Маццокки, Доменико
1592 - 1665

Назад

Mazzocchi, Domenico

  • Дата рождения: крещён 8 ноября 1592
  • Место рождения: Чивита-Кастеллана, Италия
  • Дата смерти: 21 января 1665
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Итальянский композитор. После учёбы в семинарии Чивита-Кастеллана Доменико Маццокки принял малые духовные чины в 1606 году и был рукоположён в священники 30 марта 1619 года. В 1614 году он переехал в Рим, где получил римское гражданство; около 1619 года он стал доктором прав. Примерно с 1621 года он находился на службе у кардинала Ипполито Альдобрандини и выполнял при дворе в роли секретаря функции, сходные по статусу с должностями, которые нередко занимали поэты. Это положение давало ему свободу сочинять музыку по случаю праздников и торжеств для семьи Альдобрандини и других римских аристократов.

В карьере Маццокки важна длительная связь с семейством Альдобрандини: его опера "La catena d'Adone" была заказана принцем Джованни Джорджо Альдобранднини и исполнена в карнавальный сезон 1626 года в палаццо Эвандро Конти, герцога Поли. В 1626 году Доменико сопровождал кардинала Ипполито в путешествии по Парме и Милану; письма композитора той поры дают подробный маршрут и свидетельствуют о его активной придворной деятельности. В Париме и Венеции он курировал печать оперы, которая вышла в октябре 1626 года.

После смерти кардинала Ипполито в 1638 году Маццокки оказался под покровительством его родственников и близких к курии семей, прежде всего Барберини. В 1637 году Папа Урбан VIII (Мафео Барберини) добился для Доменико пожизненного бенефиция; в следующем году композитор посвятил понтифику сборник Poemata — переложения латинских стихов самого Папы. В академиях, устраиваемых кардиналом Франческо Барберини для папского двора, исполнялись его мадригалы, часто в сопровождении консорта виол. Он также получал покровительство от Папы Иннокентия X (Джамбаттиста Памфили) и дополнительную материальную поддержку от семьи Альдобранднини. Благодаря этому Маццокки жил в относительном достатке, занимая помещения в палаццо Альдобранднини-Памфили и имея отдельные комнаты для приёмного сына в палаццо Манчини. Современники отмечали его щедрость и заботу о родственниках и воспитанниках; Г. Б. Дони описывал его как человека «естественной скромности и мягкости нрава».

К сожалению для музыкального наследия, в 1642–1653 годах Маццокки был вовлечён в длительную археологико-топографическую полемику, пытаясь доказать, что Чивита-Кастеллана — место древней этрусской Вейи; этот спор сопровождался публикацией полемических трудов и привёл к более чем десятилетней паузе в творчестве. Вернувшись к музыке, он опубликовал сборник Sacrae concertationes в 1664 году, в котором, однако, оказались включены произведения, сочинённые прежде, вероятно в 1630–1640-е годы. Многие из композиций в сборнике предназначались для римских ораторий и братств и отражают практику музыкальной жизни Рима того времени.

Творчество

Доменико Маццокки проявил себя в операх, ораториях, мадригалах, диалогах, кантах и мотетах. Его опера и оратории сочетают элементы ранней итальянской монодии с более развитыми сценическими и хоровыми приемами. В опере он развивал различие между повествовательным (речитативным) и лирическим началом, делая декламацию экспрессивной и риторичной; арии у него создаются из коротких взаимосвязанных фраз и служат для прерывания монотонности длинного речитатива. Хор у Доменико играет значимую драматургическую роль, часто формируя внушительные текстурные блоки в завершениях актов.

В жанре оратории Маццокки был особенно продуктивен: семь латинских ораториев, входящих в Sacrae concertationes, вероятно датируются 1630-ми годами. Эти произведения основаны на библейских текстах, чаще всего из Нового Завета; структура обычно включает партии действующих лиц, повествователя (иногда несколько голосов) и двойной хор. Соло-партии преимущественно в речитативно-ариозном стиле, ансамбли и хоры отличаются разнообразием размеров, стилей и фактур.

