Мато, Жан-Батист
1663 - 1746

Назад

Жан-Батист Мато (Jean-Baptiste Matho) - Французский композитор

Родился в 1660 году, Бретань - умер 16 марта 1746 года, Версаль.

Его имя впервые упоминается в "Меркурии Галант" за август 1687 года, но "Меркурий" за май 1688 года более информативен:

Мадам Дофина выбрала мэтра Мато из королевской музыкальной школы, чтобы он оказал ей честь обучать ее. Он уже приобрел большую известность благодаря своему голосу... и своим познаниям в музыке.... В прошлом году он поставил дивертисмент, или пастораль, под названием "Тирис и Селимена", который был исполнен в Марли перед королем и в версальских апартаментах под бурные аплодисменты. Месье Морель, который является членом королевского музыкального общества и камердинером мадам Дофины, написал эти слова, которые были сочтены очень приятными из-за естественного стиля автора.

В октябре 1699 года газета Mercure упомянула о представлении оперы "Коронис" в королевских покоях Фонтенбло, хотя "ни король, ни их британские величества не слышали музыки, которая была признана самой красивой". Коронация была проведена еще раз три дня спустя, 21 октября 1699 года.

Согласно "Журналу маркиза де Данжо" (24 апреля 1700 года), герцог Бургундский назначил Мато, который учил его пению, пенсию. "Корона" была возрождена в присутствии герцога 22 октября 1702 года и стала единственным оперным произведением, исполненным за все время пребывания двора в Фонтенбло. Затем, в 1703 году, Мато был приглашен в Кланьи. В августе того же года Николя де Малезье представил "Филемона и Бавкиду" на празднествах в Шатене в честь герцога и герцогини Мэн. Mercure напечатал весь текст вместе с хвалебным комментарием. Известно также, что Мато сочинил мотет для мессы по тому же случаю. Он продолжал писать музыкальные дивертисменты для комедий "Принц Катай" (1704), "Тарантоль" (1705) и "Отель на Лемносе" (1707) в Шатене.

В статье, опубликованной в "Journal du marquis de Dangeau" (сентябрь 1714 года), говорится, что Мато был заместителем Лаланда в королевской часовне: "Когда он [Лаланд] нездоров и не может выполнять свои обязанности, Мато отбивает время вместо него, и по этой причине, и потому, что он всегда на месте по вечерам в королевском театре король увеличивает пенсию Мато’.

"Балет молодости" был поставлен 16 февраля 1718 года в честь восьмилетия Людовика XV, которое исполнилось накануне. В августе 1720 года Мато был назначен мэтром королевской музыки, а также мэтром музыки детей Франции. В 1734 году он ушел на пенсию, и Ж.-Н.-П. Руайе был назначен совместным мэтром музыки во Франции. В следующем году Мато подал в отставку, и Руайе добился возвращения этой должности. Однако Мато, по-видимому, сохранял свое положение в королевской часовне до самой своей смерти. Его дочери Андре Дениз была назначена пенсия в размере 400 ливров за его работу на королевской службе.

Современные отзывы о работах Мато единодушно положительны, иногда переполнены похвалами. Журнал Mercure galant написал о Tircis et Célimène: "Его музыка чрезвычайно изящна и написана в хорошем вкусе, с превосходным исполнением и артикуляцией: пение трогательное, симфония гармоничная, а припевы приятные и наполнены соответствующим образом’. Тот же журнал писал о Филемоне и Бавкиде: "Все сходились во мнении, что Мато превзошел самого себя как в выразительности слов, так и в совершенстве вокальной музыки, а также в восхитительных скрипичных мелодиях, которые чередовались с пением’. Единственным неприятным событием стал провал "Ариона", единственной музыкальной трагедии Мато, но, поскольку это произошло в период общего кризиса в опере, это не имеет большого значения. К сожалению, значительная часть произведений Мато утрачена. Ни его религиозные произведения, ни комедии-балеты (крайне редкий жанр в то время) не сохранились. "Филемон и Бавкида" и его арии для скрипки утрачены, как и "Балет молодости". Его немногие сохранившиеся произведения показывают, что он писал в чисто французских традициях, сопротивляясь любому итальянскому влиянию, но уделяя большое внимание драматургической выразительности и качеству своего оркестрового письма. "Буря" в "Арионе", которая, в отличие от других "бурь" того периода, полностью оркестровая и без хоровых пассажей, примечательна тем, что партия баса увеличена вчетверо: бас-виола, 1-я и 2-я басовые скрипки и фагот. Таким образом, оркестровая композиция состоит из восьми тактов, что на тот момент было уникальным явлением, с тонким удвоением и сменой мелодических паттернов между партиями. Начиная с "Корониса", утонченное контрапунктическое исполнение некоторых хоров Мато порывает с традициями Люлли, а его стремление к драматической выразительности значительно опережает хроматизм своего времени.

Ноты сочинений Жана-Батиста Мато на сайте библиотеки IMSLP