Мено, Пьер
1642 - 1694
Назад
Menault, Pierre

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьер Мено был французским композитором и капельмейстером эпохи барокко. Родился в семье скромных виноградарей в Боэне, в Бургундии. В возрасте восьми лет он поступил в хоровую школу при Коллегиальной церкви Нотр-Дам в Боэне, где обучался музыке у Жака Юна (Jacques Huyn), одного из maîtres de chapelle, и у Гийома Трюфо (Guillaume Truffot). Оркестровую игру и клавишные — орган, clavicorde и клавесин — он освоил под руководством органиста Клода Шанэ (Claude Chanet). Мено покинул хоровую школу в 1660 году.
После этого в течение примерно десяти лет он стал священником и начинал музыкальную деятельность: он был maître de chapelle (капельмейстером) и каноником в кафедральном соборе Шалон-сюр-Марн (Châlons-sur-Marne). В 1671 году вернулся в своё родное место — Боэн, где стал maître de musique в коллегиальной церкви. С 1676 по 1687 год снова работал в Шалон-сюр-Марн, а затем завершил карьеру в Дижоне, где занял пост maître de chapelle в большой коллегиальной церкви Сен-Этьенн (Saint-Étienne), в которой органистом был отец будущего знаменитого Жан-Филиппа Рамо. Считается, что молодой Рамо мог получать музыкальное воспитание и влияние от Мено. Среди учеников Мено в Дижоне значится Жозеф Мишель (Joseph Michel), ставший важной фигурой в местной музыкальной жизни после Мено.
В 1683 году Пьер Мено участвовал в конкурсе на должность sous-maître (заместителя капельмейстера) Королевской капеллы при Версале, но не прошёл отбор на первый тур.
Мено оставил после себя печатные произведения, изданные издательством Кристофа Баллара (Christophe Ballard) примерно в период между 1676 и 1693 годами. Сочинения Мено представляют собой примеры французской церковной музыки XVII века, сочетающей черты старого франко-фламандского стиля с личной манерой автора.
Мессы Мено написаны по образцу старого полифонического письма: многие части начинаются с имитационных вступлений, постепенного нарастания, иногда с близкими к фуге элементами, однако контрапункт не строгий, используется с большей степенью свободы. С 1686 года Мено нередко вводил партию basso continuo в тех частях, где вокальные силы были уменьшены — что показывает влияние более современной к тому времени практики.
Особый интерес представляет его сочинение «Vespres à deux choeurs avec symphonies» («Вечерня для двух хоров с симфониями»), созданное в 1693 году: оно заметно по своему размаху (несколько псалмов, антифоны, мотеты) и по инструментальной и вокальной фактуре — сочетанию хоров, струнных, органа, континуо. Это одно из немногих полностью сохранившихся французских произведений подобного рода конца XVII века.
Ниже перечислены основные сохранившиеся произведения Мено: