Меле (Meллe), Джованни Баттиста
1693 - 1752
Назад
Mele (Melle), Giovanni Battista

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Баттиста Меле был итальянским композитором, чья карьера прошла в значительной мере в Испании. В сентябре 1750 года в одном из документов он назвал свой возраст — 56 лет, что позволяет предположить дату рождения около 1693/1694 года, однако большинство современных источников указывает 1701 год.
25 ноября 1710 года Меле поступил в неаполитанскую консерваторию Conservatorio dei Poveri di Gesù Cristo, где учился у Гаэтано Греко и пробыл около 10–12 лет. Его соучеником был Леонардо Винчи, один из ведущих представителей неаполитанской школы.
К 1735 году Меле уже находился в Мадриде, где вместе с Франческо Корсельи и Франческо Коррадини писал оперы в итальянском стиле для местных театров. Его первой мадридской постановкой стала "Por amor y por lealtad recobrar la majestad" (Из любви и верности вернуть величие), испанская адаптация либретто Метастазио "Demetrio" (Деметрий), представленная в театре Teatro de la Cruz.
Меле также сотрудничал с королевским двором Филиппа V. В 1744 году он написал две итальянские серенады для придворных торжеств. После восшествия на престол Фердинанда VI в 1746 году знаменитый певец Фаринелли пригласил Меле, наряду с Корсельи и Коррадини, работать придворным композитором итальянских опер и дирижёром оркестра в Nuovo Real Teatro дворца Буэн Ретиро.
На карнавал 1747 года трое композиторов вместе создали оперу "La clemenza di Tito" (Милосердие Тита) на текст Метастазио в испанской адаптации Лусана-и-Суэльвеса. Первой самостоятельной работой Меле для театра Буэн Ретиро стала "Angélica y Medoro" (Анджелика и Медоро), написанная к дню рождения королевы Марии Барбары, страстной любительницы музыки, 4 декабря 1747 года.
Его последняя известная опера "Armida placata" (Умилостивленная Армида) была поставлена в Буэн Ретиро 12 апреля 1750 года и возобновлена в 1751 году. Постановка, приуроченная к свадьбе инфанты Марии Антонии, стала одним из самых масштабных и пышных спектаклей, организованных Фаринелли. Gazeta de Madrid от 21 апреля 1750 года дала редкое для того времени упоминание имени композитора в отчёте о постановке.
В 1752 году Меле обратился к королю с просьбой позволить ему вернуться в Неаполь, вероятно, потому, что несмотря на успех "Armida placata", ему не поручили сочинение опер для сезонов 1751 и 1752 годов (эти заказы получили более молодые Доминико Конфорто и Никколо Йоммелли). Его прошение было удовлетворено, и он получил денежное пособие в размере 400 доблонов. Дальнейшая судьба композитора остаётся неизвестной.
Стиль Меле сближается с манерой Франческо Фео, а также с более молодым Доменико Террадельясом, но при этом имеет и собственные черты. Его сочинения отличаются виртуозным вокальным письмом, ритмической энергией, яркой гармонией и утончённой инструментальной окраской. В них проявляются раннеклассические тенденции. Так, инструментальное вступление (introduzione) в одной из серенад 1744 года написано с использованием характерного альбертиева баса в партии альтино.
Музыка Меле отражает переходный этап от зрелого барокко к стилю предклассической оперы и является важной частью репертуара итальянской музыкальной культуры в Испании XVIII века.
Оперы (если не указано иное, поставлены в театре Буэн Ретиро, Мадрид):
Другие сочинения:
Ноты сочинений Джованни Баттиста Меле (Meллe) на сайте библиотеки IMSLP