Мелани, Алессандро
1639 - 1703

Назад

Melani, Alessandro

  • Дата рождения: 4 февраля 1639 года
  • Место рождения: Пистоя, Италия
  • Дата смерти: 3 октября 1703 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Алессандро Мелани — итальянский композитор, брат Джакопо Мелани. В юности он пел в кафедральном соборе Пистои с 1650 по 1660 год, после чего стал маэстро ди капелла в Орвието и Ферраре. В декабре 1666 года он вернулся в Пистою и в июне 1667 года стал маэстро ди капелла собора, сменив своего брата Джакопо. Через четыре месяца он был избран маэстро ди капелла в S Maria Maggiore в Риме и позже занял аналогичную должность в S Luigi dei Francesi не позднее июля 1672 года, оставаясь там до своей смерти.

В Риме он пользовался поддержкой папского двора Роспильози, который оплачивал оперу на карнавал 1668 года, а также покровительством Фердинандо де Медичи и Франческо II д’Эсте. Его политические и музыкальные заслуги проявились, в частности, в создании оратории Golia abbatuto (Побеждённый Голиаф) в 1685 году, посвящённой Святой Лиге против турок.

Алессандро был важным предшественником Александро Скарлатти в римской литургической музыке. Помимо опубликованных сборников и отдельных мотетов, сохранилось значительное количество рукописной полифонической музыки на восемь, девять и десять голосов. Восьми ораториям, приписываемым ему, наибольшее распространение получила Il fratricidio di Caino (Братская кровопролитие Каина). Пастиццо Santa Dimna (Святая Димна, 1683) объединяет троих ведущих римских композиторов второй половины XVII века: Мелани, Паскуини и Скарлатти.

Алессандро, его брат Джакопо, Паскуини, Страделла, Антонио Оливьери, Козимо Бани и, прежде всего, Алессандро Скарлатти составляют «вторую школу» римской оперы. Его первые оперы, включая L’empio punito (Наказанный негодяй, 1669), заложили мост между тосканской лирико-комической оперой середины XVII века и второй волной римской оперы. Хотя он не писал новых опер для Рима, его творчество продолжало влиять на развитие оратории и литургической музыки, а его оперы пользовались спросом во Флоренции и Болонье.

Творчество

Алессандро Мелани создавал оперы, оратории, духовную музыку и камерные произведения.

Оперы

  • L'Europa (Европа), Вена, ок. 1667
  • Ergenia [?Eugenia] (Эргения), Рим, карнавал 1668
  • L’empio punito (Наказанный негодяй), Рим, 17 февр. 1669
  • Le reciproche gelosie (Взаимная ревность), Сиена, 27 февр. 1677; Флоренция, 1691–1699
  • Il trionfo della continenza considerato in Scipione Affricano (Триумф воздержания, или Сципион Африканский), Фано, 26 мая 1677
  • Il Corindo (Кориндо), Вилла ди Пратолино, ок. 1680
  • Il carceriere di se medesimo (Тюремщик самого себя), Флоренция, 24 янв. 1681; переработки: Reggio nell’Emilia 1684, Болонья 1697
  • Ama chi t’ama (Люби того, кто любит тебя), Сиена, карнавал 1682; переработки: Болонья, 1688 и 1691
  • L’innocenza vendicata, ovvero La Santa Eugenia (Невинность, отомщённая, или Святая Эвгения), Витербо, 6 марта 1686
  • Il finto chimico (Ложный химик), Вилла ди Пратолино, 10 сент. 1686
  • Santa Dimna (Святая Димна), Рим, карнавал 1687
  • Arsinda (Арсинда), утрачено, только 1 акт
  • L’Idaspe (Идаспе), пастораль, 3 акта
  • Il conte d’Altamura, ovvero Il vecchio geloso (Граф Альтамура, или Старый ревнивец), Флоренция, сомнительно

Оратории

  • La morte di Oloferne (Смерть Олоферна), Рим, 1675, утрачено
  • Il fratricidio di Caino (Братская кровопролитие Каина), Рим, 1677
  • S Francesca Romana (Святая Франческа Романа), Палермо, 1682, утрачено
  • Golia abbatuto (Побеждённый Голиаф), Рим, 1685
  • Il giudizio di Salomone (Суд Соломона), Болонья, 1686, утрачено
  • Lo scisma del sacerdozio (Схизма в священстве), ?Модена, 1691, утрачено
  • Giuditta (Иудифь), Флоренция, 1693, утрачено
  • S Rosa di Viterbo (Святая Роза Витербская), Флоренция, 1693
  • S Eugenia (Святая Эвгения), 1686
  • S Filippo Neri (Святой Филипп Нери), утрачено

Духовная музыка

  • Mottetti sacri (Святые мотеты), 2–5 голосов, оп.1 (1670)
  • Delectus sacrorum concentuum (Сборник священных консонансов), 2–5 голосов, basso continuo, оп.2 (1673)
  • Concerti spirituali (Духовные концерты), 2–3, 5 голосов, оп.3 (1682)
  • ?Мотеты, оп.4, утрачено (1698)
  • 6 месс, 3 реквиема, более 100 литаний, гимнов и мотетов

Камерная музыка

  • 34 кантаты, включая A bella gloria in seno (В прекрасной славе в сердце), посвящение Луиджи XIV
  • Дуэты, сонаты и синфонии для различных инструментальных составов

Ноты сочинений Алессандро Мелани на сайте библиотеки IMSLP