Маццокки, Доменико
1592 - 1665
Назад
Mazzocchi, Domenico

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Итальянский композитор. После учёбы в семинарии Чивита-Кастеллана Доменико Маццокки принял малые духовные чины в 1606 году и был рукоположён в священники 30 марта 1619 года. В 1614 году он переехал в Рим, где получил римское гражданство; около 1619 года он стал доктором прав. Примерно с 1621 года он находился на службе у кардинала Ипполито Альдобрандини и выполнял при дворе в роли секретаря функции, сходные по статусу с должностями, которые нередко занимали поэты. Это положение давало ему свободу сочинять музыку по случаю праздников и торжеств для семьи Альдобрандини и других римских аристократов.
В карьере Маццокки важна длительная связь с семейством Альдобрандини: его опера "La catena d'Adone" была заказана принцем Джованни Джорджо Альдобранднини и исполнена в карнавальный сезон 1626 года в палаццо Эвандро Конти, герцога Поли. В 1626 году Доменико сопровождал кардинала Ипполито в путешествии по Парме и Милану; письма композитора той поры дают подробный маршрут и свидетельствуют о его активной придворной деятельности. В Париме и Венеции он курировал печать оперы, которая вышла в октябре 1626 года.
После смерти кардинала Ипполито в 1638 году Маццокки оказался под покровительством его родственников и близких к курии семей, прежде всего Барберини. В 1637 году Папа Урбан VIII (Мафео Барберини) добился для Доменико пожизненного бенефиция; в следующем году композитор посвятил понтифику сборник Poemata — переложения латинских стихов самого Папы. В академиях, устраиваемых кардиналом Франческо Барберини для папского двора, исполнялись его мадригалы, часто в сопровождении консорта виол. Он также получал покровительство от Папы Иннокентия X (Джамбаттиста Памфили) и дополнительную материальную поддержку от семьи Альдобранднини. Благодаря этому Маццокки жил в относительном достатке, занимая помещения в палаццо Альдобранднини-Памфили и имея отдельные комнаты для приёмного сына в палаццо Манчини. Современники отмечали его щедрость и заботу о родственниках и воспитанниках; Г. Б. Дони описывал его как человека «естественной скромности и мягкости нрава».
К сожалению для музыкального наследия, в 1642–1653 годах Маццокки был вовлечён в длительную археологико-топографическую полемику, пытаясь доказать, что Чивита-Кастеллана — место древней этрусской Вейи; этот спор сопровождался публикацией полемических трудов и привёл к более чем десятилетней паузе в творчестве. Вернувшись к музыке, он опубликовал сборник Sacrae concertationes в 1664 году, в котором, однако, оказались включены произведения, сочинённые прежде, вероятно в 1630–1640-е годы. Многие из композиций в сборнике предназначались для римских ораторий и братств и отражают практику музыкальной жизни Рима того времени.
Доменико Маццокки проявил себя в операх, ораториях, мадригалах, диалогах, кантах и мотетах. Его опера и оратории сочетают элементы ранней итальянской монодии с более развитыми сценическими и хоровыми приемами. В опере он развивал различие между повествовательным (речитативным) и лирическим началом, делая декламацию экспрессивной и риторичной; арии у него создаются из коротких взаимосвязанных фраз и служат для прерывания монотонности длинного речитатива. Хор у Доменико играет значимую драматургическую роль, часто формируя внушительные текстурные блоки в завершениях актов.
В жанре оратории Маццокки был особенно продуктивен: семь латинских ораториев, входящих в Sacrae concertationes, вероятно датируются 1630-ми годами. Эти произведения основаны на библейских текстах, чаще всего из Нового Завета; структура обычно включает партии действующих лиц, повествователя (иногда несколько голосов) и двойной хор. Соло-партии преимущественно в речитативно-ариозном стиле, ансамбли и хоры отличаются разнообразием размеров, стилей и фактур.
Его камерная вокальная музыка — Dialoghi, e sonetti и Madrigali — сочетает традиции ренессансного мадригала с современными ему новациями. В Dialoghi, e sonetti (1638) есть латинские диалоги по Вергилию; остальные тексты — итальянские, включая авторов времени и строки из Тассо. В конце сборника помещён знаменитый в то время сонет «Lagrime amare» — плач Марии Магдалины, написанный в гибком ариозном стиле с выразительной гармонической поддержкой; в печати той эпохи этот ламенто цитировался и обсуждался широко.
В сборнике Madrigali (1638) собраны 24 мадригала по текстам Марино, Гварини, Тассо и современников, сгруппированные в три блока по восьми: для пяти голосов с континуо; для пяти голосов без континуо; и для четырёх-восьми голосов с континуо. Маццокки по-новаторски указывал в предисловии динамические и темповые знаки, обозначения эффектов эха и приёмов мессa ди воцe, а также стремился указать желаемые альтерации и бемоли — подробность, редкая для его времени, хотя иногда его графические указания были не столь ясны, как он задумывал.
Стиль Маццокки сочетает риторичность и выразительность монодического приёма с вниманием к тексту, мастерством фактуры и порой насыщенной хроматикой, причастной к традиции Джезуальдо, но обработанной более рационально.
(ниже произведения перечислены в хронологическом и тематическом порядке; в названиях — оригинал курсивом и в кавычках, затем в круглых скобках — перевод на русский язык)
Драматические и сценические произведения
Вокальные коллекции и камерная музыка
Духовные концертные сборники и оратории
Ноты сочинений Доменико Маццокки на сайте библиотеки IMSLP