Маттейс - старший, Никола
1650 - 1713
Назад
Matteis, Nicola

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Никола Маттейс - старший - итальянский скрипач, гитарист и композитор. Он жил в Англии; по-видимому, приехал туда около 1670 года. По словам Роджера Норта (на сведения которого мы опираемся в деталях жизни Матейса), «его обстоятельства были скромны, и говорили, что он путешествовал пешком по Германии со скрипкой под длинным плащом за спиной». Он должен был жить почти незамеченным в Лондоне несколько лет к тому времени, когда Джон Эвелин впервые услышал его игру на частном музыкальном собрании в ноябре 1674 года. Реакция Эвелина была потрясённой:
«Я услышал того удивительного скрипача Синьора Николао (с другими редкими музыкантами), которого, конечно, ни один смертный человек никогда не превзошёл на этом инструменте: его штрих был столь сладостен и он заставлял инструмент говорить, как человеческий голос; и когда хотел — как ансамбль различных инструментов: он творил чудеса на одном звуке: он также был превосходным композитором… ничто не приближалось к скрипке в руках Николаса: он казался вдохновлённым и играл такие восхитительные вещи на бассо остинато, что мы все были изумлены».
Матейс, по-видимому, быстро закрепил эту репутацию виртуоза — хотя, по словам Норта, его продвижение в обществе поначалу сдерживалось высокомерными манерами («никто не должен был шептаться, пока он играл, что не было принято при дворе»). Он вступил в состязание с Мишелем Фаринелем, который, услышав Матейса, просто застыл и уставился на него.
Объявление в London Gazette о выходе Arie diverse per il violino (Разные арии для скрипки, 1676) также сообщало о его готовности обучать «тех, кто желает учиться композиции или игре на скрипке» и упоминало о наличии в рукописи вторых партий дисканта и альта. По словам Норта, эти сочинения восхитили старого Джона Дженкинса, который сыграл Сюиту соль мажор в начале второй части и «сняв очки, хлопнул ладонью по книге и заявил, что никогда в жизни не слышал столь прекрасной музыки».
В ноябре 1678 года был выдан пропуск для поездки Матейса во Францию. Он вернулся в Лондон менее чем через год, когда Эвелин снова услышал его игру. Помимо того, что он был выдающимся скрипачом, Матейс был также (по словам Норта) «совершенным мастером» игры на пятиструнной гитаре и «обладал такой мощью на этом инструменте, что мог выдержать ансамбль с клавесином». Около 1680 года он издал Le false consonanse della musica (Ложные консонансы музыки), за которым в 1682 году последовало английское издание The False Consonances of Music (Ложные консонансы музыки). Это был важный новаторский трактат по реализации генерал-баса на гитаре (хотя Матейс несколько раз подчёркивал применимость его наставлений и к другим инструментам континуо и включал общие советы по исполнению и композиции).
Третья и четвёртая части Ayres for the Violin (Аиры для скрипки) появились в 1685 году и были переизданы два года спустя (с добавлением дополнительного тома с факультативными партиями второй скрипки). Педагогическая направленность, заметная в ранних частях, здесь ещё более выражена. Матейс сделал два оглавления: первое для «самых лёгких айров в книге, которые могут исполняться на флейте так же, как и на скрипке», второе — для «пассажей и айров немного более трудных для практики на скрипке, с двойными нотами и вариациями». Двойные ноты и некоторые украшения обозначены пунктирной нотацией, указывая, что их могут опустить менее опытные исполнители. В издании 1685 года включено произведение для скрипки соло в подражание трубе Arie è passaggi ad imitatione della trombetta (Ария и пассажи в подражание трубе); в издании 1687 года оно появилось снова как трио действительно для труб с новыми заголовками: Concerto di trombe a tre trombette con violini e flauti (Концерт для трёх труб с скрипками и флейтами) в первой партии дисканта и Arie è passaggi per trè trombette (Ария и пассажи для трёх труб) во второй. Предполагается, что это произведение могло происходить из утерянного рукописного концерта для трёх труб с блокфлейтами, струнными и континуо.
Матейс был активен как педагог и, по словам Норта, имел «много учеников». Он должен был присоединиться к Пёрселлу, Драги, Келлеру и Фингеру в составе преподавателей предполагаемой Королевской академии (1695). В 1696 году Джон Уолш (i) рекламировал A Collection of New Songs set by Mr Nicola Matteis (Собрание новых песен, написанных господином Николой Матейсом) «сделанных специально для его учеников». Опять же, сочинения рекомендовались как учебный материал. Матейс упоминается в объявлениях London Gazette как автор ныне утраченной оды к Дню Святой Цецилии Assist, assist! You mighty sons of art (Придите, придите! Великие сыны искусства, 1696). Эта ода была повторена через несколько дней после премьеры в Лондоне на празднике Святой Цецилии в Оксфорде (где Матейс был назван распорядителем), а затем ещё раз на публичном концерте в York Buildings в январе 1697 года.
