Маттезон, Иоганн
1681 - 1764

Назад

Mattheson, Johann

Портрет композитора Иоганн Маттезон

  • Дата рождения: 28 сентября 1681
  • Место рождения: Гамбург, Германия
  • Дата смерти: 17 апреля 1764
  • Место смерти: Гамбург, Германия

Биография

Иоганн Маттезон был третьим и единственным выжившим сыном Иоганна Маттезона, сборщика налогов в Гамбурге, и Маргареты Хёлинг из Рендсбурга (Гольштейн). Детали жизни Маттезона в основном известны из его автобиографии, опубликованной в "Основании Врат Чести". Его образование было исключительно широким, возможно, потому что родители надеялись, что он займет положение в гамбургском обществе. В Йоганнеуме он получил существенную базу в гуманитарных науках, включая музыкальное обучение у кантора Иоахима Герстенбюттеля. Он также получил частные уроки танцев, рисования, арифметики, верховой езды, фехтования, английского, французского и итальянского языков.

В шесть лет он начал частные музыкальные занятия, изучал клавир и композицию четыре года с Й.Н. Ханффом (позже органистом Шлезвигского собора), брал уроки пения у местного музыканта по имени Вольдаг и обучение игре на виоле да гамба, скрипке, флейте, гобое и лютне. В девять лет Маттезон был вундеркиндом, выступал на органе и пел в гамбургских церквях. Его голос был такого качества, что Герхард Шотт, менеджер гамбургской оперы, пригласил его присоединиться к труппе, и он пел в опере И.В. Франка "Эней". Помимо выступлений и обучения в Йоганнеуме, Маттезон был отправлен на обучение праву. Однако он понял, что опера сама по себе является "музыкальным университетом", и решил не продолжать формальное образование после завершения учебной программы Йоганнеума в 1693 году. Он стал пажом при гамбургском дворе графа фон Гюльденлёва, "вице-короля" Норвегии и брата Кристиана V, короля Дании. Его необычный талант привлек придворное окружение, и его часто просили играть и петь. Этот опыт оставил у него неизгладимое впечатление о блеске и великолепии гамбургского аристократического общества, и, как он отметил, он горько плакал, когда его отец разорвал контракт о найме и заставил его покинуть двор.

Ранее он пел в основном в хоре и в малых ролях, Маттезон сделал сольный дебют в женских ролях, когда опера побывала в Киле в 1696 году. К следующему году его голос изменился, и он начал брать теноровые партии, в которых он имел значительный успех до 1705 года. Маттезон вел исключительно насыщенную музыкальную жизнь в эти 15 лет с гамбургской оперой; он пел и проводил репетиции под руководством таких композиторов, как Й.Г. Конради, Й.С. Куссер и Рейнхард Кейзер. Он свидетельствовал, что изучил новый итальянский стиль пения у Куссера. В 1699 году он написал и поставил свою первую оперу, "Плеяды".

Маттезон встретился с Генделем в 1703 году, и в течение следующих трех лет развивалась взаимовыгодная дружба: Маттезон сказал, что он повлиял на развитие музыкального стиля Генделя, особенно обучая его композиции в драматическом стиле; он также, вероятно, обеспечил для Генделя место в оркестре оперы как второго скрипача и клавесиниста. В 1704 году "Клеопатра" была исполнена с композитором в роли Антония. Гендель дирижировал с клавесина, в то время как Маттезон был на сцене. Однако после самоубийства Антония в середине третьего акта, Маттезон вернулся в оркестр, намереваясь занять место за клавесином, но Гендель отказался уступить. Ссора между двумя молодыми музыкантами привела к дуэли, описанной Маттезоном в "Вратах Чести"; по его словам, жизнь Генделя спасла большая пуговица на его пальто, по которой Маттезон ударил мечом. Очевидно, однако, что вскоре они примирились, и Маттезон исполнил ведущие роли в "Альмире" и "Нероне" Генделя в Гамбурге в 1705 году, последний год карьеры Маттезона в театре.

В течение профессиональной карьеры Маттезон не только выступал примерно в 65 новых операх, но и писал несколько своих. Он стал виртуозным органистом и находил время участвовать во множестве социальных и музыкальных мероприятий, включая преподавание. В 1703 году его пригласили (так же, как Генделя) подать заявку на должность органиста, чтобы сменить Дитриха Букстехуде в Маринкирхе в Любеке. Маттезон и Гендель вместе поехали в Любек для прослушивания, "создавая многочисленные двойные фуги в карете". Оба отказались от должности. Маттезон также отклонил приглашения на другие важные позиции органиста, включая одну в приходской церкви в Харлеме и, в качестве преемника выдающегося Й.А. Рейнкена, в Катариненкирхе в Гамбурге.

