Майоне, Асканио
1565 - 1627

Назад

Асканио Майоне (Ascanio Mayone) - Итальянский композитор, органист и арфист

Родился в 1565 году, Неаполь - умер 9 марта 1627 года, Неаполь. 

Учился в Неаполе у Дж.Д. да Нола; Камилло Ламбарди был его учеником. В 1593 году он сменил Сципионе Стеллу на посту органиста в церкви Святой Аннунциаты с окладом в восемь дукатов в месяц. С 1595 года он делил обязанности маэстро капеллы с Ламбарди. Он оставался в монастыре Аннунциата самое раннее до 1621 года, возможно, до самой своей смерти. В 1601 году Сципионе Черрето включил его в число выдающихся исполнителей на органе и арфе "a due ordini" (хроматической арфе, способной играть на диезах и бемолях). В 1602 году он был назначен вторым органистом королевской капеллы испанских вице-королей (первым органистом был Трабачи). Вероятно, он выступал в домах Мартоса де Горостиолы и Г.Б. Суардо, неаполитанских дворян, которым он посвятил свои клавишные тома. Он стал первым органистом королевской капеллы в сентябре 1614 года, когда Трабачи сменил Макке на посту маэстро капеллы. Среди его учеников были Пьетро Гуарино и его собственный сын Джулио, прозванный "Чулло дель Арпа", оба они занимали важные посты органистов в Неаполе.

Сборник Майоне "Primo libro di diversi capricci" на пять месяцев опережает "Ricercate" Трабачи и является первым изданием, содержащим клавишную музыку в новом стиле, полную беспокойных ритмов и резко контрастирующих фрагментов, характерных для инструментальной музыки раннего барокко. Его произведения, наряду с произведениями Макке и Трабачи, являются прямыми предками клавишного стиля Фрескобальди. Майоне отказывается от равномерно струящихся гамм и каденционных трелей, предпочитаемых венецианцами, в пользу коротких мотивов с четким рисунком. Разделы, особенно в токкатах и вариациях, построены из таких коротких мотивов, повторяющихся много раз, - тип композиции, который во многом обязан Макку.

Майоне оценил новизну своей клавишной музыки и написал в предисловии к своей книге 1609 года: "Пусть он не возмущается и не считает, что я плохо соблюдаю правила контрапункта. Всякий раз, когда композиции украшаются пассажами, в них появляются фальшивые ноты, которые противоречат законам контрапунктики, но без них невозможно добиться прекрасного эффекта.’ Он указал на включение некоторых блюд из риса в строгий стиль для тех, кому может не понравиться его новая манера составления, добавив, что "каждый должен питаться тем, что ему больше всего нравится’.

Его "ричеркары", хотя и написаны в консервативном контрапунктическом стиле, являются одними из первых, в которых используется одна и та же тема или сюжеты, и, таким образом, напоминают "фантазии" Фрескобальди 1608 года; они оригинальны в своих мелодических и ритмических трансформациях тем. Три "ричеркары" в сборнике 1609 года основаны на "кантус фирми": одна - на "Аве Марии стеллы" и две - на "Испании". Последняя из них - одна из первых пьес, в которых специально используется арфа. В этой же книге также содержится рассказ о моем сыне Джовинетте, над которым Стелла и Монтелла сотрудничали с Майоне.

Его партиты более сложные, чем у Валенте; для каждой вариации характерен определенный мотивный рисунок, повторяющийся несколько раз. Они менее смелые, чем у Трабачи, однако полностью соответствуют оригинальному гармоническому каркасу, в то время как у Трабачи они значительно отличаются. Его канцоны - одни из самых ранних, в которых прослеживаются резкие изменения фактуры, от имитативной к фигуральной, характерные для произведений Фрескобальди в этом жанре. Самыми передовыми и оригинальными композициями Майоне являются его токкаты. Две из пяти песен из сборника 1609 года написаны для кроматического цимбала (это самые ранние известные произведения, в которых специально используется хроматический клавесин); они переходят к таким далеким аккордам, как D и F. Несколько токкат начинаются рапсодически, с неустойчивых ритмов на продолжительной ноте педали, за которыми следуют отрывки, основанные на коротких повторяющихся паттернах; они являются прототипом токкат, подобных токкатам Фробергера. Некоторые токкаты заканчиваются имитационной частью и, таким образом, приближаются к форме токкаты и фуги.

https://www.youtube.com/watch?v=5DsC8fXkumU

Ноты сочинений Асканио Майоне на сайте библиотеки IMSLP