Мейнард, Джон
1577 - 1614

Назад

Maynard, John

  • Дата рождения: 5 января 1577 (крещен)
  • Место рождения: Сент-Олбанс, Хартфордшир, Англия
  • Дата смерти: после 1614
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Английский лютнист, композитор и исполнитель на лире-виоле. В своём труде The XII Wonders of the World («Двенадцать чудес света», Лондон, 1611) он описывает себя как «лютнист в самой знаменитой Школе Святого Джулиана в Хартфордшире». Школа Святого Джулиана, первоначально построенная как больница для прокажённых, находится недалеко от старого города Сент-Олбанс, в приходе Святого Михаила. Других записей о том, что здание было школой, не обнаружено, но в 1613 и 1614 годах оно находилось «в пользовании Джона Мейнарда».

В 1600 году Мейнард был назначен комиссаром по рекрутированию в Ирландии, что исключает его тождество с «Йоханном Мейнэртом», басовым певцом, работавшим в Дании в 1599–1601 годах. Его отец Ральф завещал ему Школу Святого Джулиана в 1607 году. Посвящение The XII Wonders леди Джоан Тинн из замка Каус в Шропшире предполагает, что в какой-то момент Мейнард служил у неё музыкальным наставником её дочери Дороти.

Творчество

The XII Wonders («Двенадцать чудес света») — это 12 сатир на стереотипные образы, такие как «Дворянин», «Юрист», «Священник» и др. Слова были написаны сэром Джоном Дэвисом около 1600 года и впервые опубликованы во втором издании A Poetical Rhapsody в 1608 году. Мейнард сделал для них музыкальные партии «для виолы де гамба, лютни и голоса, чтобы исполнять стих вместе, ни один отдельно». Особое внимание уделено использованию басовой виолы, что нетипично для английских изданий песен для лютни того времени.

После песен следуют шесть «Уроков лютни», которые на самом деле представляют собой дуэты для лютни и бас-виолы. Первые три пьесы — A Pavin, A Galliard to the Pavin и An Almond to Both («Павин», «Галярд к павину», «Миндаль для обоих») — образуют связанную сюиту танцев, что было редкостью в этот период. Следующие два произведения — павин и галярд — используют специальные настройки для лютни и особый строй для виолы. Последняя пьеса для двух инструментов, павин Adew («Прощай»), возвращается к обычным настройкам.

В заключительной части книги содержатся семь павинов для лиры-виолы с двумя разными настройками, с опциональной бас-виолой «для заполнения партий».

Помимо The XII Wonders, почти ничего из музыки Мейнарда не сохранилось. Органная пьеса Voluntary («Вольная пьеса») является транскрипцией номера 12 из The XII Wonders. Maynard’s Almain («Альмейн Мейнарда») в сборнике масочных пьес может относиться к кузену композитора, придворному, который танцевал в нескольких масках Стюартов.

Песни Мейнарда одни из первых демонстрируют независимость лютни и бас-виолы: нижняя партия далеко не просто дублирует верхние голоса. Несмотря на лёгкий и игривый характер, инструментальные композиции обладают значительной выразительностью и заслуживают серьёзного внимания.

Произведения

  • The XII Wonders of the World («Двенадцать чудес света»), Лондон, 1611 — 12 песен для 7-струнной лютни и бас-виолы; 6 танцев для 7-струнной лютни и бас-виолы; 7 павинов для лиры-виолы с опциональной бас-виолой
  • Voluntary («Вольная пьеса»), орган, транскрипция №12 из The XII Wonders, GB-Lbl
  • Pavan and Galliard («Павин и Галярд»), лира-виола, Ob
  • Maynard’s Almain («Альмейн Мейнарда»), 2 голоса, включая, Lbl; авторство сомнительно