Маццокки, Вирджилио
1597 - 1646

Назад

Вирджилио Маццокки (Virgilio Mazzocchi) - итальянский композитор

  • Крещён 22 июля 1597 г. - Чивита-Кастеллана.
  • Умер 3 октября 1646 г. - Чивита-Кастеллана.

Брат Доменико Маццокки. Вирджилио учился в семинарии в Чивита-Кастеллана и в 1614 году принял низший сан. Он переехал в Рим, где, по словам Питони, изучал музыку у своего брата Доменико, который с 1621 года состоял на службе у кардинала Ипполито Альдобрандини. Вероятно, именно под влиянием кардинала Вирджилио около 1625 года поступил на службу к кардиналу Франческо Барберини, и именно Франческо Барберини, без сомнения, открыл Вирджилио путь к карьере церковного музыканта. Примерно с 1626 по 1629 год он был маэстро капеллы в Джезу и преподавал в иезуитской коллегии Романо. Для этого колледжа в 1628 году он написал музыкальное сопровождение к латинской пьесе Бернардино Стефонио "Крисп" (1597). В 1629 году он недолго был маэстро в соборе Святого Джованни в Латерано и в том же году был назначен в капеллу Джулии в соборе Святого Пьетро, где служил до своей смерти. Примерно с 1630 года обязанности Маццокки как маэстро и придворного музыканта быстро возросли, и он иногда поручал Доменико сочинение музыки для религиозных праздников. Он служил в нескольких небольших церквях, особенно в тех, которые находились под патронажем семьи Барберини, в том числе в церквях Святой Агаты, Джакомо-алла-Лунгара-делле-Суоре-Конвертите, в церквях Кьяры и Марии в Акиро, а также в более важных церквях Святого Лоренцо в Дамазо и Святой Марии в Валличелле (Новая церковь). Но его основные усилия, естественно, были направлены на собор Святого Пьетро, где были задействованы значительные музыкальные силы, особенно на праздники Святых Петра и Павла (29 июня) и посвящение Святого Пьетро (18 ноября). На праздник Святых Петра и Павла в 1637 году Маццокки использовал шесть хоров и шесть инструментов в фонаре на самом верху купола; примерно в 1640 году, по словам Делла Валле, в фонаре было 12 или 16 хоров и эхо-хор. Хор "эхо" был собственной идеей Маццокки и получил признание его современников. Маццокки активно работал также в новом и быстро развивающемся жанре оратории. Великим постом 1634 года он написал музыку к "Братству Санта-Крочифиссо" в Сан-Марчелло: десять диалогов на латыни в пять пятниц подряд, четыре из которых, возможно, были написаны Доменико Маццокки, а "Коро ди профети" для Конгрегации Оратории (c1635) также был написан Вирджилио. В 1640 году Маццокки выступил в "Диалоге Эстер" Пьетро Делла Валле, сыграв на чембало - триармоническом инструменте, который, по словам Дж. Б. Дони, породил древнегреческие тональные роды. Как маэстро капеллы при Франческо Барберини (с 1636 года) и папском дворе, Маццокки также должен был ставить оперы. Барберини предпочитал истории о святых, но в конце концов признал также классические и гуманистические сюжеты: первая постановка Маццокки "Эгисто" (или "Фальконе", 1637) была основана либреттистом Джулио Роспильози на рассказе Боккаччо. В 1639 году, к открытию нового театра Барберини, опера была повторена в несколько иной форме под названием "Чи соффре спери" при посредничестве Марко Мараццоли. Представление "Сакра Сан Бонифацио" было дано во дворце Канчеллерия во время карнавала 1638 года (либретто Роспильози). Основное действие было исполнено мальчиками 10-11 лет, некоторые из них учились в музыкальной школе Маццокки в Сан-Пьетро. Всего 19 сольных партий, и каждый акт заканчивается хором, который, вероятно, был составлен певцами из папской капеллы и Сан-Пьетро. В 1640 году кардиналы Антонио и Франческо Барберини поставили в Палаццо Рустикуччи трагедию Сенеки "Троады" с прологом и четырьмя промежуточными текстами Роспильози; вся музыка (за исключением, возможно, одного интермедии Мараццоли) была написана Маццокки. Для основного сюжета, следуя теориям Дони, он написал музыку только для хоров и монологов, используя древнегреческие ритмы и тембровые сочетания, и снова сыграл на чембало триармонико. В 1641 году Франческо Барберини устроил грандиозное представление по случаю бракосочетания Марка Антонио Колонны и Изабеллы Джоиени (свояченицы Анны Колонны Барберини). В конце января в Палаццо делла Канчеллерия состоялось первое представление оперы "Женоненавистница", посвященное различиям во взглядах, перед примерно 100 римскими дамами и несколькими джентльменами; музыка как к основному сюжету (17 сольных партий и хор из четырех человек, все для мальчиков), так и к интермедии была написана автор: Маццокки. Наблюдатели отмечали изумительные сценические эффекты в манере Бернини, созданные молодым племянником монсеньора Фаусто Поли. К карнавалу 1643 года Франческо Барберини поставил латинскую пьесу "Святая Сюзанна", поставленную студентами семинарии Святого Пьетро во дворце Рустикуччи. Существовала музыка только для Sant'Eustacchio, задуманная как серия итальянских опер для Sancta Susanna. С 1636 года Маццокки также руководил музыкальными академиями Франческо Барберини и папского двора в Квиринальском дворце. Там он, вероятно, исполнял свои собственные мадригалы и кантаты, а также другие произведения, например, Джезуальдо и Доменико Маццокки. Пели в основном мальчики, предпочитая виолы. Маццокки был известен как прекрасный педагог; среди его учеников были Г.А. Бонтемпи, Франческо Бенедетти, Джованни Карпано и М.А. Джироппи. По словам Бонтемпи (стр. 170), мальчики из хора Маццокки получили глубокую и всестороннюю подготовку, которая подготовила их к участию в академических и операх. В сентябре 1646 года Маццокки отправился со своими певцами из капеллы Джулия в Чивита-Кастеллана, где внезапно заболел и умер. Питони описал его как "приятного в обращении, небольшого роста и полного телосложения’. Дони писал, что, как и его брат Доменико, он отличался “природной скромностью и мягкостью”.

Ноты сочинений Вирджилио Маццокки на сайте библиотеки IMSLP