Мато, Жан-Батист
1663 - 1746
Назад
Matho, Jean-Baptiste
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Французский композитор. Его имя впервые упоминается в Mercure galant в августе 1687 года, но более подробная информация появляется в номере за май 1688 года: мадам Дофина выбрала М. Мато из состава musique du roy для того, чтобы он преподавал ей. Он уже приобрёл большую известность благодаря своему голосу и знаниям музыки. В прошлом году он дал дивертисмент или пастораль под названием Tircis et Célimène (Тирсис и Селимена), исполненный в Марли перед королём и в апартаментах Версаля с большим успехом. Текст написал М. Морель, который был оценён за естественный стиль.
В октябре 1699 года Mercure упоминает постановку оперы Coronis (Кроносис) в королевских апартаментах Фонтенбло, хотя «ни король, ни их британские величества не слышали музыку, которую сочли очень красивой». Coronis была исполнена снова через три дня, 21 октября 1699 года.
Согласно Journal du marquis de Dangeau (24 апреля 1700), герцог Бургундии предоставил Мато пенсию, поскольку тот обучал его пению. Coronis была возрождена перед герцогом 22 октября 1702 года и оставалась единственным оперным произведением, исполненным во время всего пребывания двора в Фонтенбло. В 1703 году Мато появляется в Клагни. В августе того года Philémon et Baucis (Филемон и Бавкис) была поставлена Николя де Малезьё на торжества в Шато де Шатене в честь герцога и герцогини Мена. Mercure опубликовал весь текст с хвалебным комментарием. Также известно, что Мато сочинил мотет для офертория мессы для этого события. Он продолжал сочинять музыкальные дивертисменты для комедий в Шатене с Le Prince de Catay (Принц Катаи) (1704), La Tarentole (Тарантола) (1705) и L’hôte de Lemnos (Гость Лемноса) (1707).
Статья в Journal du marquis de Dangeau (сентябрь 1714) подразумевает, что Мато выполнял обязанности заместителя Лаланда в королевской капелле: «Когда он [Лаланд] нездоров и не может исполнять свои обязанности, Мато отбивает время вместо него, и по этой причине, а также потому что он всегда присутствует на musiques du roy вечером, король увеличивает пенсию Мато».
Le ballet de la jeunesse [L’union de la jeunesse avec la sagesse] (Балет юности [Объединение юности с мудростью]) был исполнен 16 февраля 1718 года в честь восьмилетия Людовика XV. В августе 1720 года Мато был назначен maître de musique du roi и maître de musique des enfants de France. В 1734 году он ушёл на полупенсию, а в 1735 году полностью оставил пост, при этом, кажется, сохранял должность в королевской капелле до своей смерти. Его дочери Андре Дениз была предоставлена пенсия в 400 ливров за его службу королю.
Современные отчёты о произведениях Мато единодушно положительные, иногда переполненные похвалой. Mercure galant писал о Tircis et Célimène (Тирсис и Селимена): «Музыка крайне изящна и со вкусом, с превосходной проработкой и артикуляцией: пение волнует, симфония гармонична, а хоры приятны и уместно заполнены». О Philémon et Baucis (Филемон и Бавкис) сообщалось: «Все согласились, что Матаут превзошёл себя и в выражении слов, и в превосходстве вокальной музыки, и в восхитительных скрипичных ариах, которые чередовались с пением». Единственным неудачным событием был провал Arion (Арион), единственной трагедии в музыке Мато, но так как это произошло в период общего кризиса в Опере, это не имеет большого значения. К сожалению, большая часть творчества Мато утрачена. Ни его религиозные произведения, ни comédies-ballets (крайне редкий жанр для того периода) не сохранились. Philémon et Baucis и скрипичные ариа утрачены, как и Le ballet de la jeunesse (Балет юности [Объединение юности с мудростью]). Несколько сохранившихся работ показывают, что он писал в чисто французской традиции, сопротивляясь любому итальянскому влиянию, уделяя большое внимание драматическому выражению и качеству оркестрового письма. Шторм в Arion (Арион), который, в отличие от других «штормов» того периода, полностью оркестровый и без хоровых частей, примечателен четырёхкратным удвоением басовой партии: бас-виол, 1-я и 2-я бас-скрипки и фагот. Оркестровое письмо занимает восемь партий, что было уникально для того времени, с тонким удвоением и обменом мелодических линий между партиями. Начиная с Coronis (Кроносис), сложное контрапунктическое письмо некоторых хоров Мато отходит от традиции Лалли, и благодаря вниманию к драматическому выражению его хроматизм значительно опережает время.
Мато писал в чисто французской традиции, избегая итальянского влияния. Основное внимание уделялось драматическому выражению, гармоничности оркестровых партий и качеству вокального исполнения. Он создавал оперы, пасторали, комедийно-балетные произведения, мотеты, ариетты, инструментальную и вокальную музыку. Сохранившиеся работы показывают высокий уровень контрапунктического мастерства и изобретательность в оркестровой фактуре.
Сценические:
Вокальные:
Ноты сочинений Жана-Батиста Мато на сайте библиотеки IMSLP