Медер, Иоганн Валентин
1649 - 1719
Назад
Meder, Johann Valentin
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Валентин Медер был немецким композитором, органистом и певцом. Родился в музыкальной семье: его отец и четыре брата были органистами или канторами. В 1669 году изучал теологию в Лейпциге, затем в Йене, но вскоре стал профессиональным певцом. Он служил придворным певцом в Готе (1671), Бремене (1672–1673), Гамбурге (1673), Копенгагене и Любеке (1674), где познакомился с Букстехуде. С 1674 по 1680 год был кантором гимназии в Ревеле. После пребывания в Риге в 1685–1686 годах он стал капельмейстером в церкви "Святой Марии" (Marienkriche) в Данциге в 1687 году, сменив Бальтазара Эрбена.
В 1698 году городской совет Данцига отказал ему в разрешении на постановку его оперы "Вновь обвенчанная Целия". Он организовал исполнение в соседнем городе Шотланд, что привело к его увольнению. После краткой службы кантором в кафедральном соборе Кёнигсберга, в 1700 году Медер переехал в Ригу, где занимал аналогичную должность до конца жизни.
По словам Маттезона, Медер был певцом высокой репутации, выдающимся органистом и заметным композитором. В молодости он хорошо знал итальянский язык и был знаком с музыкой итальянских композиторов, таких как Карисими и Антонио Чести. Маттезон отмечал, что если бы не войны, в которых участвовал шведский король, Медер, вероятно, стал бы дирижером музыки при шведском дворе в Стокгольме.
Из четырёх известных сценических произведений до наших дней сохранилась только "Постоянная Аргения", исполненная студентами гимназии в Ревеле в 1680 году. Она была посвящена новобрачным шведскому королю Карлу XI и королеве. В этой работе проявляется мастерство композитора в обращении с речитативом и ариозо, а также со строфическими песнями, преобладающими над крупными формами, такими как сквозные арии.
Опера "Нерон" стала первой немецкой оперой, поставленной в Данциге в ноябре 1695 года. Она использовала текст и некоторые арии одноимённой оперы Н.А. Струнка (1693).
Как композитор духовной музыки, Медер испытывал влияние Букстехуде. Большая часть его произведений утрачена. Одним из значимых сохранившихся произведений является "Страстной ораторий" 1700 года, включающий интерполированные хоралы, исполненные соло, дуэтами и хорами. Слова Иисуса обычно подаются как ариозо, предвосхищая приём Баха. Произведение отличается лиризмом и далёко от строгого северогерманского стиля.
Духовные мотеты
Духовная музыка (крупные формы)
Оперы и сценические произведения
Светская инструментальная и вокальная музыка
Ноты сочинений Иоганна Валентина Медера на сайте библиотеки IMSLP