Мелани, Алессандро
1639 - 1703
Назад

Алессандро Мелани (Alessandro Melani) - итальянский композитор
- Родился 4 февраля 1639 г. - Пистойя.
- Умер 3 октября 1703 г. - Рим.
Брат Якопо и Атто Мелани. Он пел в кафедральном соборе Пистойи с 1650 по 1660 год, а затем стал маэстро капеллы в Орвието и Ферраре. Он вернулся в Пистойю в декабре 1666 года, чтобы в июне 1667 года стать маэстро капеллы собора, сменив своего брата Якопо. Четыре месяца спустя он был избран маэстро капеллы церкви Святой Марии Маджоре в Риме; не позднее июля 1672 года он занял аналогичную должность в церкви Луиджи деи Франчези и оставался там до своей смерти. В Риме он пользовался благосклонностью папства Роспильози, оплатившего постановку оперы на карнавале 1668 года, и покровительством Фердинандо Медичи, чье имя в 1695 году появилось в списке "знаменитых профессоров музыки, покровительствуемых князем Тосканы", а также Франческо II д'Эсте, который в 1690 году заказал у него ораторию, вероятно, "Lo scisma nel sacerdozio" (которая утеряна). Причина, по которой племянники Алессандро были причислены к мелкопоместному дворянству Тосканы, заключается в их неустановленных заслугах перед королем Польши; тот факт, что в 1685 году он написал ораторию "Голия аббатуто" ("В честь Священной лиги против турок", заключенной папой Иннокентием XI с участием короля Польши), убедительно свидетельствует о том, что эти богослужения сочетали политику и музыку. Как композитор литургической музыки для Рима, Мелани был важным предшественником Алессандро Скарлатти. В дополнение к его трем опубликованным сборникам и отдельным песнопениям в других изданиях, многие другие произведения сохранились в рукописях; большинство из них рассчитаны на восемь, девять или десять голосов и составляют удивительно обширный корпус полихоральной музыки, который еще предстоит изучить. Из восьми приписываемых ему ораторий наиболее часто исполнялась "Братоубийство Каино". "Санта Димна" (Рим, 1683) - это пастиччо, которое объединило трех ведущих композиторов Рима второй половины века: Мелани, Пасквини и Скарлатти. Алессандро, его брат Якопо, а позднее Пасквини, Страделла, Антонио Оливьери, Козимо Бани и, прежде всего, Алессандро Скарлатти составляют вторую школу римской оперы. Возрождение оперы в Риме началось с постановки "Джирелло" Якопо Мелани в 1668 году. В следующем году, также под руководством Филиппо Аччиаиоли в качестве импресарио, в Палаццо Колонна была поставлена первая опера Алессандро "Пунито", которую можно увидеть на сегодняшний день; она интересна прежде всего как первая опера на тему "Дон Жуана". Эти две оперы, написанные для Марии Манчини Колонны, в совокупности стали связующим звеном между лирико-комическим стилем тосканской оперы середины века и вторым расцветом римской оперы. Но следует отметить, что ни один из композиторов так и не написал больше ни одной оперы для Рима. В Риме также не было записано ни одного переиздания их опер, хотя Алессандро продолжал оставаться ведущим композитором ораторий и литургической музыки. Его оперы пользовались большим спросом во Флоренции и Болонье.
Ноты сочинений Алессандро Мелани на сайте библиотеки IMSLP