Менальт, Габриэль
1657 - 1687
Назад
Menalt, Gabriel

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Габриэль Менальт был испанским композитором и органистом эпохи барокко. Он родился в Мартореле, недалеко от Барселоны, и рано проявил выдающиеся способности к игре на органе. В 1678 году он принимал участие в конкурсе на должность органиста в церкви Святых Юстуса и Пастора в Барселоне, однако тогда не был избран. Уже в следующем году, в 1679 году, он снова выступил на подобном состязании, но на этот раз в храме Санта-Мария-дель-Мар, где занял пост органиста. Эта должность стала главным делом его жизни, и он занимал её до своей смерти в 1687 году, скончавшись в возрасте всего 29 лет.
Несмотря на столь короткую жизнь, Менальт оставил заметный след в музыкальной культуре Каталонии. Он принадлежит к поколению органистов, которое продолжало развивать традиции испанской органной школы XVII века. Его музыка показывает как влияние предшественников — Хуана Кабанильеса, так и индивидуальные поиски выразительности и техники.
Творческое наследие Менальта полностью связано с органной музыкой. Его произведения сохранились в рукописях, найденных в Барселоне. Большинство сочинений представляют собой вариации жанра tiento (тъенто) — важнейшего жанра испанской органной школы, в котором органисты соединяли строгую полифонию с элементами импровизационного стиля.
Менальт писал как традиционные четырёхголосные tiento, так и пьесы в разделённом регистре (tiento partido), характерные для испанского органного искусства. В таких пьесах одна часть органа ведёт виртуозное, насыщенное украшениями движение, а другая служит статичным гармоническим фоном. Подобная техника позволяла создавать эффект диалога между двумя регистрами.
Помимо этого, композитор создал циклы органных версетов к восьми псалмовым тонам, где использовал старинные хоральные мелодии (григорианские песнопения), обрабатывая их поочередно во всех голосах в подражательной полифонии. В других произведениях он обращался к более гомофонной фактуре, применяя длинные секвенции и ритмическое разнообразие.
Особое место занимают обработки литургических гимнов Sacris solemniis («Священной торжественности») и Pange lingua («Воспой, язык»). Эти сочинения демонстрируют глубокую связь творчества Менальта с католическим богослужением.
Стиль Менальта сочетает строгость контрапункта с характерной для испанских органистов энергией, ритмической остротой и мастерством в использовании регистрационных возможностей инструмента. Его музыка считается важным этапом в развитии каталонской органной школы XVII века.
Все известные сочинения композитора написаны для органа. Среди них:
Некоторые из сочинений Менальта были опубликованы в XX веке: один tiento вышел в издании Х. Мусета Early Spanish Organ Music («Ранняя испанская органная музыка», Нью-Йорк, 1948), ещё пять — в сборнике Antología de organistas españoles del siglo XVII («Антология испанских органистов XVII века», Барселона, 1965–1966).
Ноты сочинений Габриэля Менальта на сайте библиотеки IMSLP