Его камерная вокальная музыка — Dialoghi, e sonetti и Madrigali — сочетает традиции ренессансного мадригала с современными ему новациями. В Dialoghi, e sonetti (1638) есть латинские диалоги по Вергилию; остальные тексты — итальянские, включая авторов времени и строки из Тассо. В конце сборника помещён знаменитый в то время сонет «Lagrime amare» — плач Марии Магдалины, написанный в гибком ариозном стиле с выразительной гармонической поддержкой; в печати той эпохи этот ламенто цитировался и обсуждался широко.

В сборнике Madrigali (1638) собраны 24 мадригала по текстам Марино, Гварини, Тассо и современников, сгруппированные в три блока по восьми: для пяти голосов с континуо; для пяти голосов без континуо; и для четырёх-восьми голосов с континуо. Маццокки по-новаторски указывал в предисловии динамические и темповые знаки, обозначения эффектов эха и приёмов мессa ди воцe, а также стремился указать желаемые альтерации и бемоли — подробность, редкая для его времени, хотя иногда его графические указания были не столь ясны, как он задумывал.

Стиль Маццокки сочетает риторичность и выразительность монодического приёма с вниманием к тексту, мастерством фактуры и порой насыщенной хроматикой, причастной к традиции Джезуальдо, но обработанной более рационально.

Произведения

(ниже произведения перечислены в хронологическом и тематическом порядке; в названиях — оригинал курсивом и в кавычках, затем в круглых скобках — перевод на русский язык)

Драматические и сценические произведения

  • "La catena d'Adone" («Цепь Адониса») — фавола боскаречча, пролог и пять актов (Рим, 1626; печать Венеция, 1626)
  • "Coro di profeti per la festa della SS Annuntiata" («Хор пророков для праздника Пресвятой Благовещенной») — итальянская оратория (ок. 1635), возможно в соавторстве с Вирджилио Маццокки
  • "Il martirio de' Santi Abundio prete, Abundantio diacono, Marciano, e Giovanni suo figliuolo, cavalieri romani" («Мученичество святых Абундия пресвитера, Абунданция диакона, Марциана и его сына Иоанна, римских воинов») — сакральная драматическая постановка (Чивита-Кастеллана, 16 сентября 1641) — музыка утрачена

Вокальные коллекции и камерная музыка

  • "Dialoghi, e sonetti" («Диалоги и сонеты»), для одного и трёх-четырёх голосов с бассо континуо (Рим, 1638) — содержит два латинских диалога по Вергилию и прочие итальянские тексты
  • "Madrigali" («Мадригалы»), для 4–8 голосов и инструментов (Рим, 1638) — 24 мадригала, сгруппированы в три блока по восемь
  • "Maphaei S.R.E. Card. Barberini nunc Urbani Papae VIII Poemata" («Поэмы кардинала Мафея Барберини, впоследствии Папы Урбана VIII»), для 1–6 голосов с бассо континуо (Рим, 1638) — музыковая обработка латинских стихов Папы
  • "Musiche sacre, e morali" («Духовные и нравственные музыкальные сочинения»), для 1–4 голосов с бассо континуо (Рим, 1640)
  • "Praetereunt anni … et Aeolus", диалог по первому своду «Энеиды» Вергилия, для одного и трёх голосов с бассо континуо (Рим, 1641)
  • "Ecce crucem Domini" («Се крест Господень») — мотет, 4 голоса и бассо континуо (1625)
  • Набор кантат (включая восемь кантат для 1–3 голосов с бассо континуо, сочинений 1620–1640-х годов)

Духовные концертные сборники и оратории

  • "Sacrae concertationes" («Священные концертные пьесы»), сборник для 2, 3, 5, 8, 9 голосов с двумя скрипками и инструментами (Рим, 1664) — включает семь латинских ораторий, многие из которых, вероятно, датируются 1630-ми годами; тексты основаны преимущественно на библейских сюжетах и предназначались для римских ораторий и братств
  • Итальянская оратория "Coro di profeti" («Хор пророков») (ок. 1635) — для праздника Девы Марии; сохранилась частично
  • "Ego ille quondam" (оратория) — медитативная оратория с хорами, речитативами и ариозо; позднее была опубликована под заголовком "Fumo è la nostra vita" в сборнике Sacrae concertationes

Ноты сочинений Доменико Маццокки на сайте библиотеки IMSLP