Маццони, Антонио Мария
1717 - 1785

Назад

Mazzoni, Antonio Maria

  • Дата рождения: 4 января 1717
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: 8 декабря 1785
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Антонио Мария Маццони — итальянский композитор, ученик Лауро Андреа Предьери. Уже в 1735 году он представил свою первую духовную композицию. В 1736 году был принят в Болонскую филармоническую академию как тенор, а позже стал композитором. Его первая опера "Siroe, re di Persia" («Сирой, царь Персии») была поставлена в Фано в 1746 году. Через два года он уже работал там же капельмейстером.

В 1751 году Маццони занимал должность капельмейстера в церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье. В 1757 году он стал помощником капельмейстера Анджело Кароли в соборе Сан-Пьетро, а в 1759 году возглавил капеллу. Он неоднократно избирался принципалом Болонской филармонической академии — в 1757, 1761, 1771, 1773 и 1784 годах. Именно в этой академии он был одним из экзаменаторов юного Моцарта.

По письму к падре Джованни Баттиста Мартини известно, что в 1753 году Маццони находился в Лиссабоне, куда его пригласили помочь Давиду Пересу в создании двух опер к открытию нового театра Teatro dos Paços da Ribeira в 1755 году. В этом проекте участвовали лучшие певцы и театральные деятели Европы. Осенью 1755 года он представил собственную оперу, и несомненно, находился в Лиссабоне 1 ноября, когда землетрясение уничтожило большую часть города и разрушило новый театр.

Уже в 1756 году Маццони вернулся в Италию, чтобы подготовить оперу для Тревизо. Сведений о его поездках в Россию нет, хотя подобные слухи существовали. В 1763 году он был назначен первым маэстро аль чембало при открытии Болонского театра Teatro Comunale на постановке оперы К. В. Глюка "Il trionfo di Clelia" («Триумф Клелии»). В то время Карл Диттерс фон Диттерсдорф слышал его духовную музыку и отмечал, что она не соответствовала его высокой репутации как оперного композитора.

Творчество

Антонио Маццони прославился как автор опер, обладающих изяществом, легкостью и оригинальностью. Его произведения — как комические, так и серьезные — в основном состоят из речитативов и арий, что соответствует классическому стилю середины XVIII века. В серьезных операх он придерживался либретто Пьетро Метастазио, иногда сокращая или заменяя арии; в зависимости от театра включал хоры. Комические оперы содержали вступления и финалы, а в поздних произведениях появлялись ансамбли.

Особенно выделяется опера "Arianna e Teseo" («Ариадна и Тесей»), где он использовал духовые инструменты в ариях и речитативах с обязательным сопровождением, иногда целиком строя сцены на них. Здесь встречаются и программные «боевые» эпизоды, что было необычно для того времени.

Произведения

Оперные произведения

  • "Siroe, re di Persia" («Сирой, царь Персии»), 1746
  • "Issipile" («Гипсипила»), 1748
  • "Didone abbandonata" («Покинутая Дидона»), 1752
  • "Demofoonte" («Демофонт»), 1754
  • "Achille in Sciro" («Ахилл на Скиросе»), 1754
  • "L’astuzie amorose" («Любовные хитрости»), 1754
  • "La clemenza di Tito" («Милосердие Тита»), 1755
  • "Antigono" («Антигон»), 1755
  • "Ifigenia in Tauride" («Ифигения в Тавриде»), 1756
  • "Il viaggiatore ridicolo" («Смешной путешественник»), 1757
  • "Il re pastore" («Царь-пастух»), 1757
  • "Arianna e Teseo" («Ариадна и Тесей»), 1758
  • "Eumene" («Эвмен»), 1759
  • "L’astuto ciarlatano" («Хитрый шарлатан»), 1760
  • "Le stravaganze del caso" («Странности судьбы»), 1760
  • "Adriano in Siria" («Адриан в Сирии»), 1760
  • "Il mercanto fallito" («Обанкротившийся торговец»), 1762
  • "Nitteti" («Нитета»), 1764
  • "L’inglese in Italia" («Англичанин в Италии»), 1769

Оратории

  • "Componimento sacro per il SS Natale" («Священное сочинение к Рождеству Христову»), 1735
  • "La madre de’ Maccabei" («Мать Маккавеев»), 1745
  • "Il serpente innalzato da Mosè nel deserto" («Змей, вознесенный Моисеем в пустыне»), 1761
  • "S Ubaldo, vescovo di Gubbio" («Святой Убальдо, епископ Губбио»), 1761
  • "Cantate flebili" («Печальные кантаты»), 1768
  • "Giacobbe" («Иаков»), 1768

Духовные произведения

  • (мессы, мотеты, псалмы, гимны, антифоны, "Te Deum laudamus" («Тебе, Боже, хвалим») и др., многие сохранились в рукописях в Болонье и других городах).
  • Антонио Маццони оставил богатое наследие, включающее как оперы, так и духовные сочинения. Его вклад в развитие итальянской оперы середины XVIII века считается значительным, особенно благодаря его стремлению к новаторству в инструментовке и выразительности.

Ноты сочинений Антонио Мария Маццони на сайте библиотеки IMSLP