Модюи, Жак
1557 - 1627

Назад

Жак Модюи (Jacques Mauduit) - французский композитор

  • Родился 16 сентября 1557 г. - Париж.
  • Умер 21 августа 1627 г. - Париж.

Аристократ по происхождению, он изучал гуманитарные науки и философию, много путешествовал и жадно изучал итальянский, испанский и другие европейские языки. Марин Мерсенн восхвалял его как "отца музыки", чьи “мелодии вдохнули жизнь в стихи его современников”. Его любопытство распространялось на науку и даже механику, но больше всего его интересовала музыка, в которой он был самоучкой, не имея (по словам Мерсенна) “никаких ресурсов, кроме книг”. Честолюбивый, преданный друг, мягкий, благочестивый, трезвомыслящий по натуре, он избегал придворных интриг на своем посту королевского секретаря и регистратора в судебной системе (который он унаследовал от своего отца). Он был последним оставшимся в живых выпускником Академии поэзии и музыки Баифа. В 1581 году на конкурсе в честь дня святой Сесилии в Эвре Модюи получил приз на исполнение мотета "Afferte Domine" на пять голосов. Примерно в то же время он сменил Курвиля на посту главного сотрудника Баифа в работе Академии по изучению античной музыки. Мерсенн рассказал, как во время осады Парижа (1589-1590) Модюи спас неопубликованные работы Баифа, помог Клоду Ле Юноне бежать и сохранил рукопись Додекакорды последнего. Опубликованные "Шансонетки-мезуреи" (1586) и "Псалмы-мезуреи в античном стиле" (напечатаны в "Квестионах" Мерсенна, 1623) показывают, с каким уважением Модюи относится к стихам Баифа. В отличие от Ле Жена, он никогда не менял текст и точно переводил размер: в целом, в его музыке больше гармонических, чем мелодических изобретений, но он достигал разнообразия за счет тонкого использования переходных нот в разделении длинных и коротких основных значений. Шансонетки подразделяются на напевы и повторения, но в то время как Ле Жен обычно использовал припевы для создания дополнительных голосов, Модюи в своих постановках неизменно придерживался четырехголосной структуры. Из трудов Мерсенна ясно, что опубликованные работы Модюи представляют собой лишь малую часть от общего объема его творчества. Поэтому тем более прискорбно, что заявленное Мерсенном намерение опубликовать полное собрание сочинений Модюи, исправленное и одобренное композитором, похоже, так и не было реализовано. Помимо "Шансонеток-мезюреев", Мерсенн (в "Квестионах") ссылался еще на два варианта исполнения Модюи шансонеток Баифа ("Для вас, красавица" и "Как звучит имя любви"), а также на французские и латинские метрические версии псалмов Баифа. В своем панегирике Модюи во "Всемирной гармонии" Мерсенн напечатал "Вечный реквием" из пятиголосной мессы в гомофоническом стиле "музыки мезюре", которую Модюи сочинил для похорон Ронсара в 1586 году; месса была повторена в первую годовщину смерти Генриха IV (умер в 1610 году) и в честь авторство самого композитора. Мерсенн также утверждал, что после "шансонеток" 1586 года Модюи сочинил ряд "Тенебр", которые ежегодно исполнялись в монастыре Пти-Сент-Антуан, а впоследствии написал большое количество другой духовной и светской вокальной и инструментальной музыки. У Модюи был прекрасный слух, и он стал ведущим французским дирижером своего времени, организовывая концерты, "составленные из голосов и всевозможных гармонических инструментов", и завоевав одобрение "людей самых разных качеств, которые охотно тренировались под его чуткий руководством". Многие из этих концертов были грандиозными и, несомненно, соответствовали последним тенденциям инструментальной и полихоральной моды в Италии. Модюи использовал и развивал принцип разнообразия в исполнении, сочетая хор и оркестр с инструментами, сгруппированными по семействам. Мерсенн утверждал, что Модюи ввел виолу consort во Францию и был ответственен за добавление шестой струны к инструменту. Помимо организации музыкальных мероприятий Академии (некоторые из которых в последующие годы проводились в его собственном доме), он руководил празднованием Дня Святой Сесилии в Нотр-Даме. В 1614 году его оду "Месуре", посвященную возвращению Людовика XIII в Париж из Бретани, исполнили около 135 певцов, лютнистов и гамбистов, а в 1617 году в балете "Возвращение Рено", написанном в сотрудничестве с Гедроном, Боэссе и Батаем, под его руководством выступили 92 певца и 45 инструменталистов. Пятая книга арий для голоса и лютни Батая (1614) включает в себя два произведения Модюи – мелизматическую "Для вас и двух воинов" и незамысловатую сапфическую оду королеве, "Что за радость", которая, возможно, была исполнена массовым ансамблем в 1614 году. Третья книга Батая (1611) включает в себя анонимное изложение "Живого источника почета", которое Мерсенн цитирует как пример "манеры певца, который изображает мезурез, похожий на рассказ о Жаке Модуите". Несмотря на то, что соотношение долгих и кратких слогов составляет 2:1, произведение нетипично в том смысле, что четвертая и пятая строки стихотворения написаны с уменьшенным вдвое значением нот, что более распространено в "Музыкальной мезюре" Ле Жен.

Ноты сочинений Жака Модюи на сайте библиотеки IMSLP