Мелли, Доменико Мария
.... - 1609
Назад
Melli, Domenico Maria

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Итальянский композитор и юрист. Он был родственником, возможно кузеном, Пьетро Паоло Мелли, который в своей третьей Intavolatura (1616) называет его «parente carissimo» («дорогой родственник»). В 1600 году Мелли был певцом в соборе Реджио-нель-Эмилии. На титульном листе его первой публикации он обозначен как доктор права, а в том же году подписал посвящение своего второго сборника в Падуе, где, вероятно, тогда проживал.
Как композитор, он, возможно, считал себя любителем; если это так, неудивительно, что вся его известная музыка сохранилась в книгах, посвящённых главным образом монодии, которая особенно пользовалась популярностью у любителей-композиторов в Италии начала XVII века. Мелли действительно был единственным композитором, кроме Чаккини (чьи Le nuove musiche (Новая музыка) считается началом огромной моды на монодию), кто публиковал монодии в первые годы века. Мелли был менее значимым композитором, чем Чаккини, хотя их музыка имеет сходства, особенно в преобладающей мягкой диатонической гармонии и в соотношении вокальной линии и баса (который у Мелли почти полностью не фортепианный): в музыке обоих композиторов поляризация голоса и баса является одной из основных черт монодии, особенно в мадригале.
Как и в книгах других ранних монодистов, мадригалы преобладают в творчестве Мелли, насчитывающем 59 сольных песен и семь дуэтов и диалогов: первая книга полностью состоит из мадригалов (несмотря на титульный лист переизданий), а в двух других книгах их больше, чем строфических произведений. Как и известные композиторы-любители того времени, но в отличие от Чаккини, Мелли иногда использовал яркие хроматические прогрессии для подчёркивания определённых слов: примеры встречаются в Rapii bacio gradito (Приятный поцелуй Раппи) в первой книге и в начале Languisco e moro (Я томлюсь и умираю) во второй. Его мелодическое воображение редко отличается выдающейся оригинальностью, хотя мелодии и ритмы некоторых лёгких строфических песен живые и подвижные. Недостатком некоторых его мадригалов является частое использование совершенных каденций, которые обычно не маскируются полифонией в монодической среде. По сравнению с мадригальными произведениями Чаккини, его мадригалы также отличаются заметным отсутствием орнаментации, возможно, потому что он писал с учётом любительских исполнителей. Третья книга демонстрирует мало развития формы или стиля по сравнению с предыдущими, и неудивительно, что после неё, по-видимому, не публиковалось больше музыки.
Мелли занимался монодией и преимущественно мадригальной музыкой для одного или двух голосов с басом. Он публиковал свои произведения в Венеции в начале XVII века, включая мадригалы, канцонеты, арии, диалоги и другие жанры. Его стиль характеризуется мягкой диатонической гармонией, ограниченным использованием орнаментации и акцентом на соотношении вокала и баса.
Ноты сочинений Доменико Марии Мелли на сайте библиотеки IMSLP