Маттезон, Иоганн
1681 - 1764

Назад

Иоганн Маттезон (Johann Mattheson) - Немецкий композитор, критик, музыкальный журналист, лексикограф и теоретик

Родился 28 сентября 1681, Гамбург - умер 17 апреля 1764, Гамбург.

Маттезон был третьим и единственным оставшимся в живых сыном Иоганна Маттезона, гамбургского сборщика налогов, и Маргареты Хелинг из Рендсбурга (Гольштейн). Подробности жизни Маттезона в основном почерпнуты из его автобиографии, опубликованной в журнале Grundlage einer Ehren-Pforte. Он получил исключительно широкое образование, возможно, потому, что его родители надеялись, что он займет достойное положение в гамбургском обществе. В Йоханнеуме он получил обширную подготовку в области свободных искусств, включая музыкальное образование у кантора Йоахима Герстенбюттеля. Он также получал частные уроки танцев, рисования, арифметики, верховой езды, фехтования, а также английского, французского и итальянского языков. В шесть лет он начал брать частные уроки музыки, в течение четырех лет изучал клавишные и композицию у Й.Н. Ханффа (впоследствии органиста Шлезвигского кафедрального собора), брал уроки пения у местного музыканта по имени Вольдаг и обучался игре на гамбе, скрипке, флейте, гобое и лютне. В свои девять лет Маттезон был вундеркиндом, играл на органе и пел в церквях Гамбурга. Его голос был такого качества, что Герхард Шотт, менеджер Гамбургской оперы, пригласил его присоединиться к труппе, и он спел в опере Дж.В. Франка "Эней". Помимо выступлений и учебы в Йоханнеуме, Маттесона направили изучать юриспруденцию. Однако он понял, что опера сама по себе является "музыкальным университетом", и решил не продолжать формальное образование после завершения учебной программы Йоханнеума в 1693 году. Он стал пажом при гамбургском дворе графа фон Гюлденлева, "вице-короля" Норвегии и брата Кристиана V, короля Дании. Его необычный талант привлек внимание придворных, и его часто просили играть и петь. Этот опыт оставил у него неизгладимое впечатление о блеске гамбургского аристократического общества, и, по его словам, он горько плакал, когда его отец разорвал трудовое соглашение и вынудил его покинуть двор.

Ранее Маттезон, певший в основном в хоре и на второстепенных ролях, дебютировал сольно в женских партиях, когда оперная труппа посетила Киль в 1696 году. К следующему году его голос изменился, и он начал исполнять теноровые партии, в которых имел значительный успех вплоть до 1705 года. За эти 15 лет работы в Гамбургской опере Маттезон прожил чрезвычайно насыщенную музыкальную жизнь; он пел и дирижировал репетициями под руководством таких композиторов, как И.Г. Конради, И.С. Куссер и Рейнхард Кайзер. Он засвидетельствовал, что научился новой итальянской манере пения у Куссера. В 1699 году он написал и поставил свою первую оперу "Плеяды".

Маттезон познакомился с Генделем в 1703 году, и в течение следующих трех лет между ними завязалась взаимовыгодная дружба: Маттезон говорил, что он повлиял на развитие музыкального стиля Генделя, в частности, научив его сочинять в драматическом стиле; вероятно, он также добился для Генделя места в оперном оркестре в качестве второй скрипачки и клавесиниста. В 1704 году была поставлена опера Маттезона "Клеопатра", в которой композитор выступил в роли Антониуса. Гендель дирижировал спектаклем за клавесином, пока Маттезон находился на сцене. Однако после самоубийства Антониуса в середине третьего акта Маттезон вернулся в оркестр, намереваясь занять его место за клавишными, но Гендель отказался уступить. Спор между двумя молодыми музыкантами привел к дуэли, описанной Маттезоном в его "Эренпфорте"; по его словам, жизнь Генделю спасла большая пуговица на его пиджаке, по которой Маттезон ударил шпагой. Однако, по-видимому, они вскоре помирились, и Маттезон исполнил главные партии в опере Генделя "Альмира и Нерон" в Гамбурге в 1705 году, в последний год театральной карьеры Маттезона.

