Маццокки, Вирджилио
1597 - 1646

Назад

Mazzocchi, Virgilio

Портрет композитора Вирджилио Маццокки

  • Дата рождения: крещён 22 июля 1597
  • Место рождения: Чивита-Кастеллана, Италия
  • Дата смерти: 3 октября 1646
  • Место смерти: Чивита-Кастеллана, Италия

Биография

Вирджилио Маццокки был итальянским композитором, братом Доменико Маццокки. Учился в семинарии Чивита-Кастелланы, в 1614 году получил низшие духовные чины. Позднее переехал в Рим, где, по свидетельству Питони, занимался музыкой у брата Доменико, состоявшего с 1621 года на службе у кардинала Ипполито Альдобрандини. Вероятно, благодаря влиянию кардинала Вирджилио около 1625 года поступил на службу к кардиналу Франческо Барберини, который и открыл ему путь к карьере церковного музыканта. С 1626 по 1629 годы он был маэстро ди капелла в церкви "Иль-Джезу" и преподавал в иезуитском "Римском колледже", где в 1628 году написал музыкальные интермедии к латинской пьесе "Крисп" Бернардино Стефонио. В 1629 году недолгое время руководил капеллой в "Сан-Джованни-ин-Латерано", а затем получил должность в "Капелле Джулия" при соборе Святого Петра, где оставался до конца жизни.

С 1630-х годов обязанности маэстро и придворного музыканта быстро возросли, и часть работы он делегировал брату. Он писал музыку для храмов, находившихся под покровительством Барберини, а также для крупных римских церквей. Главные усилия были связаны с собором Святого Петра, где к большим праздникам использовались многоголосные хоры и ансамбли инструментов. В 1637 году для праздника апостолов Петра и Павла Маццокки привлек шесть хоров и шесть инструментов, размещённых в фонаре купола, а около 1640 года число хоров достигало 12–16. Особенностью стала идея "эхо-хора" в куполе, вызвавшая восхищение современников.

Маццокки был активен и в новом жанре оратории. В 1634 году он дирижировал серией латинских диалогов в церкви "Сан-Марчелло". В 1640 году участвовал в исполнении "Диалога об Эсфири" Пьетро делла Валле, аккомпанируя на уникальном клавире "чембало триармонико". Как маэстро капеллы Барберини (с 1636 года) и папского двора, он писал также оперы. Его первая постановка — "Эгист" (или "Сокол") (1637), либретто Джулио Роспильози по Боккаччо. В 1639 году переработанная версия — "Пусть надеется тот, кто страдает" — была поставлена в новом театре Барберини. В 1638 году создана духовная драма "Святой Бонифаций", исполненная в "Палаццо делла Канцеллерия", а в 1641 году — "Геноинда, или Невинность защищена" (к свадьбе Маркантонио Колонна и Изабеллы Джоени). В 1643 году в "Палаццо Рустикуччи" он представил музыку к пьесе "Святая Сусанна".

С 1636 года Маццокки также руководил музыкальными академиями в "Палаццо дель Квиринале", где исполнялись мадригалы, кантаты и произведения как его собственного сочинения, так и других композиторов. Был известен как выдающийся педагог, среди его учеников — Дж.А. Бонтемпи, Франческо Бенедетти, Джованни Карпано и М.А. Джироппи.

В сентябре 1646 года он поехал с певчими Капеллы Джулия в Чивита-Кастеллану, где внезапно заболел и скончался.

Творчество

Церковная музыка Маццокки для больших составов представлена в сборнике "Вечерние псалмы" (1648). Здесь заметно сочетание имитационного контрапункта, резких ритмических контрастов, чередование соло и тутти. В других псалмах и "Песни Богородицы" он искал баланс между художественным уровнем и практичностью для богослужений. Его мотеты из "Священных цветов" (1640) сохраняют старинные приёмы вокальной виртуозности, но включают и элементы новой концертной манеры. Цикл "Благочестивые размышления" (1648) — простые и изящные мотеты для хора а капелла, чередующиеся с григорианским хоралом, предназначенные для службы в капелле Святого Креста при соборе Святого Петра. Единственная сохранившаяся оратория "Я был тем самым" написана в медитативном ключе, с хорами, речитативами и ариозо.

Наиболее значительное оперное произведение — "Пусть надеется тот, кто страдает" (1639), переработка "Эгиста". Либретто Роспильози дополнил аллегорическими фигурами и персонажами комедии дель арте, что делает эту постановку одним из ранних примеров комической оперы. Речитативы написаны в живом разговорном стиле, близком к "секко", арии отличаются мягкой мелодикой и лёгким контрапунктом.

Произведения

Духовная музыка

  • "Священные цветы", мотеты для 2-4 голосов и бассо континуо ("Sacrae flores")
  • "Благочестивые размышления о Страстях Господа нашего Иисуса Христа" для 2-4 голосов ("Piae meditationes de passione Domini Nostri Jesu Christi")
  • "Вечерние псалмы" для 2 хоров и бассо континуо ("Psalmi vespertini")
  • "Я был тем самым", оратория ("Ego ille quondam")

Оперы и сценические произведения

  • "Эгист" (или "Сокол"), опера ("L’Egisto (Il falcone)")
  • "Пусть надеется тот, кто страдает", музыкальная комедия ("Chi soffre speri")
  • "Святой Бонифаций", духовное представление ("San Bonifazio")
  • "Геноинда, или Невинность защищена", опера ("La Genoinda, ovvero L’innocenza difesa")
  • "Святой Евстафий", музыкальное действо ("Il Sant’Eustacchio")

Прочая музыка

  • Музыкальные интермедии к пьесе "Крисп" ("Crispus")
  • Музыка к пьесе "Троянки" ("Troades")

Ноты сочинений Вирджилио Маццокки на сайте библиотеки IMSLP