В 1704 году Маттезон стал репетитором для Цирилла Вича, сына английского посла в Гамбурге, сэра Джона Вича. Эта должность стала поворотной в его карьере, предлагая ему работу с социальным статусом и значительной зарплатой. Он доказал свою компетентность и в январе 1706 года был назначен секретарем сэра Джона Вича, должность, которую он сохранял большую часть жизни, продолжая выполнять те же обязанности, когда сын Вича был назначен преемником своего отца в 1715 году. Обязанности Маттезона значительно превышали рутинные секретарские обязанности. Он стал незаменимым для посольства, часто путешествуя как официальный представитель Вича по важным дипломатическим миссиям. Он углубленно изучал английский язык, английское право, политику и экономику; стал экспертом в тонкостях торговли между Англией и Гамбургом.

В 1709 году Маттезон женился на Катарине Дженнингс (ум. 8 февраля 1753), дочери английского министра. В 1715 году он стал музыкальным директором Гамбургского собора, постом особой важности, для которого он написал множество произведений, включая более двух десятков ораторий. Он был вынужден покинуть эту должность в 1728 году, главным образом из-за усиливающейся глухоты; к 1735 году он был полностью глух. В 1719 году Маттезон был назначен капельмейстером при дворе герцога Гольштейна. В течение исключительно продуктивных лет между 1715 и 1740 годами он написал многочисленные важные партитуры и трактаты, а также перевел множество английских книг, брошюр и статей, в основном связанных с его обязанностями секретаря английского посла. Он также перевел несколько английских историй, романов и философских произведений и написал постоянный поток статей для журналов, издаваемых в Гамбурге.

В 1741 году Маттезон получил титул легационного секретаря герцога Гольштейна, а в 1744 году был повышен до "советника посольства". После смерти жены он решил пожертвовать большую часть значительного состояния, около 44 000 марок, церкви Михаэлискирхе в Гамбурге на восстановление большого органа, разрушенного пожаром. Он попросил, чтобы взамен его и его жену похоронили в церкви. 25 апреля 1764 года он был похоронен в крипте церкви после службы, на которой Телеман дирижировал "Весёлой погребальной песней, которую теперь блаженный советник посольства, господин Иоганн Маттезон, для самого себя, гармонически и поэтически, в 83-м году своей жизни, пел в могилу", которую Маттезон написал для собственного похоронного обряда.

Творчество

Иоганн Маттезон был самым важным современным автором о музыке немецкого барокко. Он документировал с беспрецедентной тщательностью музыкальный мир тех критических лет XVIII века, когда музыкальные стили и ценности радикально менялись в переходе от барокко к классицизму. Однако ранее было невозможно оценить большую часть музыки Маттезона, особенно его оперы и около двух десятков ораторий. Считалось, что они утеряны при разрушении Гамбургской городской библиотеки во Второй мировой войне. Большая часть этой музыки, однако, не была уничтожена и в 1998 году была возвращена в Гамбург из Армении. Учёные теперь смогут оценить эту музыку более полно, чем ранее, и смогут интегрировать композиционные достижения Маттезона в историю музыки Гамбурга начала XVIII века.

Маттезон был глубоко благочестивым человеком и энергично посвящал себя словом и музыкой сохранению и укреплению музыки в протестантской церкви; его оратории составляют суть его музыкального наследия. Как показано в "Песни Агнца", его духовная музыка полностью охватывает оперный стиль; тем не менее, в её мелодической простоте, драматических гомофонных хорах, ярком акценте на протестантских хоралах и чувствительности к риторическим ценностям текста, его оратория обладает народной привлекательностью и важным положением в развитии формы.