За свою профессиональную карьеру Маттезон не только сыграл в 65 новых операх, но и написал несколько собственных. Он стал виртуозным органистом и находил время для участия в многочисленных общественных и музыкальных мероприятиях, включая преподавательскую деятельность. В 1703 году его пригласили (как и Генделя) на должность органиста, чтобы он сменил Дитриха Букстехуде в Мариенкирхе в Любеке. Маттезон и Гендель вместе отправились в Любек на прослушивания, ‘сочинив множество двойных фуг в карете’. Они оба отказались от предложения. Маттезон также отклонял приглашения на другие важные должности органиста, в том числе в Пфарркирхе в Харлеме и, как преемник выдающегося Й.А. Рейнкена, в церкви Катарины в Гамбурге.

В 1704 году Маттезон стал наставником Сирилла Вича, сына английского посла в Гамбурге сэра Джона Вича. Эта должность стала поворотным моментом в его карьере, обеспечив ему социальный статус и значительную зарплату. Он проявил себя настолько способным, что в январе 1706 года был назначен секретарем сэра Джона Уича, и эту должность он занимал большую часть своей жизни, продолжая выполнять те же обязанности, когда сын Уича был назначен преемником своего отца в 1715 году. Обязанности Маттезона значительно превосходили обычные секретарские обязанности. Он стал незаменимым сотрудником посольства, часто выезжая в качестве официального представителя с важными дипломатическими миссиями. Он погрузился в изучение английского языка, английского права, политики и экономики, а также стал экспертом в сложных деталях торговли между Англией и Гамбургом.

В 1709 году Маттезон женился на Катарине Дженнингс (ум. 8 февраля 1753), дочери английского министра. В 1715 году он стал музыкальным руководителем Гамбургского кафедрального собора - должность особой важности, для которой он написал множество произведений, в том числе более двух десятков ораторий. В 1728 году он был вынужден оставить эту должность, главным образом из-за усиливающейся глухоты; к 1735 году он полностью оглох. В 1719 году Маттезон был назначен капельмейстером при дворе герцога Голштинского. В необычайно плодотворные годы между 1715 и 1740 годами он написал не только множество важных партитур и трактатов, но и множество переводов с английского книг, брошюр и статей, в первую очередь связанных с его обязанностями секретаря английского посла. Он также перевел несколько английских исторических трудов, романов и философских работ, а также постоянно публиковал статьи для журналов, издаваемых в Гамбурге (Кэннон приводит ценную библиографию).

В 1741 году Маттезон получил звание секретаря дипломатической миссии при герцоге Гольштейнском, а в 1744 году был повышен до "начальника дипломатической миссии’. После смерти своей жены он решил пожертвовать большую часть значительного состояния, около 44 000 марок, церкви Святого Михаила в Гамбурге на восстановление огромного органа, уничтоженного пожаром. Взамен он попросил, чтобы его и его жену похоронили в церкви. 25 апреля 1764 года он был похоронен в склепе этой церкви после службы, на которой Телеман дирижировал песнями "Великая королева", "Женщины, живущие в королевских посольствах", "Герр Иоганн Маттезон", "ихм зельбст", "Гармонист и поэт", "Я вижу перемены", "цу грабе гезунген", которые Маттезон сочинил для своих собственных похорон.

Иоганн Маттезон был самым известным современным писателем о музыке немецкого барокко. Он с беспрецедентными подробностями описал музыкальный мир тех переломных лет 18-го века, когда музыкальные стили и ценности радикально изменились при переходе от барокко к классическому периоду. Однако ранее было невозможно оценить большую часть музыки Маттезона, особенно его оперы и около двух десятков ораторий. Предполагалось, что они были утрачены при разрушении Гамбургской городской библиотеки во время Второй мировой войны. Однако большая часть этой музыки не была уничтожена и в 1998 году была возвращена в Гамбург из Армении. Теперь ученые смогут оценить эту музыку более полно, чем раньше, и они смогут интегрировать композиторские достижения Маттезона в историю музыки Гамбурга начала XVIII века. Маттезон был глубоко набожным человеком и энергично занимался словом и музыкой, чтобы сохранить и укрепить музыку в протестантской церкви; его оратории стали основой его музыкальных достижений. Как показано в "Песне о ламме", его духовная музыка полностью соответствует оперному стилю; тем не менее, благодаря своей мелодической простоте, драматическим, гомофоническим припевам, поразительному акценту на протестантских хоралах и чуткому отношению к риторическим ценностям текста, его оратория пользуется популярностью и занимает важное место в развитии формы.

