Маттейс - младший, Никола
.... - 1737

Назад

Matheis, Nicola

Портрет композитора Никола Маттейс - младший

  • Дата рождения: около конца 1670-х годов
  • Место рождения: Англия (вероятно, Лондон)
  • Дата смерти: 23 октября 1737 года
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Никола Матейс-младший был английским скрипачом и композитором, сыном Николы Матейса-старшего. Вероятно, он родился в конце 1670-х годов: об этом свидетельствует "Баллетто для юного Никола", созданное его отцом около 1682 года. Первые уроки игры на скрипке он получил у своего отца. Роджер Норт, видевший его "в камзоле, играющим под аккомпанемент гитары отца", отмечал, что манера игры сына казалась изнеженной по сравнению с более "мужественным" стилем отца.

К концу XVII века Матейс уже пользовался успехом в Лондоне как скрипач, но вскоре переехал в Вену. 1 июля 1700 года он поступил на службу в Габсбургский двор как скрипач, а в том же году женился на вдове Сюзанне Тимперли. В 1712 году был назначен директором инструментальной музыки при дворе, а также главным скрипачом капеллы и музыкальным руководителем придворных балов. С 1714 года одной из его главных обязанностей стало сочинение балетной музыки для вставок в оперы композиторов венского двора (Фукс, Конти, Дзани, Кальдара, Предьери). После выхода в отставку в 1730 году Матейс продолжал писать музыку для придворных спектаклей.

Творчество

Ранние произведения Матейса включают сонаты для скрипки и бассо континуо, изданные в Лондоне в 1704 году, где особенно выразительны медленные части, выполненные в певучем стиле Корелли. Его инструментальные сочинения были известны и за пределами Вены: так, скрипичный концерт Матейса исполнялся в Дрездене в 1710 году Антонио Лотти и другими выдающимися музыкантами.

Основная часть его наследия — музыка для балетов, предназначенных для вставок в оперы-сериа. Обычно балеты завершали действия, но иногда имели и драматическую функцию внутри акта. В характере музыки заметно преобладание французских форм и танцевальных жанров, однако встречаются и экзотические, программные элементы. Около 20 номеров отмечены как "гротескная ария", где использовались необычные прыжки, жесты и синкопы.

Венская капелла предоставляла богатые инструментальные ресурсы, которыми Матейс активно пользовался. Например, в балете к опере Кальдары "Ормисда" встречается пассакалья с трио для двух флейт и шалюмо. Его струнная фактура отличается виртуозной и пышной орнаментикой, восходящей к стилю Николы Матейса-старшего.

Произведения

Балетная музыка

  • "Разочарованный глупец" ("Lo sciocco deluso")
  • Музыка к 59 балетам (1714–1737), вставленным в оперы К. Конти, М. Дзани, А. Кальдары, А. Лотти, Й.Й. Фукса, Дж. Бонончини и других композиторов.

Инструментальные сочинения

  • "Соната для скрипки и бассо континуо" ("Sonata, скрипка и бассо континуо")
  • "Соната для скрипки и бассо континуо" ("Sonata, скрипка и бассо континуo")
  • "Камерная соната для 2 скрипок и бассо континуо" ("Sonata da camera, 2 скрипки и бассо континуo")
  • "Концерт для скрипки" ("Концерт для скрипки")

Ноты сочинений Никола Маттейса - младшего на сайте библиотеки IMSLP