Меле (Meллe), Джованни Баттиста
1693 - 1752

Назад

Джованни Баттиста Меле (Meллe) (Giovanni Battista Mele (Melle)) - итальянский композитор

  • Родился в 1693, 1694 или 1701 г. - Неаполь.
  • Умер после 1752 года - Неаполь.

Активно работал в Испании. В письменном показании под присягой от сентября 1750 года он заявил, что ему 56 лет, что указывает на дату его рождения в 1693/4 годах. Однако большинство современных источников утверждают, что он родился в 1701 году. 25 ноября 1710 года он поступил в Неаполитанскую консерваторию веры Иисуса Христа, где учился у Гаэтано Греко и оставался там около 10-12 лет, а его сокурсником был Леонардо Винчи. К 1735 году Меле оказался в Мадриде, где присоединился к Франческо Коррадини и Франческо Корселли в качестве композитора опер в итальянском стиле для местных театров. Его первой работой в Мадриде стала "Любовь и милосердие", испанский перевод и адаптация оперы Метастазио "Деметрио", поставленная в театре де ла Крус. Он также стал связан с двором Филиппа V и в 1744 году сочинил две итальянские серенады для придворных мероприятий. После восшествия Фердинанда VI на испанский престол в 1746 году Фаринелли пригласил Меле на службу к Корселли и Коррадини в качестве композитора итальянских опер и дирижера оркестра театра Нуово Реаль во дворце Буэн-Ретиро. Для "Карнавала 1747" три композитора сотрудничали в постановке оперы Метастазио "Милосердие Тито" в испанской обработке Лусана-и-Суэльвеса. Первой самостоятельной работой Меле для Buen Retiro стала "Анжелика и Медоро", написанная к празднованию дня рождения королевы Марии Барбары, любившей музыку, 4 декабря 1747 года. Его последняя известная опера "Армида плачата" была поставлена в Буэн-Ретиро в 1750 году и возобновлена там в следующем году. Поставленная во время торжеств по случаю свадьбы инфанты Марии Антонии, она стала одной из самых сложных, зрелищных и успешных постановок, когда-либо поставленных Фаринелли в Буэн-Ретиро. В необычайно подробном описании спектакля мадридская "Газета де Мадрид" от 21 апреля даже почтила композитора упоминанием его имени. В 1752 году Меле попросил у короля разрешения вернуться в Неаполь, возможно, потому, что, несмотря на успех его "Армиды", ему не поручили писать оперы для сезонов 1751 и 1752 годов (вместо этого заказы достались младшему Конфорто и Джоммелли). Ходатайство было удовлетворено вместе с денежным вознаграждением в размере 400 дублонов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Музыка Меле имеет сходство со стилем Feo и гораздо более молодых Terradellas, но также демонстрирует заметные индивидуальные особенности. Его сохранившиеся произведения отличаются блестящим вокальным исполнением, ритмической живостью, сильным гармоническим направлением и чувственным колоритом и демонстрируют заметные доклассические тенденции: в инструментальном вступлении к его серенаде 1744 года, посвященной свадьбе инфанты Марии Терезии и дофина Франции, есть партия альта в стиле Альберти-баса.

Ноты сочинений Джованни Баттиста Меле (Meллe) на сайте библиотеки IMSLP