Опера "Клеопатра", хотя и ранняя работа, является свидетельством таланта и индивидуального стиля композитора. Хотя опера известна в основном благодаря дуэли Маттезона с Генделем, её истинное значение заключается в том, что она подтверждает музыкальные принципы Маттезона, кодифицированные несколькими годами позже. Ранее высказывавшиеся мнения о том, что Маттезон как композитор был незначителен и подражал стилю своего любимого современника Рейнхарда Кейзера, могут быть опровергнуты этой оперой. Он ясно отличается от Кейзера, особенно в мелодическом письме: его мелодии обычно более плавные, более соединительные по движению и, следовательно, менее угловатые, чем у Кейзера; он достиг мелодической и одновременно выразительной простоты, уделяя больше внимания поддержанию поэтических размеров и обычно избегая длинных мелизматических пассажей, характерных для ариоз Кейзера. Отмечается яркий акцент на фольклорных песнях, часто строфических по форме. Народный элемент был традицией ранней гамбургской оперы, и Маттезон использовал его с особой пользой в комических сценах.

Маттезон был первым гамбургским "родным музыкальным гением", и это имеет первостепенное значение при рассмотрении сущности и обоснованности его эстетических и музыкальных теорий и критических суждений. Он писал о музыке с позиции огромного практического опыта и профессиональной компетентности.

Сразу видно, что работы Маттезона о музыке невозможно адекватно суммировать. В более чем дюжине крупных томов и ряде меньших публикаций он обсуждал почти каждый аспект музыки своего времени. В большинстве случаев он выступал как рациональный человек эпохи Просвещения, музыкант, который верил в прогресс своего искусства и не колебался кодифицировать и рационализировать все аспекты музыки. Маттезон почитал музыкальное прошлое, но в целом находил мало того, что стоило бы сохранить для будущего, и часто был недоброжелателен к немецким писателям и музыкантам, погружённым в традиционные музыкальные ценности XVII века.

Его первая музыкальная книга, "Новое открытое Оркестро" (1713), стремится показать "галантному человеку, как он может достичь полного представления о величии и достоинстве благородного искусства музыки" и предпринимает тщательное обсуждение основных вопросов музыкального обучения. Это обучение, однако, рассматривается с позиции настоящего времени, а не прошлого, и мало времени тратится на повторение старых правил теории и практики. Маттезон быстро отверг любимые теоретические концепции прошлого, утверждая, например, что интервал кварты может быть как консонантным, так и диссонантным, в зависимости от музыкального контекста и суждения слуха. Он критиковал старую систему сольмизации и церковные лады. Не менее важны его объяснения мажорной и минорной гамм с точки зрения их аффективных значений.

"Новое открытое Оркестро" (1713) богато фактическими деталями, такими как определения светских форм музыки и национальных музыкальных стилей. Он призывал немецких музыкантов добиваться признания в собственной стране, где итальянские музыканты "зарабатывают все деньги и возвращаются домой". Рейнхард Кейзер служил образцом великого немецкого музыканта; он был "первым человеком мира", которому следовало подражать всем немецким музыкантам. Таким образом, Маттезон защищал драматический музыкальный стиль, и эта ранняя работа излагает многие идеи о театральной музыке, которые затем будут расширены и уточнены.

В 1722 году Маттезон начал публикацию "Критики музыки" (1722–1725), первого немецкого музыкального периодического издания. Оно выходило в 24 номерах в 1722–1725 годах и позднее собрано в два тома. Каждый номер включал новости о последних музыкальных событиях, новых книгах и музыкальных деятелях из различных европейских городов. "Критика музыки" является одним из самых ценных трудов Маттезона. Среди её главных достижений — публикация на немецком языке с подробными комментариями работы аббата Рагене "Сравнение итальянцев и французов относительно музыки и опер" (Париж, 1702) и ответ на Рагене Ле Серф де Лавиль "Сравнение итальянской и французской музыки" (Париж, 1704–1706). Другие разделы посвящены продолжающейся полемике о сольмизации, написанию канонов, обсуждению "Страстей" 1704 года, ранее приписываемых Генделю, и важным материалам о современных теориях мелодии. Не менее интересны обширные цитаты из переписки Маттезона с ведущими музыкантами его времени, включая Генделя, Фукса, Телемана, Кунау, Хейнихена, И.П. Кригера и Иоганна Тейле.

"Музыкальный патриот" (1728) продолжает защиту Маттезоном театрального стиля в церковной музыке. Также в нём содержится важное описание гамбургской оперы с подробным ежегодным каталогом всех опер и композиторов, включённых в репертуар гамбургской оперы с момента её основания до закрытия. Работа завершается обширным теоретическим и философским рассуждением о подлинном значении и цели хорошего оперного театра и пытается показать, что крах гамбургской оперы стал следствием ухудшения вкуса публики.

