Модюи, Жак
1557 - 1627

Назад

Mauduit, Jacques

  • Дата рождения: 16 сентября 1557
  • Место рождения: Париж
  • Дата смерти: 21 августа 1627
  • Место смерти: Париж

Биография

Жак Модюи - французский композитор. Аристократического происхождения, получил образование в области гуманитарных наук и философии, много путешествовал, свободно изучал итальянский, испанский и другие европейские языки. Марен Мерсен называл его «отцом музыки», чьи «Airs (Арии) оживляли стихи его современников». Его интересы распространялись на науку и даже механику, но основным занятием была музыка, в которой он был самоучкой, имея, по словам Мерсена, «никаких ресурсов кроме книг». Модюи был скромным и преданным другом, мягким, набожным, умеренным по характеру, избегал придворных интриг, занимая пост королевского секретаря и регистратора судебных дел (унаследованный от отца). Он был последним живым участником Академии поэзии и музыки Баифа.

В конкурсе, посвящённом святой Сесилии, в Эври 1581 года Модюи получил премию за мотет на пять голосов Afferte Domine. В это же время он стал главным помощником Курвиля в работе Академии над musique mesurée à l’antique (музыка в древнем стиле). Мерсен сообщал, что во время осады Парижа (1589–1590) Модюи спас неопубликованные произведения Баифа, помог Клоду Ле Жёну бежать и сохранил его рукопись Dodecacorde.

Опубликованные Chansonnettes mesurées (1586) и Psaumes mesurés à l’antique (1623) показывают, с каким уважением Модюи ставил стихи Баифа. В отличие от Ле Жёна, он никогда не изменял текста и точно передавал метр: его музыка в целом больше гармонична, чем мелодична, но достигает разнообразия через тонкое использование проходных нот в подразделениях длинных и коротких основных длительностей. Chansonnettes делятся на chant (пение) и rechant (повторение), и, в отличие от Ле Жёна, Модюи сохранял однородную четырёхголосную фактуру.

Известно, что опубликованная работа Модюи — лишь малая часть его творчества. Кроме Chansonnettes mesurées, Мерсен упоминает ещё два произведения на стихи Баифа (Pour vous belle и Quiconques l’amour nomma) и обработки псалмов на французском и латинском языках. В своей эпитафии в Harmonie universelle Мерсен привёл Requiem aeternam из пятиголосной мессы, написанной Модюи к похоронам Ронсара в 1586 году; мессу повторяли в годовщину смерти Генриха IV (1610) и самого композитора. После 1586 года Модюи написал комплект Tenebrae, исполнявшийся ежегодно в монастыре Petit St Antoine, а также большое количество другой духовной и светской вокальной и инструментальной музыки.

Модюи обладал тонким слухом и считался ведущим французским дирижёром своего времени, организуя концерты «из голосов и всевозможных гармонических инструментов» и получая одобрение «людей всех сословий, которые охотно учились у него правильности такта». Многие концерты были масштабными, имитируя последние итальянские инструментальные и поли-хоровые моды. Он развивал принцип разнообразия исполнения, сочетая хор и оркестр с инструментами, сгруппированными по семействам. Мерсен утверждал, что Модюи ввёл во Францию ансамбль виол и способствовал добавлению шестой струны к инструменту. Помимо организации музыкальных функций Академии (некоторые из которых позже проходили у него дома), он руководил праздниками святой Сесилии в Нотр-Даме. В 1614 году его ode mesurée, посвящённая возвращению Людовика XIII из Бретани, исполнялась около 135 певцами, лютнистами и игроками на виолах, а в 1617 году балет La délivrance de Renaud, созданный в сотрудничестве с Гедроном, Бёсе и Батайлем, был поставлен с участием 92 певцов и 45 инструменталистов под его руководством. В пятом сборнике Батайля для голоса и лютни включены две пьесы Модюи: мелизматическая Pour vos yeux doux guerriers и простая сапфическая ода для королевы Soit que l’oeil. В третьем сборнике Батайля содержится анонимная обработка Eau vive source de l’honneur, цитируемая Мерсеном как пример «способа пения стихов Баифа по мнению Жака Модюи». Несмотря на соблюдение соотношения длительностей 2:1, произведение нетипично, так как четвёртая и пятая строки стиха даны в половинных длительностях, что чаще встречалось у Ле Жёна.

Произведения

  • Chansonnettes mesurées de Jean-Antoine de Baïf (Мерные песенки Жана-Антуана Баифа), 4 голоса, Париж, 1586
  • 3 арии для 1 голоса с лютней: 1611, 1614
  • Requiem aeternam (Реквием вечный) из мессы на похороны Ронсара, 5 голосов, 1585
  • Psaumes mesurés à l’antique (Псалмы в древнем стиле), 4–5 голосов, французские и латинские тексты
  • Мессы, мотеты, Вечерни, Тенебра, гимны (104 на тексты Луиджи Строззи), 300 псалмов (включая латинские и французские обработки псалмов Баифа), шансонеты, оды, инструментальные фантазии, музыка для балетов — утрачено.

Ноты сочинений Жак Модюи на сайте библиотеки IMSLP