Майр, Руперт Игнац
1646 - 1712

Назад

Mayr, Rupert Ignaz

  • Дата рождения: 1646
  • Место рождения: Шердинг, близ Пассау, Германия
  • Дата смерти: 7 февраля 1712
  • Место смерти: Фрайзинг, Германия

Биография

Немецкий композитор и скрипач. Впервые упоминается в 1670 году, когда вступил на службу к князю-епископу Фрайзинга как скрипач. После работы на различных должностях в Эйхштетте, Регенсбурге и Пассау в 1683 году переехал ко двору в Мюнхене. Курфюрст Максимилиан Эмануэль, оценив его талант композитора, отправил Майра в Париж учиться у Лулли. Вернувшись в Мюнхен в 1685 году, он оставался скрипачом и камерным музыкантом, одновременно занимаясь композицией.

Вспышка Войны за испанское наследство почти полностью остановила музыкальную жизнь мюнхенского двора, и в 1706 году Майр вернулся в Фрайзинг на должность капельмейстера. Здесь он продолжал писать церковную и камерную музыку, а также школьные оперы для студентов епископальной семинарии.

Творчество

Майр создавал церковную музыку в стиле итальянского концертато, несмотря на обучение во Франции. Его оффертории и псалмы, хотя и изданы в 1702 и 1706 годах, по стилю ближе к середине XVII века. Короткие мелодические фразы и свободная трактовка трёхдольного ритма характерны для его хоровых текстур. Партии соло и tutti часто чередуются, соло-партии, особенно в псалмах, длиннее и развитее, чем у Керля.

Особенностью офферторий Майра является тесная тематическая интеграция, когда голоса и инструменты делят музыкальные идеи поровну. В Dominus regnavit («Господь властвует») несколько коротких секций основаны на одной или двух темах, разрабатываемых различными комбинациями соло и tutti голосов и скрипок. Хоровые текстуры Майра чаще имитационные и разрозненные, а не контрапунктические; его tutti аккорды зависят от ритмического напора, а не от разнообразия фактуры. Соло-партии в основном слоговые, а несколько мелизм используют для выразительности; текстовая подача очень тщательная, с элементами вербального изображения («word-painting»).

Соло-партии школьных опер Майра демонстрируют влияние Каризими и его учеников. В поздней инструментальной музыке заметны эффекты от поездки в Париж.

Произведения

Церковные

  • Sacri concentus psalmorum, antiphonarum («Священные концерты псалмов и антифонов»), 1 голос, инструменты, 1681
  • Gazophylacium musico-sacrum … 25 offertoriis seu motetae («Музыкально-священный склад: 25 офферториев или мотетов»), 8–9 голосов, инструменты, орган
  • Psalmodia brevis ad Vesperas («Краткая псалмодия к вечерне»), 4 голоса, 2 скрипки, 2 альта, орган
  • Missa renovata («Обновлённая месса»), 4 голоса; Missa 5 голосов; Ave Maria 4 голоса; Angelus Domini 4 голоса; Confitebor 2 голоса; Custodes hominum 2 голоса, инструменты; Dies Irae teutsch; Quis hodie fulgor 2 голоса, инструменты; Stellarum aureae («Золотые звёзды»), все утрачены

Светские

  • Güldener Hochzeit-Apffel («Золотое свадебное яблоко»), голоса, струнные, 1682
  • Школьные оперы, 2–5 голосов, соло, инструменты, орган: Antithesis mortualis («Противоположность смерти»), Coelum in terris («Небо на земле»), De ultimo fine hominis («О конечной цели человека»), Felix nox («Счастливая ночь»), Fructus peccati («Плоды греха»), Magnes amoris («Магнит любви»), Malacia post tempestatem («Слабость после бури»), Nemo sine cruce («Никто без креста»), Porta aeternitatis («Врата вечности»), Pretium sanguinis («Цена крови»), Quies in motu («Покой в движении»), Semper et nunquam («Всегда и никогда»), Thesaurus absconditus («Скрытое сокровище»), 1717
  • Школьные оперы, 1–10 голосов, соло, инструменты, орган: Amarum sed salubre («Горькое, но полезное»), Canis ad vomitum («Собака к рвоте»), Cor unum et anima una («Одно сердце и одна душа»), Corvus aulicus («Дворцовый ворон»), Corvus deplumatus («Обездушенный ворон»), Echo patientis innocentiae («Эхо терпеливой невинности»), Ex morte vita («Жизнь после смерти»), Infortunium fortunatum («Несчастье в удаче»), Jocus serius («Серьёзная шутка»), Par impar («Чёт–нечёт»), Vitis portata («Виноградная лоза»), 1717
  • Другие утраченные светские произведения 1678–1710

Инструментальные

  • Palestra musica («Музыкальная арена», 13 сонат), 1674, утрачено
  • Arion sacer, sive 6 Considerationes musicae, 5 голосов, 1676
  • Pythagorische Schmids-Füncklein … a 4, bc («Пифагорейские кузнечные пятёрки…»), сонаты и танцевальные движения, 1692
  • Соната для 2 скрипок и виолончели
  • Кончерти гроссо, сонаты, ламенты, все утрачены

Ноты сочинений Руперта Игнаца Майра на сайте библиотеки IMSLP