Опера "Клеопатра", хотя и является ранним произведением, свидетельствует о таланте и индивидуальном стиле композитора. Хотя опера знаменита главным образом своей связью с дуэлью Маттезона и Генделя, ее подлинное значение заключается в том, что она подкрепляет музыкальными доказательствами теоретические доктрины Маттезона, кодифицированные несколько лет спустя. Бытовавшие мнения о том, что Маттезон как композитор был незначителен и что он подражал стилю своего любимого современника Рейнхарда Кайзера, могут быть опровергнуты этой оперой. Он явно отличается от Кайзера, особенно в своем мелодическом творчестве: его мелодии обычно более плавные, более связные в движении и, следовательно, менее угловатые, чем у Кайзера; он достиг мелодической и в то же время выразительной простоты, уделяя больше внимания, чем Кайзер, сохранению поэтического размера и обычно избегая длинных мелизматических пассажей, характерных для него. из арий Кайзера. Особое внимание уделяется народным песням, часто строфическим по форме. Фольклорный элемент был традицией ранней гамбургской оперы, и Маттезон с особым успехом использовал его в комических сценах (см. Buelow, 1970). Маттезон был первым музыкальным гением Гамбурга, и это имеет первостепенное значение, если учитывать содержание и обоснованность его эстетических и музыкальных теорий и критических суждений. Он писал о музыке с точки зрения огромного практического опыта и профессиональных знаний.

Сразу становится ясно, что труды Маттезона о музыке невозможно обобщить должным образом. В более чем дюжине крупных томов и ряде небольших публикаций он обсуждал практически все аспекты музыки своего времени. В большинстве случаев он выступал как рациональный человек эпохи Просвещения, музыкант, который верил в прогресс своего искусства и без колебаний кодифицировал и рационализировал все аспекты музыки. Маттезон чтил музыкальное прошлое, но в целом он мало что мог сохранить в этом прошлом для будущего и часто был несимпатичен немецким писателям и музыкантам, приверженным традиционным музыкальным ценностям 17-го века.

Первая музыкальная книга Маттезона "Новый оркестр" (1713) предлагает показать "галантному человеку, как он может составить полное представление о величии и достоинствах благородного музыкального искусства", и подробно рассматривает основные вопросы музыкального образования. Однако эта инструкция рассматривается с точки зрения настоящего, а не прошлого, и на повторение старых правил теории и практики уходит совсем немного времени. Маттезон быстро перевернул любимые теоретические концепции прошлого, заявив, например, что интервал 4-й должен быть как консонантным, так и диссонирующим, в зависимости от музыкального контекста и восприятия на слух. Он подверг критике старую систему сольмизации и церковные лады. Не менее важны его объяснения мажорной и минорной гамм в соответствии с их эмоциональными коннотациями. "Оркестр новой музыки" богат фактическими деталями, такими как определения светских форм музыки и национальных музыкальных стилей. Он призывал немецких музыкантов добиться известности в своей стране, где итальянские музыканты "зарабатывают все деньги и возвращаются домой’. Рейнхард Кайзер служил образцом великого немецкого музыканта; он был "главным человеком в мире", которому подражали все немецкие музыканты (см. Cannon). Таким образом, Маттезон отстаивал драматический музыкальный стиль в музыке, и в этой ранней работе представлены многие идеи о театральной музыке, которые впоследствии будут расширены и усовершенствованы.

В 1722 году Маттезон начал издавать "Музыкальную критику", первое немецкое музыкальное периодическое издание. Оно вышло в 24 номерах в 1722-1725 годах и позже было собрано в два тома. В каждом номере - новости о последних музыкальных событиях, новые книги и музыкальные деятели из разных городов Европы. "Музыкальная критика" - одна из самых ценных работ Маттезона. Среди его основных работ - публикация на немецком языке с обширными аннотациями "Параллели между итальянцами и Франсуа" аббата Рагне, когда речь заходит о музыке и операх (Париж, 1702), а также ответ Рагне, написанный "Серфом Вьевиля", "Сравнение итальянской музыки и опер". музыка Франсуазы (Париж, 1704-1766). Другие разделы посвящены продолжающейся полемике о сольмизации, написанию канонов, обсуждению "Страстей господних" 1704 года, ранее приписываемых Генделю, и важному материалу, связанному с современными теориями мелодии. Не менее интересны пространные цитаты из переписки Маттезона со многими ведущими музыкантами его времени, включая Генделя, Фукса, Телемана, Кунау, Хайнихена, И.П. Кригера и Иоганна Тейла.

