Мек, Йозеф
1690 - 1758

Назад

Meck, Joseph

  • Дата рождения: около 1690 года
  • Место рождения: Кнёринген, близ Гюнцбурга, Германия
  • Дата смерти: 2 декабря 1758 года
  • Место смерти: Айхштетт, Германия

Биография

Йозеф Мек — немецкий композитор. Вероятно, он получил образование в иезуитской гимназии на юге Германии, а затем продолжил обучение музыке в Италии. С 1711 года и до самой смерти он находился на службе при дворе княжества Айхштетт. Сначала выступал как скрипач, с февраля 1714 года стал камерным музыкантом и камердинером, с 1715 года совмещал должность камердинера с постом вице-капельмейстера, а в 1721 году был назначен капельмейстером.

Несмотря на скромные силы, находившиеся в его распоряжении, Мек отвечал за все музыкальные дела двора.

Творчество

Наиболее важную часть его наследия составляют инструментальные концерты. Известны 17 концертов для скрипки и один для гобоя, написанные в стиле Антонио Вивальди. Вместе с такими музыкантами, как Иоганн Давид Хейнихен, Иоганн Георг Пизендель и Готфрид Генрих Штёльцель, он стал одним из первых немецких композиторов, перенявших и распространивших стиль Вивальди в Германии. Его сборник op.1 является первой опубликованной коллекцией сольных концертов немецкого автора.

Широкое распространение его концертов говорит о том, что современники высоко ценили его произведения. Вокальные сочинения Мека, напротив, представляют меньший интерес: ни его кантатные сочинения, стремившиеся к виртуозности, ни простые гимны для повседневного богослужебного использования не поднимаются выше среднего уровня. Музыка Мека была известна Мишелю Коррету, упомянувшему его в трактате "Art de se perfectionner dans le violin" («Искусство совершенствоваться в игре на скрипке», 1782). Однако после смерти композитор оказался почти полностью забыт.

Произведения

Инструментальные

  • "12 concerti, op.1" («12 концертов, соч. 1») для 3–4 скрипок, альта, виолончели и бассо континуо (Амстердам, 1720–1721) — №12 идентичен концерту Дж. Тальетти, op.8 №1 (Венеция, 1710).
  • Концерт для 3 скрипок, альта и бассо континуо (около 1717), ошибочно приписывался А. Вивальди.
  • 4 концерта для скрипки (частично сохранились в рукописях).
  • Концерт для гобоя, F-dur.
  • Концерт C-dur (вероятно, для скрипки, утрачен; существует переложение для органа И. Г. Вальтера).
  • 2 партиты для лютни, скрипки и бассо континуо.

Духовная музыка

  • "Offertory" («Офферторий») для 4 голосов, скрипки и бассо континуо (1742).
  • "Miserere" («Помилуй меня, Господи») для 5 голосов, 2 скрипок и органа (фрагмент).
  • "Pater mi" («Отче мой») для 4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (1743).
  • "Vesperae breves" («Краткие вечерни») для 4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (1754).
  • 42 гимна (в основном для 4 голосов и органа).

Драматическая музыка

  • 2 произведения, а также около 30 музыкальных номеров для иезуитских школьных драм (музыка утрачена).

Йозеф Мек вошёл в историю как один из первых немецких композиторов, кто сумел перенести в немецкую музыкальную среду концертный стиль Вивальди. Его инструментальные произведения пользовались известностью при жизни, но после его смерти были практически забыты.

Ноты сочинений Йозефа Мека на сайте библиотеки IMSLP