Медер, Иоганн Валентин
1649 - 1719

Назад

Иоганн Валентин Медер (Johann Valentin Meder) - немецкий композитор, органист и певец

  • Крещён 3 мая 1649 г. - Васунген, Северный Мейнинген.
  • Умер в конце июля 1719 г. - Рига. 

Он происходил из музыкальной семьи, его отец и четверо братьев были органистами или канторами. В 1669 году он изучал теологию в Лейпциге, а затем в Йене, но вскоре стал профессиональным певцом. В 1671 году он был придворным певцом в Готе, в 1672-1673 годах - в Бремене, в 1673 году - в Гамбурге, а в 1674 году - в Копенгагене и Любеке (где он познакомился с Букстехуде). С 1674 по 1680 год он был кантором гимназии в Ревеле (ныне Таллинн). После пребывания в Риге в 1685-1686 годах он сменил Бальтазара Эрбена на посту капельмейстера Мариенкирхе в Данциге в 1687 году. В 1698 году городской совет Данцига отказался разрешить постановку его оперы "Королевская коэлия". Вместо этого он поставил ее в соседнем городе Шотланд, что привело к его увольнению со своего поста. После непродолжительной работы кантором в кафедральном соборе Кенигсберга он в 1700 году отправился в Ригу, где занимал аналогичную должность до своей смерти. По словам Маттесона, Медер был известным певцом, отличным органистом и выдающимся композитором. В юности он знал итальянский язык и был знаком с музыкой таких итальянских композиторов, как Кариссими и Антонио Чести. Если бы не войны, в которые шведский король был вовлечен на протяжении стольких лет, Медер, как отметил Маттесон, вероятно, стал бы музыкальным директором при шведском дворе в Стокгольме. Известно, что из четырех сценических произведений, написанных Медером, сохранилось только "Лучшее произведение Аргении", исполненное в Ревеле в 1680 году учениками гимназии. Посвященная новобрачному шведскому королю Карлу XI и его королеве, она демонстрирует его искусное владение речитативом и ариозо, а также строфическими песнями, которые преобладают над более крупными формами, такими как сквозная ария. Его "Нерон" был первой немецкой оперой, поставленной в Данциге в ноябре 1695 года; он был обязан одноименной опере Н.А. Струнка (1693), поскольку он использовал не только тот же текст, но и несколько арий Струнка. Как композитор духовной музыки, Медер в некоторой степени испытывает влияние Букстехуде. Большая часть его работ в этой области утрачена. Из сохранившихся произведений одним из наиболее примечательных является его "Оратория страстей" 1700 года. Она включает в себя ряд вставленных хоралов, исполненных в виде соло, дуэтов и хоров; и, предвосхищая баховскую трактовку, "Слова Иисуса" обычно исполняются в виде ариозо. В сочинении много лирики, и оно далеко отходит от более формального северонемецкого стиля.

Ноты сочинений Иоганна Валентина Медера на сайте библиотеки IMSLP