Среди многочисленных книг Маттезона наиболее важной является "Совершенный капельмейстер" (1739), энциклопедия знаний, которая, по мнению Маттезона, должна быть в распоряжении каждого капельмейстера, то есть музыкального руководителя в церкви, муниципальном или придворном музыкальном учреждении. Он собирает обширный массив фактов, а также своё самое полное изложение нескольких крупных теоретических концепций. Среди них — систематизация доктрины риторики как основы композиции. Поскольку для Маттезона мелодия была основой всей композиции, он предложил полную теорию хорошего мелодического письма. Обширное обсуждение эмоций в музыке приводит к его знаменитому утверждению: "Всё [в музыке], что происходит без похвальных аффектов, — ничто, не делает ничего, ничего не стоит". Каждый аспект музыки рассматривается в связи с аффектами, и этот раздел "Совершенного капельмейстера" фактически является единственной попыткой в барочной литературе создать настоящую "доктрину аффектов". Трактат завершается подробным исследованием консонансов и диссонансов и принципов контрапунктной практики. Краткое описание не может передать широту и глубину знаний, содержащихся в этом труде. Автор "Совершенного капельмейстера" обладал огромными знаниями в музыкальной литературе; он не был просто кодификатором фактов, и большая часть ценности этого труда заключается в оригинальности изложения и размышлениях автора о самых важных аспектах музыкальной мысли своего времени.

Среди других ценных трудов Маттезона следует отметить "Большую школу генерального баса" (1731), расширенную версию ранней "Образцовой проверки органистов" (1719). Эти книги дают органистам ценную помощь в изучении импровизации по заданному басу — способности, жизненно важной для ежедневных музыкальных обязанностей органистов того времени. 48 примеров с обширными комментариями Маттезона по их реализации особенно важны. "Маленькая школа генерального баса" (1735) рассматривает другой аспект импровизации — реализацию бассо континуо, но, в отличие от двух ранних трудов, в роли аккомпаниатора, а не солиста.

Наконец, среди трудов Маттезона ни один не имеет более долговечной ценности и оригинальности, чем "Основание Врат Чести" (1740), лексикон с биографическими сведениями о 149 лучших музыкантах, известных Маттезону из прошлого и настоящего. Этот труд оказался ценным для каждого последующего лексикографа и музыкального историка. Маттезон вел обширную переписку с многими важнейшими современниками, и их ответы часто служили источником фактической информации для их биографий. Во многих случаях Маттезон получал полные автобиографии, включая И.П. Кригера, Кунау, Мизлера, Принца, Шайбе, Телемана и И.Г. Вальтера.

Книги Маттезона написаны сложным, крайне многословным стилем, требующим значительных знаний немецкого языка. Очень мало из этих текстов доступно на английском языке, и окончательное исследование его трактатов ещё предстоит написать. Для изучающего немецкую барочную музыку они являются источником неоценимой ценности, музыкальными документами уникальной важности для истории музыки Германии XVIII века.

Произведения

Оперы

  • "Плеяды, или Семь светил" ("Die Plejades, oder Das Sieben-Gestirne")
  • "Благородный Порсенна" ("Der edelmüthige Porsenna")
  • "Виктор, герцог норманнов [Акт 2]" ("Victor, Hertzog der Normannen [Act 2]")
  • "Клеопатра [Несчастная Клеопатра, царица Египта, или Обманутая государственная любовь]" ("Cleopatra [Die unglückselige Cleopatra, Königin von Egypten, oder Die betrogene Staats-Liebe]")
  • "Возвращение золотого века, то есть Возвращение золотого времени" ("Le retour du siècle d’or, das ist Die Wiederkehr der güldnen Zeit")
  • "Борис Годунов, или Престол, добытый хитростью" ("Boris Goudenow, oder Der durch Verschlagenheit erlangte Trohn")
  • "Тайные события Энрике IV, короля Кастилии и Леона, или Разделённая любовь" ("Die geheimen Begebenheiten Henrico IV, Königs von Castilien und Leon, oder Die getheilte Liebe")

