Маццокки, Вирджилио
1597 - 1646
Назад
Mazzocchi, Virgilio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Итальянский композитор, брат Доменико Маццокки. Учился в семинарии Чивита-Кастелланы, в 1614 году получил низшие духовные чины. Позднее переехал в Рим, где, по свидетельству Питони, занимался музыкой у брата Доменико, состоявшего с 1621 года на службе у кардинала Ипполито Альдобрандини. Вероятно, благодаря влиянию кардинала Вирджилио около 1625 года поступил на службу к кардиналу Франческо Барберини, который и открыл ему путь к карьере церковного музыканта. С 1626 по 1629 годы он был маэстро ди капелла в церкви Иль-Джезу и преподавал в иезуитском Колледжио Романо, где в 1628 году написал музыкальные интермедии к латинской пьесе Crispus (1597) Бернардино Стефонио. В 1629 году недолгое время руководил капеллой в Сан-Джованни-ин-Латерано, а затем получил должность в Капелле Джулия при соборе Святого Петра, где оставался до конца жизни.
С 1630-х годов обязанности маэстро и придворного музыканта быстро возросли, и часть работы он делегировал брату. Он писал музыку для храмов, находившихся под покровительством Барберини, а также для крупных римских церквей. Главные усилия были связаны с собором Святого Петра, где к большим праздникам использовались многоголосные хоры и ансамбли инструментов. В 1637 году для праздника апостолов Петра и Павла Маццокки привлек шесть хоров и шесть инструментов, размещённых в фонаре купола, а около 1640 года число хоров достигало 12–16. Особенностью стала идея «эхо-хора» в куполе, вызвавшая восхищение современников.
Маццокки был активен и в новом жанре оратории. В 1634 году он дирижировал серией латинских диалогов в церкви Сан-Марчелло. В 1640 году участвовал в исполнении Dialogo di Esther Пьетро делла Валле, аккомпанируя на уникальном клавире «cembalo triarmonico». Как маэстро капеллы Барберини (с 1636 года) и папского двора, он писал также оперы. Его первая постановка — L’Egisto (Il falcone) (1637), либретто Джулио Роспильози по Боккаччо. В 1639 году переработанная версия — Chi soffre speri — была поставлена в новом театре Барберини. В 1638 году создана духовная драма San Bonifazio, исполненная в Палаццо делла Канцеллерия, а в 1641 году — La Genoinda, ovvero L’innocenza difesa (к свадьбе Маркантонио Колонна и Изабеллы Джоени). В 1643 году в Палаццо Рустикуччи он представил музыку к пьесе Sancta Susanna.
С 1636 года Маццокки также руководил музыкальными академиями в Палаццо дель Квиринале, где исполнялись мадригалы, кантаты и произведения как его собственного сочинения, так и других композиторов. Был известен как выдающийся педагог, среди его учеников — Дж.А. Бонтемпи, Франческо Бенедетти, Джованни Карпано и М.А. Джироппи.
В сентябре 1646 года он поехал с певчими Капеллы Джулия в Чивита-Кастеллану, где внезапно заболел и скончался.
Церковная музыка Маццокки для больших составов представлена в сборнике Psalmi vespertini (1648). Здесь заметно сочетание имитационного контрапункта, резких ритмических контрастов, чередование соло и tutti. В других псалмах и Magnificat он искал баланс между художественным уровнем и практичностью для богослужений. Его мотеты из Sacrae flores (1640) сохраняют старинные приёмы вокальной виртуозности, но включают и элементы новой концертной манеры. Цикл Piae meditationes (1648) — простые и изящные мотеты для хора a cappella, чередующиеся с григорианским хоралом, предназначенные для службы в капелле Святого Креста при соборе Святого Петра. Единственная сохранившаяся оратория Ego ille quondam написана в медитативном ключе, с хорами, речитативами и ариозо.
Наиболее значительное оперное произведение — Chi soffre speri (1639), переработка L’Egisto. Либретто Роспильози дополнил аллегорическими фигурами и персонажами комедии дель арте, что делает эту постановку одним из ранних примеров комической оперы. Речитативы написаны в живом parlando, близком к secco, арии отличаются мягкой мелодикой и лёгким контрапунктом.
Духовные
Светские
Ноты сочинений Вирджилио Маццокки на сайте библиотеки IMSLP