Медер, Иоганн Валентин
1649 - 1719

Назад

Meder, Johann Valentin

Портрет композитора Иоганн Валентин Медер

  • Дата рождения: 3 мая 1649 года
  • Место рождения: Васунген, близ Мейнинген, Германия
  • Дата смерти: конец июля 1719 года
  • Место смерти: Рига, Лифляндия

Биография

Иоганн Валентин Медер был немецким композитором, органистом и певцом. Родился в музыкальной семье: его отец и четыре брата были органистами или канторами. В 1669 году изучал теологию в Лейпциге, затем в Йене, но вскоре стал профессиональным певцом. Он служил придворным певцом в Готе (1671), Бремене (1672–1673), Гамбурге (1673), Копенгагене и Любеке (1674), где познакомился с Букстехуде. С 1674 по 1680 год был кантором гимназии в Ревеле. После пребывания в Риге в 1685–1686 годах он стал капельмейстером в церкви "Святой Марии" (Marienkriche) в Данциге в 1687 году, сменив Бальтазара Эрбена.

В 1698 году городской совет Данцига отказал ему в разрешении на постановку его оперы "Вновь обвенчанная Целия". Он организовал исполнение в соседнем городе Шотланд, что привело к его увольнению. После краткой службы кантором в кафедральном соборе Кёнигсберга, в 1700 году Медер переехал в Ригу, где занимал аналогичную должность до конца жизни.

По словам Маттезона, Медер был певцом высокой репутации, выдающимся органистом и заметным композитором. В молодости он хорошо знал итальянский язык и был знаком с музыкой итальянских композиторов, таких как Карисими и Антонио Чести. Маттезон отмечал, что если бы не войны, в которых участвовал шведский король, Медер, вероятно, стал бы дирижером музыки при шведском дворе в Стокгольме.

Творчество

Из четырёх известных сценических произведений до наших дней сохранилась только "Постоянная Аргения", исполненная студентами гимназии в Ревеле в 1680 году. Она была посвящена новобрачным шведскому королю Карлу XI и королеве. В этой работе проявляется мастерство композитора в обращении с речитативом и ариозо, а также со строфическими песнями, преобладающими над крупными формами, такими как сквозные арии.

Опера "Нерон" стала первой немецкой оперой, поставленной в Данциге в ноябре 1695 года. Она использовала текст и некоторые арии одноимённой оперы Н.А. Струнка (1693).

Как композитор духовной музыки, Медер испытывал влияние Букстехуде. Большая часть его произведений утрачена. Одним из значимых сохранившихся произведений является "Страстной ораторий" 1700 года, включающий интерполированные хоралы, исполненные соло, дуэтами и хорами. Слова Иисуса обычно подаются как ариозо, предвосхищая приём Баха. Произведение отличается лиризмом и далёко от строгого северогерманского стиля.

Произведения

Духовные мотеты

  • "О Господи, грешного меня" ("Ach Herr, mich armen Sünder")
  • "О Господи, не наказывай меня" ("Ach Herr, straffe mich nicht")
  • "Боже, Ты есть мой Царь" ("Gott, du bist derselbst mein König")
  • "Боже, помоги мне" ("Gott hilf mir")
  • "Боже, сердце моё готово" ("Gott, mein Hertz ist bereit")
  • "Сердечно желаю Тебя (Небесная вальт-музыка)" ("Herzlich tut mich verlangen (Himmlische Valet Music)")
  • "В начале было Слово" ("In principio erat verbum")
  • "Ликуйте Богу, вся земля" ("Jubilate Deo omnis terra")
  • "Если мы живем, то живем для Господа" ("Leben wir, so leben wir dem Herrn")
  • "Душа моя вздыхает и стонет (Благоговейная музыка для причастия)" ("Meine Seel säuffzt und stöhnet (Andächtige Communion Musique)")
  • "Хвали, Иерусалим" ("Preise, Jerusalem")
  • "Что это, что я ощущаю?" ("Quid est hoc, quod sentio")
  • "Пойте, хвалите сердцем и языком" ("Singet, lobsinget mit Herzen und Zungen")
  • "Достаточно теперь, Господи" ("Sufficit nunc Domine")
  • "Никто не живет для себя" ("Unser keiner lebt ihm selber")
  • "Голос издает крик" ("Vox mitte clamorem")
  • "Желаю счастья Иерусалиму" ("Wünschet Jerusalem Glück")

Духовная музыка (крупные формы)

  • "Страстной ораторий" по Евангелию от Матфея ("Passions oratorium")
  • "В бедствии воззвали мы" ("In tribulatione invocavimus")
  • "Адская змея", диалоговая кантата ("Die höllische Schlange")
  • "Как ворчат люди", диалоговая кантата ("Wie murren denn die Leut")

Оперы и сценические произведения

  • "Постоянная Аргения" ("Die beständige Argenia")
  • "Освобожденная Андромеда", опера-балет ("Die befreyete Andromeda")
  • "Нерон", опера ("Nero")
  • "Вновь обвенчанная Целия", опера ("Die wiederverehligte Coelia")

Светская инструментальная и вокальная музыка

  • "Новогодние первенцы … Ариетты и … Танец невесты (Все начинает смеяться)" ("Vor-Jahrs-Erstlinge … Ariette und … Braut-Tanz (Alles fängt nun an zu lachen)")
  • "Польский трубадур … в музыкальном концерте" ("Der polnische Pracher … in einem musicalischen Concentum")
  • Трио и Чакона для двух скрипок, баса и клавесина

Ноты сочинений Иоганна Валентина Медера на сайте библиотеки IMSLP