Маццони, Антонио Мария
1717 - 1785
Назад
Mazzoni, Antonio Maria
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антонио Мария Маццони был итальянским композитором, учеником Лауро Андреа Предьери. Уже в 1735 году он представил свою первую духовную композицию. В 1736 году был принят в Болонскую филармоническую академию как тенор, а позже стал композитором. Его первая опера "Сирой, царь Персии" была поставлена в Фано в 1746 году. Через два года он уже работал там же капельмейстером.
В 1751 году Маццони занимал должность капельмейстера в церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье. В 1757 году он стал помощником капельмейстера Анджело Кароли в соборе Сан-Пьетро, а в 1759 году возглавил капеллу. Он неоднократно избирался принципалом Болонской филармонической академии — в 1757, 1761, 1771, 1773 и 1784 годах. Именно в этой академии он был одним из экзаменаторов юного Моцарта.
По письму к падре Джованни Баттиста Мартини известно, что в 1753 году Маццони находился в Лиссабоне, куда его пригласили помочь Давиду Пересу в создании двух опер к открытию нового театра "Театро душ Пасуш да Рибейра" в 1755 году. В этом проекте участвовали лучшие певцы и театральные деятели Европы. Осенью 1755 года он представил собственную оперу, и несомненно, находился в Лиссабоне 1 ноября, когда землетрясение уничтожило большую часть города и разрушило новый театр.
Уже в 1756 году Маццони вернулся в Италию, чтобы подготовить оперу для Тревизо. Сведений о его поездках в Россию нет, хотя подобные слухи существовали. В 1763 году он был назначен первым маэстро аль чембало при открытии Болонского театра "Комунале" на постановке оперы К. В. Глюка "Триумф Клелии". В то время Карл Диттерс фон Диттерсдорф слышал его духовную музыку и отмечал, что она не соответствовала его высокой репутации как оперного композитора.
Антонио Мария Маццони прославился как автор опер, обладающих изяществом, легкостью и оригинальностью. Его произведения — как комические, так и серьезные — в основном состоят из речитативов и арий, что соответствует классическому стилю середины XVIII века. В серьезных операх он придерживался либретто Пьетро Метастазио, иногда сокращая или заменяя арии; в зависимости от театра включал хоры. Комические оперы содержали вступления и финалы, а в поздних произведениях появлялись ансамбли.
Особенно выделяется опера "Ариадна и Тесей", где он использовал духовые инструменты в ариях и речитативах с обязательным сопровождением, иногда целиком строя сцены на них. Здесь встречаются и программные "боевые" эпизоды, что было необычно для того времени. Его вклад в развитие итальянской оперы середины XVIII века считается значительным, особенно благодаря его стремлению к новаторству в инструментовке и выразительности.
Оперы
Оратории
Духовные произведения
Ноты сочинений Антонио Мария Маццони на сайте библиотеки IMSLP