Мейнард, Джон
1577 - 1614

Назад

Джон Мейнард (John Maynard) - английский лютнист, композитор и исполнитель на лиро-виоле

  • Крещён 5 января 1577 г. - Сент-Олбанс, Херты.
  • Умер после 1614 года.

В своей книге "XII Чудес света", Лондон, 1611, ("XII Wonders of the World") он описал себя как "лютниста в самой знаменитой школе Сент-Джулианс в Хартфордшире". Сент-Джулианс, первоначально построенный как больница для прокаженных, находится недалеко от старого города Сент-Олбанс, в приходе Святого Михаила. Никаких других сведений о том, что это была школа, не сохранилось, но в 1613 и 1614 годах дом принадлежал Джону Мейнарду. В 1600 году Мейнард был назначен комиссаром по сборам в Ирландии, что, по-видимому, исключает его отождествление с Иоганном Мейнертом, гамбистом (бас-виола), работавшим в Дании в 1599-1601 годах. Отец Мейнарда, Ральф, оставил ему Сент-Джулианс в наследство по завещанию от 1607 года. Посвящение "XII чудес" леди Джоан Тинн из замка Каус в Шропшире подразумевает, что в свое время Мейнард был у нее на службе в качестве учителя музыки ее дочери Дороти. Сами "чудеса" - это 12 сатир на обычных людей, таких как придворный, Юрист, Богослов и так далее. Эти слова были написаны сэром Джоном Дэвисом около 1600 года и впервые напечатаны во втором издании "Поэтической рапсодии" в 1608 году. Мейнард имеет такие пожелания, “чтобы Виола де Гамбо, лютня и Голос пели куплет, все трое вместе, и никто по отдельности”. В английских изданиях, посвященных лютневым песням, подчеркивается необходимость использования басовой виолы. За песнями следуют шесть "Уроков игры на лютне", которые на самом деле являются дуэтами для лютни и басовой виолы. Первые три танца – "Павана", "Гальярда к Паване" и "Аллеманда к обоим" - образуют связанную танцевальную композицию, очень редкую в то время. Следующая пара, павана и гальярда, использует особые настройки для лютни и особую высоту звука для виолы. Последняя пьеса для этих двух инструментов, павана под названием "Adew", возвращается к обычным настройкам для обоих инструментов. Заключительный раздел книги содержит семь паван для лиры-виолы в двух разных настройках, с дополнительной басовой виолой в обычной настройке “для заполнения партий”. Помимо "XII чудес", сохранилось очень мало музыки Мейнарда. "Альманах Мейнарда" в сборнике музыки для маскарадов (а на самом деле это куранта) вполне может относиться к двоюродному брату композитора, придворному, который танцевал на нескольких маскарадах Стюарта. Песни Мейнарда - одни из первых, в которых лютня и бас-виола демонстрируют определенную степень независимости, поскольку басовая часть ни в коем случае не просто удваивается. Это, конечно, беззаботные мелочи, соответствующие духу слов, но инструментальные композиции демонстрируют значительную глубину чувств и заслуживают более серьезного отношения.