Мено, Пьер
1642 - 1694

Назад

Menault, Pierre

  • Дата рождения: 1642
  • Место рождения: Боэн (Beaune), Франция
  • Дата смерти: 1694
  • Место смерти: Дижон (Dijon), Франция

Биография

Пьер Мено был французским композитором и капельмейстером эпохи барокко. Родился в семье скромных виноградарей в Боэне, в Бургундии. В возрасте восьми лет он поступил в хоровую школу при Коллегиальной церкви Нотр-Дам в Боэне, где обучался музыке у Жака Юна (Jacques Huyn), одного из maîtres de chapelle, и у Гийома Трюфо (Guillaume Truffot). Оркестровую игру и клавишные — орган, clavicorde и клавесин — он освоил под руководством органиста Клода Шанэ (Claude Chanet). Мено покинул хоровую школу в 1660 году.

После этого в течение примерно десяти лет он стал священником и начинал музыкальную деятельность: он был maître de chapelle (капельмейстером) и каноником в кафедральном соборе Шалон-сюр-Марн (Châlons-sur-Marne). В 1671 году вернулся в своё родное место — Боэн, где стал maître de musique в коллегиальной церкви. С 1676 по 1687 год снова работал в Шалон-сюр-Марн, а затем завершил карьеру в Дижоне, где занял пост maître de chapelle в большой коллегиальной церкви Сен-Этьенн (Saint-Étienne), в которой органистом был отец будущего знаменитого Жан-Филиппа Рамо. Считается, что молодой Рамо мог получать музыкальное воспитание и влияние от Мено. Среди учеников Мено в Дижоне значится Жозеф Мишель (Joseph Michel), ставший важной фигурой в местной музыкальной жизни после Мено.

В 1683 году Пьер Мено участвовал в конкурсе на должность sous-maître (заместителя капельмейстера) Королевской капеллы при Версале, но не прошёл отбор на первый тур.

Творчество

Мено оставил после себя печатные произведения, изданные издательством Кристофа Баллара (Christophe Ballard) примерно в период между 1676 и 1693 годами. Сочинения Мено представляют собой примеры французской церковной музыки XVII века, сочетающей черты старого франко-фламандского стиля с личной манерой автора.

Мессы Мено написаны по образцу старого полифонического письма: многие части начинаются с имитационных вступлений, постепенного нарастания, иногда с близкими к фуге элементами, однако контрапункт не строгий, используется с большей степенью свободы. С 1686 года Мено нередко вводил партию basso continuo в тех частях, где вокальные силы были уменьшены — что показывает влияние более современной к тому времени практики.

Особый интерес представляет его сочинение «Vespres à deux choeurs avec symphonies» («Вечерня для двух хоров с симфониями»), созданное в 1693 году: оно заметно по своему размаху (несколько псалмов, антифоны, мотеты) и по инструментальной и вокальной фактуре — сочетанию хоров, струнных, органа, континуо. Это одно из немногих полностью сохранившихся французских произведений подобного рода конца XVII века.

Произведения

Ниже перечислены основные сохранившиеся произведения Мено:

  • Missa “O felix parens” («Месса „О счастливый прародитель“») (1676)
  • Missa “Tu es spes mea” («Месса „Ты есть моя надежда“») (1686)
  • Missa “Ave senior Stephane” («Месса „Приветствуй, старец Стефан“») (1687)
  • Missa “Ferte rosas” («Месса „Поднялись розы“») (1691)
  • Missa “Date lilia” («Месса „Дайте лилии“») (1692)
  • Vespres à deux choeurs avec symphonies («Вечерня для двух хоров с симфониями») (1693)