Мелани, Якопо
1623 - 1676

Назад

Якопо Мелани (Jacopo Melani) - итальянский композитор и органист

  • Родился 6 июля 1623 г. - Пистойя.
  • Умер 18 августа 1676 г. - Пистойя.

В 1644 году он сопровождал своего брата Атто Мелани в Париж. 24 ноября 1645 года он был избран органистом кафедрального собора Пистойи, а в 1657 году стал маэстро капеллы. Он также служил принцу Маттиасу Медичи, сочиняя музыку (ни одна из которых не сохранилась) для его дня рождения и празднования Пасхи. Он переехал в Рим в 1667 году. 7 октября 1673 года его имя вновь появляется в записях в качестве органиста кафедрального собора Пистойи, и он продолжает делать это до самой своей смерти, хотя, поскольку выплаты производились кому-то другому, на самом деле он, возможно, и не вступал в должность. Якопо Мелани был ведущим композитором комических опер XVII века. Сохранились только две из них. Возможно, он начал сочинять оперы еще в 1652 году, поскольку в то время он был в некотором качестве приглашен Гримани в Венецию; в том сезоне анонимная опера "Елена рапита да Тесео" (ошибочно приписываемая Кавалли) была поставлена в театре Гримани "Джованни и Паоло". Мелани был членом (в обязанности которого входило сочинительство) Флорентийской академии Соргенти, для которой он написал оперу "Интермедия к донне пию Константе" в 1655 году и, вероятно, также "Сципионе в Картажине", оперу на текст, вероятно, Дж. А. Монильи, в 1657 году. Он написал музыку к пяти из семи опер, поставленных флорентийской драматургической академией "Иммобили" в их театре "Пергола": "Потеста ди Колоньоле" (1657), более известная, хотя и ошибочно, как "Танец"; "Паццо ради силы" (1658); "Веккьо балордо" (1659).; Эрколе в Тебе (1661); и "Ведова" (сочинена в 1662 году, но не исполнялась до 1680 года, под подзаголовком "Влюбленный в инганно"). Все либретто написаны Г.А. Мониглией. Театральный фестиваль "Эрколе в Тебе", поставленный к свадьбе Козимо Медичи и Маргариты Орлеанской, задал стиль операм, написанным к коронациям Людовика XIV ("Эрколе влюбленный" Кавалли, 1662) и Леопольда I Австрийского ("Помоему Орло" Кести, 1668). Известно, что для Рима он написал только одну оперу - "Джирелло" (Палаццо Колонна, 1668) на либретто Филиппо Аччиаюоли и с прологом, сочиненным Страделлой. Сатирическое произведение "Иль Джирелло", содержащее острую критику абсолютизма, положило начало второму периоду римской комической оперы, который представляет собой прямую связь между комической оперой 17-го и 18-го веков. Одна из наиболее часто исполняемых опер века, она была поставлена по всей Италии в период с 1669 по 1676 год гастролирующей труппой комичи, с которой, возможно, был связан Мелани. Оставшиеся три его оперы были снова написаны на либретто Монильи. Он сочинил "Ритуальное шествие по улицам" (1669) и "Еней в Италии" (1670) для исполнения в Пизе во время ежегодного зимнего пребывания двора Медичи, а также "Молчать и любить" для академии флорентийских джентльменов в 1674 году. Музыка Мелани, мелодичная, грациозная и, особенно в партиях о влюбленных, с оттенком сладкой меланхолии, создала мелодические прототипы, которые, благодаря возрождению его комических опер в начале XVIII века, легли в основу стилей Фердинандо Рутини, Монеты и Нери Бонди. К третьей четверти века этот стиль гармонично слился с флорентийским пристрастием к фарсам “на французский манер”.

Ноты сочинений Якопо Мелани на сайте библиотеки IMSLP