Майоне, Асканио
1565 - 1627
Назад
Mayone, Ascanio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Асканио Майоне был итальянским композитором, органистом и арфистом. Учился в Неаполе у Джованни Доменико да Нола; его однокурсником был Камилло Ламбарди. В 1593 году он сменил Скипионе Стеллу на посту органиста в церкви Сантиссима-Аннунциата с жалованьем восемь дукатов в месяц. С 1595 года он совместно с Ламбарди исполнял обязанности капельмейстера. Он оставался в Сантиссима-Аннунциата как минимум до 1621 года, возможно, до самой смерти. Скипионе Черрето включил его в 1601 году в число выдающихся исполнителей на органе и арфе "с двумя рядами струн" (хроматическая арфа, способная играть диезы и бемоли).
В 1602 году он был назначен вторым органистом королевской капеллы испанских вице-королей (первым органистом был Джованни Мария Трабачи). Вероятно, он выступал в домах Мартоса де Гороциола и Джованни Баттиста Суардо, неаполитанских дворян, которым посвящал свои клавирные сборники. В сентябре 1614 года стал первым органистом королевской капеллы, когда Трабачи сменил Джованни де Мака на должности капельмейстера. Среди его учеников были Пьетро Гуарино и собственный сын Джулио, называемый "Чулло делл'Арпа*", оба занимали ведущие посты органистов в Неаполе.
"Первый сборник различных каприччио" опережает "Ричеркаты" Трабачи на пять месяцев и является первой публикацией, содержащей клавирную музыку в новом стиле, с беспокойными ритмами и резко контрастирующими секциями, характерными для ранней инструментальной музыки барокко. Его произведения вместе с творчеством Мака и Трабачи стали прямыми предшественниками клавирного стиля Фрескобальди. Фигурации Майоне отходят от плавных гамм и каденционных трелей венецианцев в пользу коротких, характерно построенных мотивов.
Майоне понимал новизну своей клавирной музыки и писал в предисловии к своему сборнику 1609 года: "Да не будет он возмущен и осудит меня за несоблюдение правил контрапункта. Когда произведения украшаются пассажами, возникают ноты, противоречащие законам контрапункта; но без них невозможно создать красивый эффект". В сборнике предусмотрены ричеркары в строгом стиле для тех, кого может не устроить новый способ композиции, с добавлением: "каждый должен питаться тем, что ему наиболее приятно".
Его ричеркары, хотя и написаны в консервативном контрапунктическом стиле, одни из первых используют одну и ту же тему на протяжении всего произведения, напоминая фантазии Фрескобальди 1608 года. Три ричеркара из сборника 1609 года основаны на кантус-фирмусах: один на "Радуйся, звезда моря" и два на "Испания". Последний из них - одно из первых произведений, специально написанных для арфы. В этом же сборнике содержится интабуляция "Я юна и нежна", созданная в сотрудничестве со Стеллой и Монтеллой.
Партиции** Майоне более изысканнее, чем у Валенте; каждая вариация характеризуется определенным мотивным рисунком, многократно повторяемым. Однако они менее смелы, чем у Трабачи, придерживаясь исходного гармонического скелета. Канцоны Майоне - одни из первых, где проявляются резкие изменения текстуры от имитационной к фигуральной, характерные для Фрескобальди. Самыми передовыми и оригинальными композициями являются токкаты: две из пяти токкат сборника 1609 года написаны для хроматического чембало, являясь самыми ранними произведениями, специально предназначенными для хроматического клавесина.
Некоторые токкаты открываются рапсодически с нестабильным ритмом на протяженной педальной ноте, за которыми следуют секции на основе коротких повторяющихся паттернов - прообраз токкат Фробергера. Некоторые токкаты завершаются имитационной секцией, приближаясь к форме токкаты и фуги.
Вокальная музыка
Инструментальная музыка
----------
*"Чулло делл'Арпа" - это прозвище, котоэрое буквально переводится с итальянского как "Джулио Арфист".
**Что такое "партиция"?
В итальянской музыке Ренессанса и раннего Барокко partita (мн. ч. partite) — это синоним вариаций. Композитор брал короткую, хорошо узнаваемую басовую линию (часто это были танцы вроде Ruggiero, Romanesca, Folia или La Monica) и многократно повторял ее гармоническую основу, каждый раз по-новому варьируя верхние голоса.
Ноты сочинений Асканио Майоне на сайте библиотеки IMSLP