Оратории и страсти

  • "Святое Рождение и воплощение нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа" ("Die heylsame Geburth und Menschwerdung unsers Herrn und Heylandes Jesu Christi")
  • "Благодатная миссия Бога Святого Духа" ("Die gnädige Sendung Gottes des Heiligen Geistes")
  • "Чера, или Страдающая и утешённая вдова в Наине" ("Chera, oder die Leidtragende und getröstete Wittwe zu Nain")
  • "Желанный и достигнутый Спаситель" ("Der verlangte und erlangte Heiland")
  • "Альтонский пастушеский благослов, с размышлениями о страстях над оставленным Иисусом" ("Der Altonaische Hirten-Segen, nebst einer Passions-Andacht über den verlassenen Jesum")
  • "Иоанн реформатор" ("Der reformirende Johannes")
  • "Иисус, страдающий и умирающий за грехи мира" ("Der für die Sünde der Welt gemartete und sterbende Jesus")
  • "Наиболее радостный триумф, или Побеждающий Иммануил" ("Der aller-erfreulichste Triumph oder Der überwindende Immanuel")
  • "Счастливо сражающаяся Церковь" ("Die glücklich-streitende Kirche")
  • "Божественное провидение над всеми созданиями" ("Die göttliche Vorsorge über alle Creaturen")
  • "Плод Духа" ("Die Frucht des Geistes")
  • "Чудеса Христа среди слабоверов" ("Christi Wunder-Wercke bey den Schwachgläubigen")
  • "Воскресение всех мертвых, подтверждённое воскресением Христа" ("Die durch Christi Auferstehung bestägte Auferstehung aller Todten")
  • "Величайший ребёнок" ("Das gröste Kind")
  • "Кровожадный трепач в винодельне и вознесённый на землю Сын Человеческий" ("Der Blut-rünstige Kelter-Treter und von der Erden erhöhete Menschen-Sohn")
  • "Заблудшая и вновь исправленная овца греха" ("Das irrende und wieder zu recht gebrachte Sünde-Schaaf")
  • "Радостное Рождество и воплощение нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа" ("Die Freuden-reiche Geburth und Menschwerdung unsers Herrn und Heilandes Jesu Christi")
  • "Принц Победы, найденный среди живых и искомый среди мертвых" ("Der unter den Todten gesuchte, und unter den lebendigen gefundene Sieges-Fürst")
  • "Великое в малом, или Бог в сердцах верующего христианина" ("Das Grosse in dem Kleinen, oder Gott in den Herzen eines gläubigen Christen")
  • "Песнь Агнца" ("Das Lied des Lammes")
  • "Любящий и терпеливый Давид" ("Der liebreiche und gedultige David")
  • "Небесный Даниил, освобождённый из Львиного рва" ("Der aus dem Löwen-Graben befreyte, himmlische Daniel")
  • "Благословенная тайна" ("Das gottseelige Geheimnis")
  • "Неблагодарный Иеровоам" ("Der undanckbare Jerobeam")
  • "Иосиф, милосердный к своим братьям" ("Der gegen seine Brüder barmherzige Joseph")
  • "Слово обетования, исполненное воплощением вечного Слова" ("Das durch die Fleischwerdung des ewigen Wortes erfüllte Wort der Verheissung")
  • "Весёлая погребальная песня" ("Das fröhliche Sterbelied")

Различные вокальные произведения

  • 18 итальянских светских песен, различные светские свадебные кантаты, серенады, оратории, похоронная музыка

Инструментальные произведения

  • "Соната для двух клавесинов для сеньора Сирилло Вича, великого виртуоза" ("Sonate à due cembali per il Signore Cyrillo Wich gran virtuoso")
  • "Сюита для 2 клавесинов" ("Suite, 2 hpd")
  • "12 сонат для 2–3 флейт" ("XII sonates, 2–3 fl")
  • "Соната для клавесина" ("Sonate, hpd")
  • "Произведения для клавесина в двух томах" ("Pièces de clavecin en deux volumes"); немецкое издание: "Гармоническая памятка Маттезона, из двенадцати избранных клавирных сюит" ("Matthesons Harmonisches Denckmahl, aus zwölfferwählten Clavier-Suiten")
  • "Полезный виртуоз, содержащий 12 новых камерных сонат для флейты, скрипки, клавесина" ("Der brauchbare Virtuoso, welcher … mit zwölff neuen Kammer-Sonaten, fl, vn, hpd")
  • "Сладкозвучный язык пальцев, в 12 фугах с двумя-тремя темами" ("Die wol-klingende Finger-Sprache, in zwölff Fugen, mit zwey bis drey Subjecten")

