Маттейс, Никола - старший
1650 - 1713

Назад

Никола - старший Маттейс (Nicola Matteis) - Итальянский скрипач, гитарист и композитор

Родился в 1650 году, Неаполь - умер ок.1713 года, Колкирк, Норфолк. 

Он жил в Англии; по-видимому, он прибыл туда примерно в 1670 году. По словам Роджера Норта (от которого мы зависим в подробностях жизни Маттейса), "его материальные условия были низкими, и говорили, что он путешествовал по Германии пешком, спрятав скрипку под плащом за спиной". Должно быть, он жил в Лондоне практически незамеченным в течение нескольких лет, когда Джон Эвелин впервые услышал его игру на частном музыкальном собрании в ноябре 1674 года. Реакцией Эвелина было изумление: “Я слышал великолепную скрипку синьора Николао (с другими редкими музыкантами), которую, конечно, никто из смертных не превзошел в игре на этом инструменте: у него был такой нежный тембр, и он заставлял ее звучать, как человеческий голос; и когда ему хотелось, он был подобен Консорту из нескольких инструментов: он творил чудеса с одной нотой: к тому же он был превосходным композитором... Ничто не могло сравниться со скрипкой в руках Николаса: он казался пьянящим и исполнял такие восхитительные вещи на такой почве, которая удивляла всех нас”.

Маттейс, похоже, быстро закрепил за собой репутацию виртуоза, хотя, по словам Норта, поначалу его продвижению в обществе препятствовали высокомерные манеры ("никто не должен шептаться, пока он играет, такое внимание было не в моде при дворе"). Он вступил в состязание с Мишелем Фаринелем, который, услышав Маттейса, просто застыл на месте и уставился на него.

В объявлении в лондонской газете "The London Gazette", анонсирующем публикацию "Arie differential per il violino" Маттейса (1676), также говорилось о его желании преподавать, "например, изучать композицию или играть на скрипке", и упоминалось о наличии в рукописи партий второй скрипки и альта (тенора). По словам Норта, композиции привели в восторг престарелого Джона Дженкинса, который доиграл сюиту соль мажор в начале второй части и, “сняв очки, хлопнул ладонью по книге и заявил, что никогда в жизни не слышал такой хорошей музыки”.

В ноябре 1678 года Маттеису был выдан пропуск во Францию. Он вернулся в Лондон через 12 месяцев, когда Эвелин снова услышала его игру. Помимо того, что Маттейс был первоклассным скрипачом, он также (по словам Норта) был "непревзойденным мастером" игры на гитаре с пятью партиями и “обладал достаточной силой, чтобы противостоять клавесину”. Около 1680 года он опубликовал книгу "Ложные созвучия музыки", за которой в 1682 году последовало англоязычное издание "Ложные созвучия музыки". Это важный новаторский трактат о тщательной реализации бас-гитары (хотя Маттейс несколько раз подчеркивал применимость своих инструкций к другим инструментам continuo и включал несколько общих советов по исполнению и композиции).

Третья и четвертая части "Арий" для скрипки появились в 1685 году и два года спустя были переизданы во втором издании (на этот раз с добавлением дополнительного тома дополнительных партий для второй скрипки). Педагогическая нагрузка, очевидная в предыдущих томах, здесь еще более заметна. У Маттейса есть два оглавления: в первом - "самые простые пассажи в книге, которые можно исполнять как на флейте, так и на скрипке", а во втором - "Пассажи, которые немного сложнее отрабатывать на скрипке, с двойными остановками и делениями". Двойные остановки и несколько росчерков обозначены полым пунктиром, указывающим на то, что менее продвинутые игроки могут их не заметить. Издание 1685 года включает пьесу для скрипки соло в подражание трубе (Arie é passaggi ad immatione [sic] della trombetta); в издании 1687 года она вновь появилась в виде трио, собственно для труб, с новыми названиями: Концерт с тромбом и тремя тромбетками для скрипки и флейты в первой дискантовой части и в первой скрипичной партии для фортепиано с оркестром. Ария и пассаж на три тромбона во второй дискантовой партии. Было высказано предположение, что это произведение может быть взято из утраченной рукописи концерта для трех труб с магнитофонами, струнных и континуо.

