Маццони, Антонио Мария
1717 - 1785

Назад

Mazzoni, Antonio Maria

Портрет композитора Антонио Мария Маццони

  • Дата рождения: 4 января 1717
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: 8 декабря 1785
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Антонио Мария Маццони был итальянским композитором, учеником Лауро Андреа Предьери. Уже в 1735 году он представил свою первую духовную композицию. В 1736 году был принят в Болонскую филармоническую академию как тенор, а позже стал композитором. Его первая опера "Сирой, царь Персии" была поставлена в Фано в 1746 году. Через два года он уже работал там же капельмейстером.

В 1751 году Маццони занимал должность капельмейстера в церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье. В 1757 году он стал помощником капельмейстера Анджело Кароли в соборе Сан-Пьетро, а в 1759 году возглавил капеллу. Он неоднократно избирался принципалом Болонской филармонической академии — в 1757, 1761, 1771, 1773 и 1784 годах. Именно в этой академии он был одним из экзаменаторов юного Моцарта.

По письму к падре Джованни Баттиста Мартини известно, что в 1753 году Маццони находился в Лиссабоне, куда его пригласили помочь Давиду Пересу в создании двух опер к открытию нового театра "Театро душ Пасуш да Рибейра" в 1755 году. В этом проекте участвовали лучшие певцы и театральные деятели Европы. Осенью 1755 года он представил собственную оперу, и несомненно, находился в Лиссабоне 1 ноября, когда землетрясение уничтожило большую часть города и разрушило новый театр.

Уже в 1756 году Маццони вернулся в Италию, чтобы подготовить оперу для Тревизо. Сведений о его поездках в Россию нет, хотя подобные слухи существовали. В 1763 году он был назначен первым маэстро аль чембало при открытии Болонского театра "Комунале" на постановке оперы К. В. Глюка "Триумф Клелии". В то время Карл Диттерс фон Диттерсдорф слышал его духовную музыку и отмечал, что она не соответствовала его высокой репутации как оперного композитора.

Творчество

Антонио Мария Маццони прославился как автор опер, обладающих изяществом, легкостью и оригинальностью. Его произведения — как комические, так и серьезные — в основном состоят из речитативов и арий, что соответствует классическому стилю середины XVIII века. В серьезных операх он придерживался либретто Пьетро Метастазио, иногда сокращая или заменяя арии; в зависимости от театра включал хоры. Комические оперы содержали вступления и финалы, а в поздних произведениях появлялись ансамбли.

Особенно выделяется опера "Ариадна и Тесей", где он использовал духовые инструменты в ариях и речитативах с обязательным сопровождением, иногда целиком строя сцены на них. Здесь встречаются и программные "боевые" эпизоды, что было необычно для того времени. Его вклад в развитие итальянской оперы середины XVIII века считается значительным, особенно благодаря его стремлению к новаторству в инструментовке и выразительности.

Произведения

Оперы

  • "Сирой, царь Персии" ("Siroe, re di Persia")
  • "Гипсипила" ("Issipile")
  • "Покинутая Дидона" ("Didone abbandonata")
  • "Демофонт" ("Demofoonte")
  • "Ахилл на Скиросе" ("Achille in Sciro")
  • "Любовные хитрости" ("L’astuzie amorose")
  • "Милосердие Тита" ("La clemenza di Tito")
  • "Антигон" ("Antigono")
  • "Ифигения в Тавриде" ("Ifigenia in Tauride")
  • "Смешной путешественник" ("Il viaggiatore ridicolo")
  • "Царь-пастух" ("Il re pastore")
  • "Ариадна и Тесей" ("Arianna e Teseo")
  • "Эвмен" ("Eumene")
  • "Хитрый шарлатан" ("L’astuto ciarlatano")
  • "Странности судьбы" ("Le stravaganze del caso")
  • "Адриан в Сирии" ("Adriano in Siria")
  • "Обанкротившийся торговец" ("Il mercanto fallito")
  • "Нитета" ("Nitteti")
  • "Англичанин в Италии" ("L’inglese in Italia")

Оратории

  • "Священное сочинение к Рождеству Христову" ("Componimento sacro per il SS Natale")
  • "Мать Маккавеев" ("La madre de’ Maccabei")
  • "Змей, вознесенный Моисеем в пустыне" ("Il serpente innalzato da Mosè nel deserto")
  • "Святой Убальдо, епископ Губбио" ("S Ubaldo, vescovo di Gubbio")
  • "Печальные кантаты" ("Cantate flebili")
  • "Иаков" ("Giacobbe")

Духовные произведения

  • Многочисленные мессы, мотеты, псалмы, гимны, антифоны и "Тебе, Боже, хвалим"

Ноты сочинений Антонио Мария Маццони на сайте библиотеки IMSLP