Теоретические труды

  • "Новое открытое Оркестро" ("Das neu-eröffnete Orchestre")
  • "Защищённое Оркестро" ("Das beschützte Orchestre")
  • "Редакция с предисловием: Музыкальное руководство Нидта, третья и последняя часть" ("Niedtens Musicalischer Handleitung, dritter und letzter Theil")
  • "Редакция с предисловиями: Явные доказательства истинолюбца" ("C. Raupach: Veritophili deutliche Beweis-Gründe")
  • "Образцовая проба органиста в статье о Генеральном басе" ("Exemplarische Organisten-Probe im Artikel vom General-Bass")
  • "Размышления о разъяснении проблемы практической музыки" ("Réflexions sur l’éclaircissement d’un problème de musique pratique")
  • "Исследующее Оркестро" ("Das forschende Orchestre")
  • "Редакция: Музыкальное руководство Ф. Э. Нидта, вторая часть" ("Friedrich Erhard Niedtens Musicalischer Handleitung, anderer Theil")
  • "Мелотета, то есть правильный композитор, следуя новейшему современному стилю" ("Melotheta, das ist der grundrichtige, nach jetziger neuesten Manier angeführte Componiste")
  • "Критика музыки" ("Critica musica")
  • "Новый гёттингенский Эфор, судящий гораздо хуже, чем старые лакедемонские" ("Der neue göttingische, aber viel schlechter, als die alten lacedämonischen urtheilende Ephorus")
  • "Музыкальный патриот" ("Der musicalische Patriot")
  • "Большая школа Генерального баса, или Образцовая проба органиста, второе, исправленное и дополненное издание" ("Grosse General-Bass-Schule, oder, Der exemplarischen Organisten-Probe zweite, verbesserte und vermehrte Auflage")
  • "О музыкальной эрудиции, для многоуважаемого, весьма выдающегося и ученого Иоганна Христофора Крюзике" ("De eruditione musica, ad virum plurimum reverendum, amplissimum atque doctissimum, Joannes Christophorum Krüsike")
  • "Маленькая школа Генерального баса" ("Kleine General-Bass-Schule")
  • "Ядро мелодической науки" ("Kern melodischer Wissenschafft")
  • "Достоверные свидетельства о последнем музыкальном трактате Маттезона" ("Gültige Zeugnisse über die jüngste Matthesonisch-Musicalische Kern-Schrifft")
  • "Совершенный капельмейстер" ("Der vollkommene Capellmeister")
  • "Основание Врат Чести" ("Grundlage einer Ehren-Pforte")
  • "Новейшее исследование музыкальных спектаклей с приложенной музыкальной пробой вкуса" ("Die neueste Untersuchung der Singspiele, nebst beygefügter musicalischen Geschmacksprobe")
  • "Разъяснённое Села, вместе с некоторыми другими полезными примечаниями и назидательными размышлениями о хвале и любви" ("Das erläuterte Selah, nebst einigen andern nützlichen Anmerkungen und erbaulichen Gedanken über Lob und Liebe")
  • "Утверждение небесной музыки на основаниях разума, церковного учения и Священного Писания" ("Behauptung der himmlischen Musik aus den Gründen der Vernunft, Kirchen-Lehre und heiligen Schrift")
  • "Митридат Маттезона против яда итальянской сатиры, названной "Музыка"" ("Matthesons Mithridat wider den Gift einer welschen Satyre, genannt: La Musica")
  • "Проверенная панацея Маттезона, как дополнение к его музыкальному Митридату, первая доза" ("Matthesons bewährte Panacea, als eine Zugabe zu seinem musicalischen Mithridat, erste Dosis")
  • "Истинное понимание гармонической жизни. Панацея, вторая доза" ("Wahrer Begriff der harmonischen Lebens. Der Panacea zwote Dosis")
  • "Семь разговоров о мудрости и музыке с двумя приложениями; третья доза Панацеи" ("Sieben Gespräche der Weisheit und Musik samt zwo Beylagen; als die dritte Dosis der Panacea")
  • "Новое учреждение Академии радости" ("Die neuangelegte Freuden-Akademie")
  • "Филологическая настольная игра, как небольшой вклад в критическую историю немецкого языка" ("Philologisches Tresespiel, als ein kleiner Beytrag zur kritischen Geschichte der deutschen Sprache")
  • "Плюс ультра, музыкальное произведение нового и разнообразного рода" ("Plus ultra, ein Stückwerk von neuer und mancherley Art")
  • "Биография Георга Фридриха Генделя" ("Georg Friederich Händels Lebensbeschreibung")

Ноты сочинений Иоганна Маттезона на сайте библиотеки IMSLP