Маццокки, Вирджилио
1597 - 1646

Назад

Mazzocchi, Virgilio

  • Дата рождения: крещён 22 июля 1597
  • Место рождения: Чивита-Кастеллана, Италия
  • Дата смерти: 3 октября 1646
  • Место смерти: Чивита-Кастеллана, Италия

Биография

Итальянский композитор, брат Доменико Маццокки. Учился в семинарии Чивита-Кастелланы, в 1614 году получил низшие духовные чины. Позднее переехал в Рим, где, по свидетельству Питони, занимался музыкой у брата Доменико, состоявшего с 1621 года на службе у кардинала Ипполито Альдобрандини. Вероятно, благодаря влиянию кардинала Вирджилио около 1625 года поступил на службу к кардиналу Франческо Барберини, который и открыл ему путь к карьере церковного музыканта. С 1626 по 1629 годы он был маэстро ди капелла в церкви Иль-Джезу и преподавал в иезуитском Колледжио Романо, где в 1628 году написал музыкальные интермедии к латинской пьесе Crispus (1597) Бернардино Стефонио. В 1629 году недолгое время руководил капеллой в Сан-Джованни-ин-Латерано, а затем получил должность в Капелле Джулия при соборе Святого Петра, где оставался до конца жизни.

С 1630-х годов обязанности маэстро и придворного музыканта быстро возросли, и часть работы он делегировал брату. Он писал музыку для храмов, находившихся под покровительством Барберини, а также для крупных римских церквей. Главные усилия были связаны с собором Святого Петра, где к большим праздникам использовались многоголосные хоры и ансамбли инструментов. В 1637 году для праздника апостолов Петра и Павла Маццокки привлек шесть хоров и шесть инструментов, размещённых в фонаре купола, а около 1640 года число хоров достигало 12–16. Особенностью стала идея «эхо-хора» в куполе, вызвавшая восхищение современников.

Маццокки был активен и в новом жанре оратории. В 1634 году он дирижировал серией латинских диалогов в церкви Сан-Марчелло. В 1640 году участвовал в исполнении Dialogo di Esther Пьетро делла Валле, аккомпанируя на уникальном клавире «cembalo triarmonico». Как маэстро капеллы Барберини (с 1636 года) и папского двора, он писал также оперы. Его первая постановка — L’Egisto (Il falcone) (1637), либретто Джулио Роспильози по Боккаччо. В 1639 году переработанная версия — Chi soffre speri — была поставлена в новом театре Барберини. В 1638 году создана духовная драма San Bonifazio, исполненная в Палаццо делла Канцеллерия, а в 1641 году — La Genoinda, ovvero L’innocenza difesa (к свадьбе Маркантонио Колонна и Изабеллы Джоени). В 1643 году в Палаццо Рустикуччи он представил музыку к пьесе Sancta Susanna.

С 1636 года Маццокки также руководил музыкальными академиями в Палаццо дель Квиринале, где исполнялись мадригалы, кантаты и произведения как его собственного сочинения, так и других композиторов. Был известен как выдающийся педагог, среди его учеников — Дж.А. Бонтемпи, Франческо Бенедетти, Джованни Карпано и М.А. Джироппи.

В сентябре 1646 года он поехал с певчими Капеллы Джулия в Чивита-Кастеллану, где внезапно заболел и скончался.

Творчество

Церковная музыка Маццокки для больших составов представлена в сборнике Psalmi vespertini (1648). Здесь заметно сочетание имитационного контрапункта, резких ритмических контрастов, чередование соло и tutti. В других псалмах и Magnificat он искал баланс между художественным уровнем и практичностью для богослужений. Его мотеты из Sacrae flores (1640) сохраняют старинные приёмы вокальной виртуозности, но включают и элементы новой концертной манеры. Цикл Piae meditationes (1648) — простые и изящные мотеты для хора a cappella, чередующиеся с григорианским хоралом, предназначенные для службы в капелле Святого Креста при соборе Святого Петра. Единственная сохранившаяся оратория Ego ille quondam написана в медитативном ключе, с хорами, речитативами и ариозо.

Наиболее значительное оперное произведение — Chi soffre speri (1639), переработка L’Egisto. Либретто Роспильози дополнил аллегорическими фигурами и персонажами комедии дель арте, что делает эту постановку одним из ранних примеров комической оперы. Речитативы написаны в живом parlando, близком к secco, арии отличаются мягкой мелодикой и лёгким контрапунктом.

Произведения

Духовные

  • Sacrae flores (Священные цветы), мотеты, 2–4 голоса, basso continuo (1640)
  • Piae meditationes de passione Domini Nostri Jesu Christi (Благочестивые размышления о Страстях Господних), 2–4 голоса (1648)
  • Psalmi vespertini (Вечерние псалмы), 2 хора, basso continuo (1648)
  • Мотеты (1625–1659), часть утрачена
  • Ego ille quondam (Я был тем самым), оратория (опубликована в 1664 под названием Fumo è la nostra vita)

Светские

  • L’Egisto (Il falcone) (Опера по Боккаччо), Рим, 1637, утрачена
  • Chi soffre speri (Пусть надеется тот, кто страдает), музыкальная комедия, Рим, 1639 (частично сохр.)
  • San Bonifazio (Святой Бонифаций), духовное представление, Рим, 1638
  • La Genoinda, ovvero L’innocenza difesa (Геноинда, или Невинность защищена), опера, Рим, 1641 (утрачена, сохр. 3 арии)
  • Il Sant’Eustacchio (Святой Евстафий), музыкальное действо, Рим, 1643
  • Музыка к пьесам Crispus (1628) и Troades (1640) — утрачена
  • Кантаты, мадригалы и инструментальные пьесы

Ноты сочинений Вирджилио Маццокки на сайте библиотеки IMSLP