Маццокки, Доменико
1592 - 1665
Назад
Mazzocchi, Domenico
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Доменико Маццокки был итальянским композитором. После учёбы в семинарии Чивита-Кастеллана Доменико Маццокки принял малые духовные чины в 1606 году и был рукоположён в священники 30 марта 1619 года. В 1614 году он переехал в Рим, где получил римское гражданство; около 1619 года он стал доктором прав. Примерно с 1621 года он находился на службе у кардинала Ипполито Альдобрандини и выполнял при дворе в роли секретаря функции, сходные по статусу с должностями, которые нередко занимали поэты. Это положение давало ему свободу сочинять музыку по случаю праздников и торжеств для семьи Альдобрандини и других римских аристократов.
В карьере Маццокки важна длительная связь с семейством Альдобрандини: его опера "Цепь Адониса" была заказана принцем Джованни Джорджо Альдобранднини и исполнена в карнавальный сезон 1626 года в "Палаццо Эвандро Конти", герцога Поли. В 1626 году Доменико сопровождал кардинала Ипполито в путешествии по Парме и Милану; письма композитора той поры дают подробный маршрут и свидетельствуют о его активной придворной деятельности. В Париже и Венеции он курировал печать оперы, которая вышла в октябре 1626 года.
После смерти кардинала Ипполито в 1638 году Маццокки оказался под покровительством его родственников и близких к курии семей, прежде всего Барберини. В 1637 году Папа Урбан VIII (Мафео Барберини) добился для Доменико пожизненного бенефиция; в следующем году композитор посвятил понтифику сборник "Поэмы" — переложения латинских стихов самого Папы. В академиях, устраиваемых кардиналом Франческо Барберини для папского двора, исполнялись его мадригалы, часто в сопровождении консорта виол. Он также получал покровительство от Папы Иннокентия X (Джамбаттиста Памфили) и дополнительную материальную поддержку от семьи Альдобранднини. Благодаря этому Маццокки жил в относительном достатке, занимая помещения в "Палаццо Альдобранднини-Памфили" и имея отдельные комнаты для приёмного сына в "Палаццо Манчини". Современники отмечали его щедрость и заботу о родственниках и воспитанниках; Г. Б. Дони описывал его как человека "естественной скромности и мягкости нрава".
К сожалению для музыкального наследия, в 1642–1653 годах Маццокки был вовлечён в длительную археологико-топографическую полемику, пытаясь доказать, что Чивита-Кастеллана — место древней этрусской Вейи; этот спор сопровождался публикацией полемических трудов и привёл к более чем десятилетней паузе в творчестве. Вернувшись к музыке, он опубликовал сборник "Священные концертные пьесы" в 1664 году, в котором, однако, оказались включены произведения, сочинённые прежде, вероятно в 1630–1640-е годы. Многие из композиций в сборнике предназначались для римских ораторий и братств и отражают практику музыкальной жизни Рима того времени.
Доменико Маццокки проявил себя в операх, ораториях, мадригалах, диалогах, кантах и мотетах. Его опера и оратории сочетают элементы ранней итальянской монодии с более развитыми сценическими и хоровыми приемами. В опере он развивал различие между повествовательным (речитативным) и лирическим началом, делая декламацию экспрессивной и риторичной; арии у него создаются из коротких взаимосвязанных фраз и служат для прерывания монотонности длинного речитатива. Хор у Доменико играет значимую драматургическую роль, часто формируя внушительные текстурные блоки в завершениях актов.
В жанре оратории Маццокки был особенно продуктивен: семь латинских ораториев, входящих в "Священные концертные пьесы", вероятно датируются 1630-ми годами. Эти произведения основаны на библейских текстах, чаще всего из Нового Завета; структура обычно включает партии действующих лиц, повествователя (иногда несколько голосов) и двойной хор. Соло-партии преимущественно в речитативно-ариозном стиле, ансамбли и хоры отличаются разнообразием размеров, стилей и фактур.
Его камерная вокальная музыка — "Диалоги и сонеты" и "Мадригалы" — сочетает традиции ренессансного мадригала с современными ему новациями. В "Диалогах и сонетах" (1638) есть латинские диалоги по Вергилию; остальные тексты — итальянские, включая авторов времени и строки из Тассо. В конце сборника помещён знаменитый в то время сонет "Горькие слёзы" — плач Марии Магдалины, написанный в гибком ариозном стиле с выразительной гармонической поддержкой; в печати той эпохи этот ламенто цитировался и обсуждался широко.
В сборнике "Мадригалы" (1638) собраны 24 мадригала по текстам Марино, Гварини, Тассо и современников, сгруппированные в три блока по восьми: для пяти голосов с континуо; для пяти голосов без континуо; и для четырёх-восьми голосов с континуо. Маццокки по-новаторски указывал в предисловии динамические и темповые знаки, обозначения эффектов эха и приёмов "месса ди воче", а также стремился указать желаемые альтерации и бемоли — подробность, редкая для его времени, хотя иногда его графические указания были не столь ясны, как он задумывал.
Стиль Маццокки сочетает риторичность и выразительность монодического приёма с вниманием к тексту, мастерством фактуры и порой насыщенной хроматикой, причастной к традиции Джезуальдо, но обработанной более рационально.
Драматические и сценические произведения
Вокальная камерная музыка и сборники
Духовная музыка и оратории
Ноты сочинений Доменико Маццокки на сайте библиотеки IMSLP