Мелани, Джакопо
1623 - 1676
Назад
Melani, Jacopo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джакопо Мелани — итальянский композитор и органист. В 1644 году он сопровождал своего брата Атто Мелани в Париж. 24 ноября 1645 года был избран органистом кафедрального собора Пистои, а в 1657 году стал маэстро ди капелла. Он также служил принцу Маттиасу де Медичи, создавая музыку (сохранившаяся не была) для празднования дня рождения и Пасхи. В 1667 году Мелани переехал в Рим. 7 октября 1673 года его имя вновь появляется в документах как органиста кафедрального собора Пистои и продолжает упоминаться до его смерти, хотя по факту должность он мог не занимать, так как выплаты шли другому лицу.
Мелани был ведущим композитором комических опер XVII века. До наших дней дошли только две его оперы. Возможно, он начал сочинять оперу уже в 1652 году, когда был занят при театре Гримани в Венеции. Анонимная опера Helena rapita da Theseo («Елена, похищенная Тесеем»), ошибочно приписываемая Кавалли, была поставлена тогда же.
Мелани был членом флорентийской Академии dei Sorgenti, для которой сочинял интермедии к опере La donna più costante («Самая верная женщина») в 1655 году и, вероятно, к опере Scipione in Cartagine («Сципион в Карфагене») с либретто, предположительно написанным Г.А. Монилья, в 1657 году.
Он написал музыку для пяти из семи опер, поставленных академией Immobili во Флоренции в театре Пергола: Il potestà di Colognole («Подест Колоньоле», более известна как La Tancia) (1657), Il pazzo per forza («Безумец по принуждению») (1658), Il vecchio balordo («Старый дурак») (1659), Ercole in Tebe («Геркулес в Фивах») (1661) и La vedova, ovvero Amor vuol inganno («Вдова, или Любовь требует обмана») (сочинена в 1662, исполнена только в 1680 году). Все либретто принадлежат Г.А. Монилья.
Ercole in Tebe, театральная феста, написанная для свадьбы Козимо де Медичи и Маргариты Орлеанской, задала стиль опер для коронаций Людовика XIV (Ercole amante, 1662, Кавалли) и Леопольда I (Il pomo d’oro, 1668, Чести).
Для Рима Мелани известно лишь одной оперой — Il Girello («Гирелло») (Палаццо Колонна, 1668) с либретто Филиппо Аччаиуоли и прологом, написанным Страделлой. Эта сатирическая опера с критикой абсолютизма открыла второй период римской комической оперы, связывая её с комическими операми XVIII века. Опера пользовалась большой популярностью и ставилась по всей Италии с 1669 по 1676 год.
Оставшиеся три оперы снова имеют либретто Монилья: Il ritorno d’Ulisse («Возвращение Улисса») (1669), Enea in Italia («Эней в Италии») (1670) для исполнения в Пизе во время ежегодного зимнего пребывания двора Медичи, и Tacere et amare («Молчать и любить») (1674) для академии флорентийских господ.
Музыка Мелани мелодична, грациозна и, особенно в любовных сценах, оттенена лёгкой меланхолией. Его мелодические прототипы, возрожденные в начале XVIII века, повлияли на стили Фердинандо Рутини, Монеты и Нери Бонди. К третьей четверти XVIII века этот стиль гармонично слился с флорентийским вкусом к фарсам «по-французски».
Интермедии и оперы:
Ноты сочинений Джакопо Мелани на сайте библиотеки IMSLP