Маттейс - старший, Никола
1650 - 1713

Назад

Matteis, Nicola

Портрет композитора Никола Маттейс - старший

  • Дата рождения: точная дата неизвестна
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: после 1713 года
  • Место смерти: Колкирк, Норфолк, Англия

Биография

Никола Матейс-старший был итальянским скрипачом, гитаристом и композитором. Он жил в Англии; по-видимому, приехал туда около 1670 года. По словам Роджера Норта (на сведения которого мы опираемся в деталях жизни Матейса), "его обстоятельства были скромны, и говорили, что он путешествовал пешком по Германии со скрипкой под длинным плащом за спиной". Он должен был жить почти незамеченным в Лондоне несколько лет к тому времени, когда Джон Эвелин впервые услышал его игру на частном музыкальном собрании в ноябре 1674 года. Реакция Эвелина была потрясённой:

"Я услышал того удивительного скрипача Синьора Николао (с другими редкими музыкантами), которого, конечно, ни один смертный человек никогда не превзошёл на этом инструменте: его штрих был столь сладостен и он заставлял инструмент говорить, как человеческий голос; и когда хотел — как ансамбль различных инструментов: он творил чудеса на одном звуке: он также был превосходным композитором… ничто не приближалось к скрипке в руках Николаса: он казался вдохновлённым и играл такие восхитительные вещи на бассо остинато, что мы все были изумлены".

Матейс, по-видимому, быстро закрепил эту репутацию виртуоза — хотя, по словам Норта, его продвижение в обществе поначалу сдерживалось высокомерными манерами ("никто не должен был шептаться, пока он играл, что не было принято при дворе"). Он вступил в состязание с Мишелем Фаринелем, который, услышав Матейса, просто застыл и уставился на него.

Объявление в "Лондонской газете" о выходе "Разных арий для скрипки" (1676) также сообщало о его готовности обучать "тех, кто желает учиться композиции или игре на скрипке" и упоминало о наличии в рукописи вторых партий дисканта и альта. По словам Норта, эти сочинения восхитили старого Джона Дженкинса, который сыграл Сюиту соль мажор в начале второй части и "сняв очки, хлопнул ладонью по книге и заявил, что никогда в жизни не слышал столь прекрасной музыки".

В ноябре 1678 года был выдан пропуск для поездки Матейса во Францию. Он вернулся в Лондон менее чем через год, когда Эвелин снова услышал его игру. Помимо того, что он был выдающимся скрипачом, Матейс был также (по словам Норта) "совершенным мастером" игры на пятиструнной гитаре и "обладал такой мощью на этом инструменте, что мог выдержать ансамбль с клавесином". Около 1680 года он издал "Ложные консонансы музыки", за которым в 1682 году последовало английское издание под тем же названием. Это был важный новаторский трактат по реализации генерал-баса на гитаре (хотя Матейс несколько раз подчёркивал применимость его наставлений и к другим инструментам континуо и включал общие советы по исполнению и композиции).

Третья и четвёртая части "Айров для скрипки" появились в 1685 году и были переизданы два года спустя (с добавлением дополнительного тома с факультативными партиями второй скрипки). Педагогическая направленность, заметная в ранних частях, здесь ещё более выражена. Матейс сделал два оглавления: первое для "самых лёгких айров в книге, которые могут исполняться на флейте так же, как и на скрипке", второе — для "пассажей и айров немного более трудных для практики на скрипке, с двойными нотами и вариациями". Двойные ноты и некоторые украшения обозначены пунктирной нотацией, указывая, что их могут опустить менее опытные исполнители. В издании 1685 года включено произведение для скрипки соло в подражание трубе "Ария и пассажи в подражание трубе"; в издании 1687 года оно появилось снова как трио действительно для труб с новыми заголовками: "Концерт для трёх труб с скрипками и флейтами" в первой партии дисканта и "Ария и пассажи для трёх труб" во второй. Предполагается, что это произведение могло происходить из утерянного рукописного концерта для трёх труб с блокфлейтами, струнными и континуо.

Матейс был активен как педагог и, по словам Норта, имел "много учеников". Он должен был присоединиться к Пёрселлу, Драги, Келлеру и Фингеру в составе преподавателей предполагаемой "Королевской академии" (1695). В 1696 году Джон Уолш Первый рекламировал "Собрание новых песен, написанных господином Николой Матейсом" "сделанных специально для его учеников". Опять же, сочинения рекомендовались как учебный материал. Матейс упоминается в объявлениях "Лондонской газеты" как автор ныне утраченной оды к Дню Святой Цецилии "Придите, придите! Великие сыны искусства" (1696). Эта ода была повторена через несколько дней после премьеры в Лондоне на празднике Святой Цецилии в Оксфорде (где Матейс был назван распорядителем), а затем ещё раз на публичном концерте в "Йорк Билдингс" в январе 1697 года.