Маттейс был активным преподавателем и, по словам Норта, имел "много заслуг". Он должен был присоединиться к Перселлу, Драги, Келлеру и Фингеру в составе предполагаемой Королевской академии (1695). В 1696 году Джон Уолш (i) рекламировал "Сборник новых песен, написанных мистером Николой Маттейсом специально для его учеников". И снова композиции рекомендовались в качестве учебных пособий. В рекламе в "Лондон Газетт" (и на печатном экземпляре стихотворения) Маттейса называют автором ныне утраченной оды "День святой Цецилии" 1696 года, "Помогите, помогите!" Вы, могучие сыны искусства. Эта ода была повторена через несколько дней после ее лондонской премьеры на праздновании Дня Святой Сесилии в Оксфорде (в честь которого Маттеис был назначен стюардом) и снова на публичном концерте в Йорк-Билдингс в январе 1697 года. Примерно с 1698 года Маттеис, по-видимому, был менее активен как скрипач и композитор, и именно его сын, Никола Маттеис, приобрел известность. После этой даты о Маттеисе ничего достоверного не известно, и на самом деле он, возможно, умер около 1700 года. Он фигурирует в качестве одного из предполагаемых авторов в книге Томаса Брауна "Письма от мертвых к живым" (1702). Роджер Норт утверждал, что Маттеис жил с женщиной "как женатый человек", у них родился ребенок, и они переехали в роскошный дом, где скрипач растратил свое к тому времени значительное состояние и подорвал здоровье, ведя экстравагантный образ жизни. Это привело к некоторому недоразумению, поскольку предполагалось, что Норт намекал на женитьбу в 1700 году на вдове Сюзанне Тимперли. Но недавнее обнаружение (Саймоном Джонсом) ее завещания в Вене доказывает, что именно младший Никола Маттейс (ii) стал ее мужем. Путаница, должно быть, возникла очень рано, поскольку в январе 1700 года "Лондон Пост" сообщила, что "Синьор Николао, знаменитый итальянский музыкант, женат на некой мадам Тимперли..." (Несмотря на растущую репутацию младшего Маттеиса, кажется маловероятным, что в то время его описывали именно в таких выражениях). Работы Маттеиса по-прежнему пользовались большим спросом. Роджер опубликовал пять книг "Соло Николаса Матиса" (Амстердам, 1702), а в следующем году Уолш выпустил новое издание первых двух частей "Эйрса" вместе со второй тройной частью (предположительно, упомянутой в рекламе оригинального издания) в дополнение к ранее опубликованным томам 3 и 4. По словам Норта, Маттеис, возможно, умер около 1700 года.

Маттейс, несомненно, был выдающимся скрипачом и ключевой фигурой в развитии скрипичного искусства в Англии. Норт сообщает нам, что он держал скрипку очень низко на груди ("прижимая ее к своим коротким ребрам" или "почти к поясу"), пользовался длинным смычком и "касался его кончиком". Он добавил: "Я нашел очень мало людей, которые поверили бы в то, что он мог так хорошо выступать в этой позе". Он представил в Англии технику хвата лука большим пальцем на рукоятке. О степени его влияния можно судить по пьесе Джона Лентона "Джентльменская забава" (1693), в которой музыкантов предостерегают от того, чтобы они ставили скрипку "как можно ниже пояса, что является своеобразным способом, используемым некоторыми в подражание итальянцам".

Норт похвалил Маттейса как за его красноречивую кантабиле ("аркату"), так и за разнообразие стаккато-смычков в его лексиконе. Четыре тома сольной скрипичной музыки многое рассказывают о тех аспектах его игры, которые так впечатлили англичан. Маттеис утверждал, что "старался соответствовать музыкальным вкусам жителей этой страны, хотя и не до такой степени, чтобы слишком сильно отделять себя от итальянской школы’. Как продемонстрировал Тилмут (в том, что остается наиболее содержательным исследованием творчества Маттейса), в стилистическом плане в его работах чувствуется новое веяние. Менталитет разделения вытесняется размахом и непосредственностью итальянской школы, а разнообразие смычков намного превосходит все, что можно найти в английских источниках. Его гармонический язык приправлен диссонансом, а музыка варьируется от жизнерадостных танцевальных композиций до более заученного стиля. ‘Пассаж ротто’ и "Фантазия" ля минор (обе "сенза бассо") из второй книги (прелюдия и фуга) демонстрируют как передовую скрипичную технику, так и поистине впечатляющее владение хорошо структурированным контрапунктическим сочинением. Добавленные партии второй скрипки для the Ayres, в целом, не представляют большого интереса. Но несколько подлинных произведений для ансамбля сохранились в рукописном виде (GB-Ob), в том числе великолепная ре-минорная партитура для трех скрипок, которая, благодаря своим сильным ритмам и диссонансам, кажется работой итальянца, усвоившего что-то от английского вкуса.

Ноты сочинений Никола - старшего Маттейса на сайте библиотеки IMSLP