1 Compline («Полуношница»).
  • Испанские (Spanish): 1 villancio («виланси́ко»), 1 дуэт (duo) на испанском языке.