Майр, Руперт Игнац
1646 - 1712

Назад

Руперт Игнац Майр (Rupert Ignaz Mayr) - немецкий композитор и скрипач

  • Родился в 1646 г. - Шердинг, Пассау.
  • Умер 7 февраля 1712 г. - Фрайзинг.

Впервые о нем услышали в 1670 году, когда он поступил на службу к князю-епископу Фрайзинга в качестве скрипача. После того как он занимал различные должности в Айхштетте, Регенсбурге и Пассау, в 1683 году он переехал ко двору Мюнхена. Курфюрст Макс Эмануэль, признав его композиторский талант, отправил его учиться в Париж к Люлли. По возвращении в Мюнхен в 1685 году он по-прежнему работал скрипачом и камерным музыкантом, но также активно занимался композиторским творчеством. Начало войны за испанское наследство практически остановило музыкальную жизнь мюнхенского двора, и в 1706 году он покинул Мюнхен и вернулся во Фрайзинг, на этот раз в качестве капельмейстера. Здесь он продолжал писать церковную и камерную музыку, а также школьные оперы для студентов епископальной семинарии. Среди музыкальных произведений, перечисленных в описи придворной капеллы Фрайзинга за 1710 год, есть мессы многих выдающихся мюнхенских композиторов конца XVII века – Й.К. Пеза, семьи Бернабеи и, в частности, Керлла, который в значительной степени способствовал распространению итальянского стиля церковной музыки концертато в Мюнхене, несмотря на то, что он жил в Париже, влияние на церковную музыку Майра, по-видимому, скорее итальянское, чем французское. Его молитвенники и псалмы, хотя и были опубликованы в 1702 и 1706 годах соответственно, относятся скорее к середине 17-го века, чем к началу 18-го. Это особенно заметно в форме коротких мелодических фраз, из которых он часто выстраивал свои хоровые композиции, и в его очень плавном исполнении тройного такта. Его обработка голосов соло и тутти, чередующаяся в одном и том же разделе, свидетельствует о влиянии Керлла, хотя Майр заставлял их чередоваться в течение более длительных периодов, и его сольные пассажи, особенно в псалмах, как правило, длиннее и проработаннее, чем у Керлла. Ему особенно нравилось сочинять басовые соло, в которых голос образует басовую композицию трио, верхние партии которого составляют скрипки. Главной особенностью предложений Майра является их тесная тематическая интеграция, в которой голоса и инструменты звучат одинаково. "Dominus regnavit" состоит из нескольких коротких разделов, каждый из которых основан на одной или двух коротких темах, которые исчерпывающе раскрываются различными комбинациями голосов соло и тутти у скрипок. В результате хоровые текстуры Майра, как правило, имитационные и дробные, а не контрапунктические: его хордовое тутти опирается скорее на ритмический драйв, чем на разнообразные текстуры. Его сольное творчество в основном силлабическое – для выразительности используются редкие мелизмы, – и он очень тщательно подбирает слова; он применял эффектную словесную графику везде, где была такая возможность. Сольное творчество в школьных операх Майра демонстрирует влияние Кариссими и его последователей. Именно в его более поздней инструментальной музыке наиболее отчетливо прослеживаются последствия его визита в Париж.

Ноты сочинений Руперта Игнаца Майра на сайте библиотеки IMSLP