Маттейс, Никола - младший
конец 1670-х - 1737

Назад

Никола - младший Маттейс (Nicola Matheis) - Английский скрипач и композитор, сын Никола Маттейса

Родился в конце 1670-х годов - умер 23 октября 1737 года, Вена. 

О том, что он, вероятно, родился в конце 1670-х годов, свидетельствует "Балето для юного Николы" в рукописном томе его отца, который может быть датирован примерно 1682 годом. Он учился игре на скрипке у своего отца, хотя Роджер Норт, который видел, как он "во фраке играл на гитаре своего отца", находил его игру женственной по сравнению с мужественными манерами отца. К концу столетия он добился большого успеха как исполнитель в Лондоне, но вскоре уехал в Вену, где 1 июля 1700 года стал скрипачом при дворе Габсбургов. В том же году он женился на вдове Сюзанне Тимперли. В 1712 году он стал там заведующим кафедрой инструментальной музыки и большую часть своей жизни в Вене был также главным скрипачом Хофкапеллы и музыкальным руководителем придворных балов. С 1714 года одной из его главных обязанностей стало сочинение музыки к балетам придворных опер, следуя традициям Вольфганга Эбнера, И.Х. Шмельцера и других. Этим он продолжал заниматься и после того, как в 1730 году ушел в отставку с действительной службы в качестве скрипача.

Медленные части скрипичной сонаты Маттейса, опубликованной в 1704 году, свидетельствуют о мастерском владении стилем кантабиле Корелли. Некоторые из других его инструментальных произведений были известны в Дрездене; в 1710 году там был исполнен концерт для скрипки с оркестром, в который входил Антонио Лотти. Однако основная часть его сохранившихся работ состоит из балетной музыки, написанной для включения в серию опер венских придворных композиторов, в первую очередь Фукса, Конти, Зиани, Калдары и Предьери. В балетах, как правило, есть заключения к каждому акту, но иногда они выполняют драматическую функцию в рамках одного акта. Музыка более легкого характера написана в короткой партитуре только для высоких и басовых инструментов, но в некоторых случаях, как, например, в "Констанце и Фортецце", написанной в сотрудничестве с Фуксом для коронации Карла VI в Праге, требуется более полный ансамбль, включая антифонные духовые или хор с четырехголосным струнным ансамблем. Среди танцев преобладают французские формы и стили, но также заметны экзотические или программные элементы. Около 20 танцев получили название "ария-гротеска" - тип танца, который включает в себя необычные прыжки, движения и жесты с преобладанием синкопирования. Единство тональности в балетах Маттейса иногда нарушается введением родственных или даже чуждых тональных центров, что отличает эти произведения от его скрипичных сонат. Что касается инструментовки, то он использовал разнообразные возможности Габсбургской хофкапеллы, иногда используя такие инструменты, как корнет и шалюмо; например, музыка к балету "Ормисда" Калдары включает пассекайю с трио для двух флейт и шалюмо. Экстравагантные рисунки в строках Маттеиса указывают на возможное влияние композиций Маттеиса старшего и его стиля исполнения.

Ноты сочинений Никола - младшего Маттейса на сайте библиотеки IMSLP