С примерно 1698 года Матейс, по-видимому, стал менее активен как скрипач и композитор, и на первый план вышел его сын Никола Матейс (ii). Никаких достоверных сведений о старшем Матейсе после этой даты нет, и он, возможно, умер около 1700 года. Он упоминается как один из вымышленных авторов в Letters from the Dead to the Living (Письма от мёртвых к живым, 1702) Томаса Брауна. Роджер Норт утверждал, что Матейс жил с женщиной «как женатый», что у них был ребёнок и они переехали в большой дом, где скрипач растратил своё к тому времени значительное состояние и подорвал здоровье в роскошной жизни. Это привело к некоторой путанице, так как предполагалось, что Норт имел в виду брак в 1700 году с вдовой Сюзанной Тимперли. Но недавнее открытие (Саймоном Джонсом) её завещания в Вене доказало, что это был младший Никола Матейс (ii), ставший её мужем. Ошибка, должно быть, возникла очень рано, так как London Post сообщила в январе 1700 года, что «Синьор Николао, знаменитый итальянский музыкант, женился на некой мадам Тимперли…» (Хотя, учитывая растущую репутацию младшего Матейса, вряд ли его тогда описали бы в столь громких выражениях.)
Произведения Матейса продолжали пользоваться спросом. Издатель Роджер выпустил пять книг Les Solos de Nicolas Mathys (Соло Николаса Матиса, Амстердам, 1702), а в следующем году Уолш опубликовал новое издание первых двух частей Ayrs (Айры) вместе с партиями второго дисканта (по-видимому, теми самыми, что упоминались в рекламе оригинального издания), чтобы дополнить партии, опубликованные ранее для томов 3 и 4. По словам Норта, Матейс мог умереть около 1700 года.
Матейс был, несомненно, выдающимся скрипачом и ключевой фигурой в развитии скрипичной игры в Англии. Норт сообщает, что он держал скрипку очень низко на груди («у рёбер» или «почти у пояса»), пользовался длинным смычком и «каса́лся деления самым кончиком». Он добавлял: «Я находил очень немногих, кто верил бы, что он мог играть так, держа инструмент в такой позиции». Он ввёл в Англию приём постановки большого пальца на палочку смычка. Масштаб его влияния можно понять из трактата Джона Лентона Gentleman’s Diversion (Забава джентльмена, 1693), где музыкантам советовали не держать скрипку «так низко, как у пояса, что есть полукарикатурный способ, используемый некоторыми в подражание итальянцам».
Норт хвалил Матейса как за его красноречивое кантиленное звучание (его «arcata»), так и за разнообразие стаккатных штрихов в его арсенале. Четыре тома музыки для скрипки соло раскрывают многие стороны его исполнительства, столь впечатлившие англичан. Матейс утверждал, что он «пытался приспособиться к музыкальным вкусам жителей этой страны, хотя не в такой степени, чтобы слишком удалиться от итальянской школы». Как показал Тилмут (всё ещё автор самого фундаментального исследования Матейса), в его произведениях ясно ощущается дыхание нового стиля. Манера вариационного развития уступает место размаху и спонтанности итальянской школы, а разнообразие штрихов намного превосходит всё остальное в английских источниках. Его гармонический язык насыщен диссонансами, а музыка колеблется между бодрыми танцевальными сочинениями и более учёным стилем. Passagio rotto (Разорванный пассаж) и Fantasia (Фантазия) ля минор (обе senza basso — без баса) из второй книги (прелюдия и фуга) демонстрируют и продвинутую скрипичную технику, и впечатляющее владение хорошо структурированным контрапунктом.
Добавленные вторые партии для скрипки в Ayres в целом не представляют большого интереса. Но несколько подлинных ансамблевых пьес сохранились в рукописях (Оксфорд, Бодлеанская библиотека), включая великолепное Граунд в ре минор для трёх скрипок, которое со своими энергичными ритмами и диссонансами выглядит как произведение итальянца, воспринявшего нечто от английского вкуса.
Инструментальные
Вокальные
Теоретические труды
Ноты сочинений Никола Маттейса - старшего на сайте библиотеки IMSLP