Мелгаш, Диого Диас
1638 - 1700
Назад
Melgaz, Diogo Dias

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Диогу Диаш Мелгаш — португальский композитор и учитель, один из наиболее значительных представителей эворской музыкальной школы XVII века. 10 мая 1647 года он был принят в хор мальчиков при кафедральном соборе Эворы, где его наставником был Бенту Нунес Пегаду.
14 марта 1662 года Мелгаш был избран руководителем хора мальчиков, в 1663 году занял должность mestre da crasta, а около 1678 года стал капельмейстером (mestre de capela) собора. В 1697 году, когда он полностью ослеп, его бывший ученик Педру Ваш Рего начал исполнять обязанности вместо него. Однако капитул продолжал выплачивать Мелгашу его три жалованья до июля 1699 года, что свидетельствует о высоком уважении к нему.
Сохранившиеся сочинения Мелгаша, хранящиеся в архивах соборов Эворы и Лиссабона, представляют собой исключительно латинскую литургическую музыку, часть из них дублируется в разных собраниях. В Эворской публичной библиотеке сохранились четыре незаконченых vilhancicos (вильянсико), два из которых написаны на испанском языке, один на галисийском и один на португальском.
Мелгаш также составил сборник григорианских гимнов (plainchant hymnal), включающий 152 мелодии, все из которых были снабжены тактовыми чертами в бинарном или тернарном размере. Он стал первым композитором Эворы, который применил тактовые черты в полифонических сочинениях, использовал функциональную гармонию и писал самостоятельные инструментальные партии для арфы, органа и нефигурированного баса. Интересно, что арфист был принят на службу в Эворский собор ещё в 1643 году.
Стиль Мелгаша отличается строгостью и сдержанностью в мотетах, однако в более торжественных произведениях, таких как Пятидесятничная секвенция для двойного хора с сопровождением, он обращается к богатым и выразительным вокальным фиоритурам.
Сочинения Мелгаша были изданы в собрании "Diogo Dias Melgás (1638–1700), opera omnia" (Полное собрание сочинений, ред. Ж. А. Алегрия, 1978). Отдельные произведения публиковались также в сборнике "A polifonia clássica portuguesa" (Классическая португальская полифония, Лиссабон, 1937).