Маццаферрата, Джованни Баттиста
.... - 1691

Назад

Mazzaferrata, Giovanni Battista

  • Дата рождения: Неизвестна
  • Место рождения: Комо или Павия, Италия
  • Дата смерти: 26 февраля 1691
  • Место смерти: Возможно Феррара, Италия

Биография

Итальянский композитор, органист и педагог. В посвящении к своему опусу 1 он указал, что был учеником Таркинио Мерулы, вероятно, во время работы Мерулы в Кремоне. В 1661 году, когда появился его опус 1, Маццаферрата был маэстро ди капелла кафедрального собора Верчелли и одновременно преподавал в семинарии. С 1668 года по меньшей мере он занимал пост маэстро ди капелла в Академии della Morte в Ферраре, где ранее был органистом. По состоянию на 1680 год он все еще занимал этот пост, хотя к 1683 году в издании его опуса 2 уже упоминалось, что он «бывший» маэстро. Возможно, в начале 1680-х он переехал в Тоскану — его оратория L’efficacia della fede была исполнена в Сиене в 1684 году, а другие оратории пользовались успехом в Тоскане даже после его смерти. По данным Беннати, он вернулся в Феррару перед смертью и некоторое время снова был маэстро ди капелла кафедрального собора.

Творчество

Маццаферрата был одним из наиболее самобытных малых итальянских композиторов своего времени. Сонаты из опуса 5 примечательны как своей музыкальной ценностью, так и органической структурой формы, оказавшей влияние на сонаты Г.Б. Басcани. Они имеют четыре части с контрастирующими размерностями и темпами (хотя последняя соната состоит из четырех Allegro), отличаются необычайной живостью. Контрапунктическая работа в основном гармоническая, гармонический ритм медленный, многие темы характеризуются повторяющимися нотами. Результирующий легкий, плавный стиль иногда рассматривают как предвосхищение раннего классического стиля. Кроме того, он известен как автор камерной вокальной музыки, как духовной, так и светской. Камерные кантаты из опуса 4 являются ярким примером его мастерства.

Произведения

  • Sacri concerti, 1 голос, опус 1 (Священные концерты)
  • Il primo libro de madrigali … amorosi e morali, 2–3 голоса, basso continuo, опус 2 (Первый сборник мадригалов … любовных и моральных)
  • Canzonette e cantate, 2 голоса, basso continuo, опус 3 (Канцонетты и кантаты)
  • Il primo libro delle cantate da camera, 1 голос, basso continuo, опус 4 (Первый сборник камерных кантат)
  • Il primo libro delle sonate, 2 скрипки, басетто виола по желанию, basso continuo, опус 5 (Первый сборник сонат)
  • Salmi concertati, 3–4 голоса, скрипки, басетто виола, орган, опус 6 (Концертированные псалмы)
  • Cantate morali e spirituali, 2–3 голоса, орган, опус 7 (Моральные и духовные кантаты)
  • Plaudite coeli, мотет, 1 голос, инструменты (Аплодируйте, небеса)
  • Il David (оратория), 5 голосов, Флоренция, 1693 (вероятно не первое исполнение)
  • L’efficacia della fede (оратория), Сиена, 1684 (Сила веры)
  • La caduta di David (оратория), Лука, 1715 (Падение Давида)