Медер, Иоганн Валентин
1649 - 1719

Назад

Meder, Johann Valentin

  • Дата рождения: 3 мая 1649 года
  • Место рождения: Васунген, близ Мейнинген, Германия
  • Дата смерти: конец июля 1719 года
  • Место смерти: Рига, Лифляндия

Биография

Иоганн Валентин Медер — немецкий композитор, органист и певец. Родился в музыкальной семье: его отец и четыре брата были органистами или канторами. В 1669 году изучал теологию в Лейпциге, затем в Йене, но вскоре стал профессиональным певцом. Он служил придворным певцом в Готе (1671), Бремене (1672–1673), Гамбурге (1673), Копенгагене и Любеке (1674), где познакомился с Букстехуде. С 1674 по 1680 год был кантором гимназии в Ревеле (ныне Таллин). После пребывания в Риге в 1685–1686 годах он стал капельмейстером в Марienkirche в Данциге в 1687 году, сменив Бальтазара Эрбена.

В 1698 году городской совет Данцига отказал ему в разрешении на постановку его оперы "Die wiederverehligte Coelia" («Вновь обвенчанная Целия»). Он организовал исполнение в соседнем городе Шотланд, что привело к его увольнению. После краткой службы кантором в кафедральном соборе Кёнигсберга, в 1700 году Медер переехал в Ригу, где занимал аналогичную должность до конца жизни.

По словам Маттезона, Медер был певцом высокой репутации, выдающимся органистом и заметным композитором. В молодости он хорошо знал итальянский язык и был знаком с музыкой итальянских композиторов, таких как Карисими и Антонио Чести. Маттезон отмечал, что если бы не войны, в которых участвовал шведский король, Медер, вероятно, стал бы дирижером музыки при шведском дворе в Стокгольме.

Творчество

Из четырёх известных сценических произведений до наших дней сохранилась только "Die beständige Argenia" («Постоянная Аргения»), исполненная студентами гимназии в Ревеле в 1680 году. Она была посвящена новобрачным шведскому королю Карлу XI и королеве. В этой работе проявляется мастерство композитора в обращении с речитативом и ариозо, а также со строфическими песнями, преобладающими над крупными формами, такими как сквозные арии.

Опера "Nero" стала первой немецкой оперой, поставленной в Данциге в ноябре 1695 года. Она использовала текст и некоторые арии одноимённой оперы Н.А. Струнка (1693).

Как композитор духовной музыки, Медер испытывал влияние Букстехуде. Большая часть его произведений утрачена. Одним из значимых сохранившихся произведений является Страстной ораторий 1700 года (Passions oratorium), включающий интерполированные хоралы, исполненные соло, дуэтами и хорами. Слова Иисуса обычно подаются как ариозо, предвосхищая приём Баха. Произведение отличается лиризмом и далёко от строгого северогерманского стиля.

Произведения

Мотеты:

  • "Ach Herr, mich armen Sünder" («О Господи, грешного меня»), 4 голоса, скрипка дискордантная, 2 альта, виола, PL-GD
  • "Ach Herr, straffe mich nicht" («О Господи, не наказывай меня»), 1 голос, 2 скрипки, виола, бас, Ревель, 1679
  • "Gott, du bist derselbst mein König" («Боже, Ты есть мой Царь»), 3 голоса, 2 скрипки, альт, виолончель, 2 кларино, бас, тимпаны по желанию
  • "Gott hilf mir" («Боже, помоги мне»), 1 голос, 4 скрипки, бас
  • "Gott, mein Hertz ist bereit" («Боже, сердце моё готово»), 3 голоса, 2 скрипки, альт, альт виола, бас, 2 обоя, фагот по желанию
  • "Herzlich tut mich verlangen (Himmlische Valet Music)" («Сердечно желаю Тебя (Небесная вальт-музыка)»), 4 голоса, скрипка дульцисоно, 2 альта, виолончель, виола, 2 флейты, 2 обоя, фагот, бас, орган
  • "In principio erat verbum" («В начале было Слово»), 3 голоса, 2 скрипки
  • "Jubilate Deo omnis terra" («Ликуйте Богу, вся земля»), 1 голос, кларино, скрипка, виола, бас
  • "Leben wir, so leben wir dem Herrn" («Если мы живем, то живем для Господа»), 4 голоса, 2 скрипки, альт-виола, виолончель, бас
  • "Meine Seel säuffzt und stöhnet (Andächtige Communion Musique)" («Душа моя вздыхает и стонет (Благоговейная музыка для причастия)»), 4 голоса, 5 виол, 2 обоя, фагот, Рига, 1714
  • "Preise, Jerusalem" («Хвали, Иерусалим»), 12 голосов, 3 оркестра, 1687
  • "Quid est hoc, quod sentio" («Что это, что я ощущаю?»), 3 голоса, 2 скрипки, альт-виола, бас
  • "Singet, lobsinget mit Herzen und Zungen" («Пойте, хвалите сердцем и языком»), 4 соло, хор, 2 скрипки, альт, виолончель, 2 обоя, фагот
  • "Sufficit nunc Domine" («Достаточно теперь, Господи»), 1 голос, скрипка, 4 виолы, бас
  • "Unser keiner lebt ihm selber" («Никто не живет для себя»), сопрано, SATB, скрипка, 2 виолы, виолончель, бас, орган
  • "Vox mitte clamorem" («Голос издает крик»), 3 голоса, 3 скрипки, бас
  • "Wünschet Jerusalem Glück" («Желаю счастья Иерусалиму»), 12 голосов, 3 оркестра, 1686

Другое духовное:

  • Passions oratorium («Страстной ораторий») по Евангелию от Матфея, соло, хор, малый оркестр, 1700
  • In tribulatione invocavimus («В бедствии воззвали мы»), 5 соло, 4 скрипки, фагот, бас
  • Die höllische Schlange («Адская змея»), диалоговая кантата, 4 голоса, 2 скрипки, 2 альта да браччо, виола, бас
  • Wie murren denn die Leut («Как ворчат люди»), диалоговая кантата, 2 голоса, 2 скрипки, 2 альта, фагот, бас, Рига, 1684

Светская музыка:

  • Die beständige Argenia («Постоянная Аргения», опера), Ревель, 1680
  • Die befreyete Andromeda («Освобожденная Андромеда», опера-балет), Вайсенфельс, 1688, утрачена
  • Nero («Нерон», опера), Данциг, 1695, утрачена
  • Die wiederverehligte Coelia («Вновь обвенчанная Целия», опера), Шотланд, 1698, утрачена
  • Vor-Jahrs-Erstlinge … Ariette und … Braut-Tanz (Alles fängt nun an zu lachen) («Новогодние первенцы … Ариетты и … Танец невесты (Все начинает смеяться)»), сопрано, 2 скрипки, бас, Рига, 1685
  • Der polnische Pracher … in einem musicalischen Concentum («Польский трубадур … в музыкальном концерте»), 2 скрипки, 2 виолы, виола, бас, 1689
  • Трио, шакон, 2 скрипки, бас, клавесин

Ноты сочинений Иоганна Валентина Медера на сайте библиотеки IMSLP