С примерно 1698 года Матейс, по-видимому, стал менее активен как скрипач и композитор, и на первый план вышел его сын Никола Матейс Второй. Никаких достоверных сведений о старшем Матейсе после этой даты нет, и он, возможно, умер около 1700 года. Он упоминается как один из вымышленных авторов в "Письмах от мёртвых к живым" (1702) Томаса Брауна. Роджер Норт утверждал, что Матейс жил с женщиной "как женатый", что у них был ребёнок и они переехали в большой дом, где скрипач растратил своё к тому времени значительное состояние и подорвал здоровье в роскошной жизни. Это привело к некоторой путанице, так как предполагалось, что Норт имел в виду брак в 1700 году с вдовой Сюзанной Тимперли. Но недавнее открытие (Саймоном Джонсом) её завещания в Вене доказало, что это был младший Никола Матейс Второй, ставший её мужем. Ошибка, должно быть, возникла очень рано, так как "Лондонская почта" сообщила в январе 1700 года, что "Синьор Николао, знаменитый итальянский музыкант, женился на некой мадам Тимперли…" (Хотя, учитывая растущую репутацию младшего Матейса, вряд ли его тогда описали бы в столь громких выражениях.)

Произведения Матейса продолжали пользоваться спросом. Издатель Роджер выпустил пять книг "Соло Николаса Матиса" (Амстердам, 1702), а в следующем году Уолш опубликовал новое издание первых двух частей "Айров" вместе с партиями второго дисканта (по-видимому, теми самыми, что упоминались в рекламе оригинального издания), чтобы дополнить партии, опубликованные ранее для томов 3 и 4. По словам Норта, Матейс мог умереть около 1700 года.

Творчество

Матейс был, несомненно, выдающимся скрипачом и ключевой фигурой в развитии скрипичной игры в Англии. Норт сообщает, что он держал скрипку очень низко на груди ("у рёбер" или "почти у пояса"), пользовался длинным смычком и "каса́лся деления самым кончиком". Он добавлял: "Я находил очень немногих, кто верил бы, что он мог играть так, держа инструмент в такой позиции". Он ввёл в Англию приём постановки большого пальца на палочку смычка. Масштаб его влияния можно понять из трактата Джона Лентона "Забава джентльмена" (1693), где музыкантам советовали не держать скрипку "так низко, как у пояса, что есть полукарикатурный способ, используемый некоторыми в подражание итальянцам".

Норт хвалил Матейса как за его красноречивое кантиленное звучание (его "аркату"), так и за разнообразие стаккатных штрихов в его арсенале. Четыре тома музыки для скрипки соло раскрывают многие стороны его исполнительства, столь впечатлившие англичан. Матейс утверждал, что он "пытался приспособиться к музыкальным вкусам жителей этой страны, хотя не в такой степени, чтобы слишком удалиться от итальянской школы". Как показал Тилмут (всё ещё автор самого фундаментального исследования Матейса), в его произведениях ясно ощущается дыхание нового стиля. Манер вариационного развития уступает место размаху и спонтанности итальянской школы, а разнообразие штрихов намного превосходит всё остальное в английских источниках. Его гармонический язык насыщен диссонансами, а музыка колеблется между бодрыми танцевальными сочинениями и более учёным стилем. "Разорванный пассаж" и "Фантазия" ля минор (обе без баса) из второй книги (прелюдия и фуга) демонстрируют и продвинутую скрипичную технику, и впечатляющее владение хорошо структурированным контрапунктом.

Добавленные вторые партии для скрипки в "Айрах" в целом не представляют большого интереса. Но несколько подлинных ансамблевых пьес сохранились в рукописях, включая великолепное "Граунд" в ре минор для трёх скрипок, которое со своими энергичными ритмами и диссонансами выглядит как произведение итальянца, воспринявшего нечто от английского вкуса.

Произведения

Инструментальные сочинения

  • "Разные арии … прелюдии, аллеманды, сарабанды, куранты, жиги, фантазии, менуэты и другие токкаты на двух струнах, книга первая, книга вторая" ("Arie diverse … preludy, alemande, sarabande, correnti, gighe, fantasie, minuite ed altre toccate a due corde, libro primo, libro secondo")
  • "Айры … Прелюдии, аллеманды, сарабанды, корранты, жиги, дивизии и двойные композиции, часть первая, и другие айры, часть вторая" ("Ayrs … Preludes, Allmands, Sarabands, Courantes, Gigues, Divisions and Double Compositions, 1st Part, and Other Ayrs, 2nd Part")
  • "Айры … Прелюдии, фуги, аллеманды, сарабанды, корранты, жиги, фантазии, дивизии … части третья и четвёртая" ("Ayres … Preludes, Fuges, Allmands, Sarabands, Courants, Gigues, Fancies, Divisions … 3rd and 4th Parts")
  • "Другие айры и пьесы, часть четвёртая, и вторая партия дисканта частей третьей и четвёртой" ("Other Ayrs and Pieces, 4th Part, and The 2nd Treble of the 3rd and 4th Parts")
  • "Соло ля мажор для второй скрипки и бассо континуо" ("Solo, ля мажор, вторая скрипка, бассо континуo")

Вокальные сочинения

  • "Когда я гляжу на лицо Сильвии" ("When e’er I gaze on Sylvia’s face")
  • "Придите, придите! Великие сыны искусства" ("Assist, assist! You mighty sons of art")
  • "Собрание новых песен, книга 1" ("A Collection of New Songs, книга 1")
  • "Собрание новых песен, книга 2" ("A Collection of New Songs, книга 2")

Теоретические труды

  • "Ложные консонансы музыки, позволяющие научиться самому аккомпанировать на гитаре по партии" ("Le false consonanse della musica per poter apprendere a toccar da se medesimo la chitarra sopra la parte")

Ноты сочинений Никола Маттейса - старшего на сайте библиотеки IMSLP