"Музыкальный патриот" (1728) продолжает защиту Маттезоном театрального стиля в церковной музыке. Здесь также содержится важное описание Гамбургской оперы, а также подробный перечень по годам всех опер и композиторов, включенных в репертуар Гамбургского оперного театра с момента его основания до закрытия. Работа завершается длительной теоретической и философской дискуссией об истинном значении и предназначении хорошего оперного театра и попыткой показать, что крах Гамбургской оперы стал результатом ухудшения вкуса оперной публики.

Среди многочисленных книг Маттезона наиболее важной является "Руководство капельмейстера" (1739), энциклопедия знаний, которая, по мнению Маттезона, должна быть частью подготовки каждого капельмейстера, то есть музыкального руководителя в церковном, муниципальном или придворном музыкальном учреждении. Он собрал воедино огромное количество фактов, а также наиболее полно изложил несколько основных теоретических концепций. К ним относятся систематизация доктрин риторики, поскольку они становятся основой композиции. Поскольку для Маттезона мелодия была основой всей композиции, он предложил целостную теорию хорошего мелодического письма. Продолжительное обсуждение эмоций в музыке приводит к его знаменитому заявлению: "Все [в музыке], что происходит без достойных похвалы чувств, - ничто, ничего не дает, ничего не стоит’. Каждый аспект музыки рассматривается в связи с чувствами, и этот раздел "Воспоминаний капельмейстера", по сути, является единственной попыткой в литературе эпохи барокко прийти к истинной "доктрине" Чувств (английский перевод соответствующих фрагментов смотрите в "Леннеберге"). Трактат завершается подробным рассмотрением консонанса и диссонанса, а также принципов контрапунктической практики. Однако никакое краткое описание не сможет передать широту и глубину знаний, содержащихся в этом трактате. Автор "Воспоминаний капельмейстера" был человеком огромной эрудиции в области музыкальной литературы, но он был не просто систематизатором фактов, и большая ценность этого труда заключается в оригинальности изложения и размышлениях автора о наиболее важных аспектах музыкальной мысли его времени.

Среди других ценных работ Маттесона следует упомянуть "Школу большого баса" (1731), расширенную версию более раннего "Образца органиста" (1719). Эти книги оказывают органистам неоценимую помощь в обучении импровизации на заданном басу, что является жизненно важным навыком для ежедневных музыкальных обязанностей органиста в этот период. Особенно важны 48 примеров с подробными комментариями Мэттисона по их реализации. В "Kleine General-Bass-Schule" (1735) рассматривается другой аспект импровизации - исполнение партии бас-гитариста, но (в отличие от двух предыдущих работ) в роли аккомпаниатора, а не солиста.

Наконец, ни одна из работ Маттезона не обладает большей непреходящей ценностью и оригинальностью, чем его "Grundlage einer Ehren-Pforte" (1740), словарь, содержащий биографические сведения о 149 лучших музыкантах, известных Маттезону как в прошлом, так и в настоящем (рис.2). Она оказалась ценной для всех последующих лексикографов и историков музыки. Маттезон вел обширную переписку со многими из своих наиболее выдающихся современников, и их ответы часто содержали фактическую информацию для их записей. В большом количестве случаев Маттезон получал полные автобиографии, в том числе от Дж.П. Кригера, Кунау, Мицлера, Принца, Шайбе, Телемана и Дж.Г. Вальтера.

Книги Маттезона написаны сложным, чрезвычайно многословным стилем, требующим значительного знания немецкого языка. Очень немногое из этих текстов доступно на английском языке, и предстоит провести полное изучение его трактатов. Однако для тех, кто изучает немецкую музыку в стиле барокко, они являются источником неоценимой ценности, музыкальными документами, имеющими уникальное значение для истории музыки 18-го века в Германии.

Ноты сочинений Иоганна Маттезона на сайте библиотеки IMSLP