Майоне, Асканио
1565 - 1627

Назад

Mayone, Ascanio

  • Дата рождения: около 1565
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: 9 марта 1627
  • Место смерти: Неаполь, Италия

Биография

Итальянский композитор, органист и арфист. Учился в Неаполе у Г.Д. да Нола; его однокурсником был Камилло Ламбарди. В 1593 году он сменил Скипиона Стеллу на посту органиста в церкви SS Annunziata с жалованьем восемь дукатов в месяц. С 1595 года он совместно с Ламбарди исполнял обязанности маэстро ди капелла. Он оставался в SS Annunziata как минимум до 1621 года, возможно, до самой смерти. Скипионе Черрето включил его в 1601 году в число выдающихся исполнителей на органе и арфе «a due ordini» (хроматическая арфа, способная играть диезы и бемоли).

В 1602 году он был назначен вторым органистом королевской капеллы испанских вице-королей (первым органистом был Трабачи). Вероятно, он выступал в домах Мартоса де Гороциола и Дж.Б. Суардо, неаполитанских дворян, которым посвящал свои клавирные сборники. В сентябре 1614 года стал первым органистом королевской капеллы, когда Трабачи сменил Мака в должности маэстро ди капелла. Среди его учеников были Пьетро Гуарино и собственный сын Джулио, называемый «Чулло делл’Арпа», оба занимали ведущие посты органистов в Неаполе.

Творчество

Primo libro di diversi capricci («Первый сборник различных каприччио») опережает Ricercate Трабачи на пять месяцев и является первой публикацией, содержащей клавирную музыку в новом стиле, с беспокойными ритмами и резко контрастирующими секциями, характерными для ранней инструментальной музыки Барокко. Его произведения вместе с творчеством Мака и Трабачи стали прямыми предшественниками клавирного стиля Фрескобальди. Фигурации Майоне отходят от плавных гамм и каденционных трелей венецианцев в пользу коротких, характерно построенных мотивов.

Майоне понимал новизну своей клавирной музыки и писал в предисловии к своему сборнику 1609 года: «Да не будет он возмущен и осудит меня за несоблюдение правил контрапункта. Когда произведения украшаются пассажами, возникают ноты, противоречащие законам контрапункта; но без них невозможно создать красивый эффект». В сборнике предусмотрены рикеркарии в строгом стиле для тех, кого может не устроить новый способ композиции, с добавлением: «каждый должен питаться тем, что ему наиболее приятно».

Его рикеркарии, хотя и написаны в консервативном контрапунктическом стиле, одни из первых используют одну и ту же тему на протяжении всего произведения, напоминая фантазии Фрескобальди 1608 года. Три рикеркарии из сборника 1609 года основаны на cantus firmi: один на Ave maris stella («Радуйся, звезда моря») и два на La spagna («Испания»). Последний из них — одно из первых произведений, специально написанных для арфы. В этом же сборнике содержится интaбуляция Io mi son giovinetta («Я юна и нежна»), созданная в сотрудничестве со Стеллой и Монтеллой.

Партиции Майоне более изысканны, чем у Валенте; каждая вариация характеризуется определённым мотивным рисунком, многократно повторяемым. Однако они менее смелы, чем у Трабачи, придерживаясь исходного гармонического скелета. Кансоны Майоне — одни из первых, где проявляются резкие изменения текстуры от имитационной к фигуральной, характерные для Фрескобальди. Самыми передовыми и оригинальными композициями являются токкаты: две из пяти токкат сборника 1609 года написаны для cimbalo cromatico («хроматическое чембало»), являясь самыми ранними произведениями, специально предназначенными для хроматического клавесина.

Некоторые токкаты открываются рапсодически с нестабильным ритмом на протяжённой педальной ноте, за которыми следуют секции на основе коротких повторяющихся паттернов — прообраз токкат Фробергера. Некоторые токкаты завершаются имитационной секцией, приближаясь к форме токкаты и фуги.

Произведения

Вокальные

  • Il primo libro di madrigali, 5 голосов («Первый сборник мадригалов»), Неаполь, 1604
  • 2 мадригала, 5 голосов, 1609–1616
  • Messe e vespri, 8 голосов («Мессы и вечерни»); Laetatus sum, 9 голосов («Я возрадовался»)

Инструментальные

  • Primo libro di diversi capricci per sonare, клавир («Первый сборник различных каприччио для исполнения»), 1603
  • Primo libro di ricercari a 3, 1606 («Первый сборник рикеркариев на 3 голоса»)
  • Secondo libro di diversi capricci per sonare, клавир, 1609 («Второй сборник различных каприччио для исполнения»)

Ноты сочинений Асканио Майоне на сайте библиотеки IMSLP