МакГиббон, Уильям
1696 - 1756
Назад
McGibbon, William

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Уильям МакГиббон был шотландским композитором и скрипачом. Долгое время считалось, что он родился в Эдинбурге, сын гобоиста Малкольма МакГиббона (ум. Эдинбург, 29/30 декабря 1722), однако более вероятно, что Малкольм был его дядей, а родители композитора — скрипач Дункан МакГиббон и его жена Сара Мюр, что указывает на место рождения в Глазго.
По сведениям Тайтлера, он «с раннего возраста был отправлен в Лондон … и учился многие годы у [Уильяма] Корбетта», в то время как Кэмпбелл сообщает, что МакГиббон учился и работал в Италии (Кэмпбелл указывает около 1745 года, но, вероятно, это ошибка, и правильная дата — около 1715 года). Таким образом, он учился в Лондоне примерно с 1709 года, сопровождал Корбетта в его поездках по Италии с 1711 года и поселился в Эдинбурге в начале 1720-х годов.
С 1726 года он работал скрипачом в Эдинбургском музыкальном обществе, где оставался до конца жизни. МакГиббон стал самым любимым и уважаемым скрипачом и композитором в Эдинбурге, занимая положение, сравнимое с Коре́лли в Риме. Его исполнительство отличалось сочетанием технического блеска и простоты, инновационными смычковыми приёмами для прояснения фразировки и мастерским владением мелодической орнаментацией. Дэви опубликовал его собственные «грейсы» для вступительного движения Сонаты оп.5 №9 Коре́лли.
Сонаты МакГиббона различаются по качеству, но лучшие из них объединяют разнообразные влияния (Коре́лли, Гендель, Верачини, Перселл), создавая утончённую и глубоко чувственную индивидуальность. Около 1740 года его творчество изменило направление: он стал участвовать в моде Эдинбурга на обработку шотландских мелодий. Его аранжировки превосходили конкурентов благодаря тонкому сочетанию шотландского и итальянского музыкальных стилей.
МакГиббон оставил своё наследство Эдинбургской королевской больнице (директор, лорд-провост Джордж Драммонд, подписавшийся на его сонаты 1740 года, был главным скорбящим на похоронах). Однако больница продала пластины его сборников шотландских мелодий издателю Роберту Бремнеру. Последующие переиздания обеспечили МакГиббону известность до XIX века, когда Макс Брух включил Thro' the wood, laddie (Через лес, мальчик) в свою Fantasie unter freier Benutzung schottischer Volksmelodien (Фантазия с вольным использованием шотландских народных мелодий, 1880).
По каталогу библиотеки Эдинбургского музыкального общества, 1765: 3 концерта, 1 увертюра, концерти-гроссо, аранжированные из сонат Коре́лли оп.3 №1, оп.5 №2
Ноты сочинений Уильяма МакГиббона на сайте библиотеки IMSLP