Маццони, Антонио Мария
1717 - 1785
Назад
Mazzoni, Antonio Maria

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антонио Мария Маццони — итальянский композитор, ученик Лауро Андреа Предьери. Уже в 1735 году он представил свою первую духовную композицию. В 1736 году был принят в Болонскую филармоническую академию как тенор, а позже стал композитором. Его первая опера "Siroe, re di Persia" («Сирой, царь Персии») была поставлена в Фано в 1746 году. Через два года он уже работал там же капельмейстером.
В 1751 году Маццони занимал должность капельмейстера в церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье. В 1757 году он стал помощником капельмейстера Анджело Кароли в соборе Сан-Пьетро, а в 1759 году возглавил капеллу. Он неоднократно избирался принципалом Болонской филармонической академии — в 1757, 1761, 1771, 1773 и 1784 годах. Именно в этой академии он был одним из экзаменаторов юного Моцарта.
По письму к падре Джованни Баттиста Мартини известно, что в 1753 году Маццони находился в Лиссабоне, куда его пригласили помочь Давиду Пересу в создании двух опер к открытию нового театра Teatro dos Paços da Ribeira в 1755 году. В этом проекте участвовали лучшие певцы и театральные деятели Европы. Осенью 1755 года он представил собственную оперу, и несомненно, находился в Лиссабоне 1 ноября, когда землетрясение уничтожило большую часть города и разрушило новый театр.
Уже в 1756 году Маццони вернулся в Италию, чтобы подготовить оперу для Тревизо. Сведений о его поездках в Россию нет, хотя подобные слухи существовали. В 1763 году он был назначен первым маэстро аль чембало при открытии Болонского театра Teatro Comunale на постановке оперы К. В. Глюка "Il trionfo di Clelia" («Триумф Клелии»). В то время Карл Диттерс фон Диттерсдорф слышал его духовную музыку и отмечал, что она не соответствовала его высокой репутации как оперного композитора.
Антонио Маццони прославился как автор опер, обладающих изяществом, легкостью и оригинальностью. Его произведения — как комические, так и серьезные — в основном состоят из речитативов и арий, что соответствует классическому стилю середины XVIII века. В серьезных операх он придерживался либретто Пьетро Метастазио, иногда сокращая или заменяя арии; в зависимости от театра включал хоры. Комические оперы содержали вступления и финалы, а в поздних произведениях появлялись ансамбли.
Особенно выделяется опера "Arianna e Teseo" («Ариадна и Тесей»), где он использовал духовые инструменты в ариях и речитативах с обязательным сопровождением, иногда целиком строя сцены на них. Здесь встречаются и программные «боевые» эпизоды, что было необычно для того времени.
Оперные произведения
Оратории
Духовные произведения
Ноты сочинений Антонио Мария Маццони на сайте библиотеки IMSLP