Мелани, Атто
1626 - 1714
Назад
Melani, Atto

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Атто Мелани — итальянский альт-кастрато и композитор, младший брат Джакопо Мелани. В возрасте около 15 лет он поступил на службу к принцу Маттиасу де Медичи, который в марте 1644 года направил его в Рим для обучения у Луиджи Росси и Маркантонио Паскуалини. Позже Атто был направлен в Париж, где быстро завоевал расположение кардинала Мазарини и королевы Анны. Во время последующих визитов в Париж он выступал в операх, таких как Orfeo («Орфей», Луиджи Росси, 1647) и Xerse («Ксеркс», Кавалли, 1660).
Мазарини и принц Маттиас использовали Атто не только как певца, но и как тайного дипломатического курьера. Он постоянно путешествовал между европейскими дворами, получая благосклонность многочисленных правителей. Атто был награждён титулом камер-джентльмена при Людовике XIV и стал натурализованным гражданином Франции. Однако смерть Мазарини в 1661 году подорвала его положение, а его вовлечение в финансовые махинации министра Фуке привело к изгнанию из Франции.
Позже Атто приближается к кардиналу Джулио Роспильози в Риме. Его последним зарегистрированным выступлением как певца стало выступление в Casa Rospigliosi в 1668 году. В остальное время он занимался церковной политикой и дипломатией. Он утверждал, что сыграл ключевую роль в избрании Роспильози папой Климентом IX в 1667 году. Благодаря этим связям в 1667 году в Рим переехали его братья Джакопо и Алессандро (последний получил назначения в S Maria Maggiore и S Luigi dei Francesi), а сам Атто восстановил расположение Людовика XIV. В 1679 году он вернулся во Францию, где оставался до конца жизни, занимаясь политикой и дипломатией. Поскольку ему были предоставлены определённые бенефиции, его иногда называют «Abbate Melani».
Атто Мелани писал в основном вокальную музыку: сохранилось 15 сольных кантат и одна дуэтная кантата. Одна из кантат, Io voglio esser infelice («Я хочу быть несчастным»), была опубликована в сборнике Canzonette per camera М. Сильвани (Болонья, 1670). Судя по числу сохранившихся рукописей, многие его кантаты пользовались значительной популярностью. Однако основное значение Атто Мелани заключается в исторической ценности его писем к покровителям, документирующих музыкальные события периода с 1644 по 1661 годы.
Ноты сочинений Атто Мелани на сайте библиотеки IMSLP