Майр, Руперт Игнац
1646 - 1712

Назад

Mayr, Rupert Ignaz

Портрет композитора Руперт Игнац Майр

  • Дата рождения: 1646
  • Место рождения: Шердинг, близ Пассау, Германия
  • Дата смерти: 7 февраля 1712
  • Место смерти: Фрайзинг, Германия

Биография

Руперт Игнац Майр был немецким композитором и скрипачом. Впервые упоминается в 1670 году, когда вступил на службу к князю-епископу Фрайзинга как скрипач. После работы на различных должностях в Эйхштетте, Регенсбурге и Пассау в 1683 году переехал ко двору в Мюнхене. Курфюрст Максимилиан Эмануэль, оценив его талант композитора, отправил Майра в Париж учиться у Люлли. Вернувшись в Мюнхен в 1685 году, он оставался скрипачом и камерным музыкантом, одновременно занимаясь композицией.

Вспышка Войны за испанское наследство почти полностью остановила музыкальную жизнь мюнхенского двора, и в 1706 году Майр вернулся в Фрайзинг на должность капельмейстера. Здесь он продолжал писать церковную и камерную музыку, а также школьные оперы для студентов епископальной семинарии.

Творчество

Майр создавал церковную музыку в стиле итальянского концертато, несмотря на обучение во Франции. Его оффертории и псалмы, хотя и изданы в 1702 и 1706 годах, по стилю ближе к середине XVII века. Короткие мелодические фразы и свободная трактовка трехдольного ритма характерны для его хоровых текстур. Партии соло и тутти часто чередуются, сольные партии, особенно в псалмах, длиннее и развитее, чем у Керля.

Особенностью офферторий Майра является тесная тематическая интеграция, когда голоса и инструменты делят музыкальные идеи поровну. В "Господь властвует" несколько коротких секций основаны на одной или двух темах, разрабатываемых различными комбинациями сольных и хоровых голосов и скрипок. Хоровые текстуры Майра чаще имитационные и разрозненные, а не контрапунктические; его хоровые аккорды зависят от ритмического напора, а не от разнообразия фактуры. Сольные партии в основном слоговые, а немногочисленные мелизмы используются для выразительности; текстовая подача очень тщательная, с элементами звукописания.

Сольные партии школьных опер Майра демонстрируют влияние Кариссими и его учеников. В поздней инструментальной музыке заметны эффекты от поездки в Париж.

Произведения

Духовная музыка

  • "Священные концерты псалмов и антифонов" ("Sacri concentus psalmorum, antiphonarum")
  • "Музыкально-священный склад: 25 офферториев или мотетов" ("Gazophylacium musico-sacrum … 25 offertoriis seu motetae")
  • "Краткая псалмодия к вечерне" ("Psalmodia brevis ad Vesperas")
  • "Обновленная месса" ("Missa renovata")
  • "Месса для пяти голосов" ("Missa 5 vocum")
  • "Аве Мария для четырех голосов" ("Ave Maria 4 vocum")
  • "Ангел Господень для четырех голосов" ("Angelus Domini 4 vocum")
  • "Исповедаюсь для двух голосов" ("Confitebor 2 vocum")
  • "Стражи человеческие для двух голосов" ("Custodes hominum 2 vocum")
  • "День гнева немецкий" ("Dies Irae teutsch")
  • "Кто сегодня сияние для двух голосов" ("Quis hodie fulgor 2 vocum")
  • "Золотые звезды" ("Stellarum aureae")

Светская музыка

  • "Золотое свадебное яблоко" ("Güldener Hochzeit-Apffel")
  • "Противоположность смерти" ("Antithesis mortualis") - школьная опера
  • "Небо на земле" ("Coelum in terris") - школьная опера
  • "О конечной цели человека" ("De ultimo fine hominis") - школьная опера
  • "Счастливая ночь" ("Felix nox") - школьная опера
  • "Плоды греха" ("Fructus peccati") - школьная опера
  • "Магнит любви" ("Magnes amoris") - школьная опера
  • "Слабость после бури" ("Malacia post tempestatem") - школьная опера
  • "Никто без креста" ("Nemo sine cruce") - школьная опера
  • "Врата вечности" ("Porta aeternitatis") - школьная опера
  • "Цена крови" ("Pretium sanguinis") - школьная опера
  • "Покой в движении" ("Quies in motu") - школьная опера
  • "Всегда и никогда" ("Semper et nunquam") - школьная опера
  • "Скрытое сокровище" ("Thesaurus absconditus") - школьная опера
  • "Горькое, но полезное" ("Amarum sed salubre") - школьная опера
  • "Собака к рвоте" ("Canis ad vomitum") - школьная опера
  • "Одно сердце и одна душа" ("Cor unum et anima una") - школьная опера
  • "Дворцовый ворон" ("Corvus aulicus") - школьная опера
  • "Обездоленный ворон" ("Corvus deplumatus") - школьная опера
  • "Эхо терпеливой невинности" ("Echo patientis innocentiae") - школьная опера
  • "Жизнь после смерти" ("Ex morte vita") - школьная опера
  • "Несчастье в удаче" ("Infortunium fortunatum") - школьная опера
  • "Серьезная шутка" ("Jocus serius") - школьная опера
  • "Чет-нечет" ("Par impar") - школьная опера
  • "Виноградная лоза" ("Vitis portata") - школьная опера

Инструментальная музыка

  • "Музыкальная арена" ("Palestra musica") - 13 сонат
  • "Священный Арион, или 6 музыкальных размышлений" ("Arion sacer, sive 6 Considerationes musicae")
  • "Пифагорейские кузнечные пятерки" ("Pythagorische Schmids-Füncklein") - сонаты и танцевальные движения
  • "Соната для двух скрипок и виолончели" ("Sonata for 2 violins and cello")
  • "Кончерти гроссо" ("Concerti grossi")

Ноты сочинений Руперта Игнаца Майра на сайте библиотеки IMSLP