Маттейс - младший, Никола
.... - 1737

Назад

Matheis, Nicola

  • Дата рождения: около конца 1670-х годов
  • Место рождения: Англия (вероятно, Лондон)
  • Дата смерти: 23 октября 1737 года
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Никола Матейс-младший был английским скрипачом и композитором, сыном Никола Матейса-старшего. Вероятно, он родился в конце 1670-х годов: об этом свидетельствует Balleto for Young Nicola (Баллетто для юного Никола), созданное его отцом около 1682 года. Первые уроки игры на скрипке он получил у своего отца. Роджер Норт, видевший его «в камзоле, играющим под аккомпанемент гитары отца», отмечал, что манера игры сына казалась изнеженной по сравнению с более «мужественным» стилем отца.

К концу XVII века Матейс уже пользовался успехом в Лондоне как скрипач, но вскоре переехал в Вену. 1 июля 1700 года он поступил на службу в Габсбургский двор как скрипач, а в том же году женился на вдове Сюзанне Тимперли. В 1712 году был назначен директором инструментальной музыки при дворе, а также главным скрипачом капеллы и музыкальным руководителем придворных балов. С 1714 года одной из его главных обязанностей стало сочинение балетной музыки для вставок в оперы композиторов венского двора (Фукс, Конти, Дзиани, Кальдара, Предьери). После выхода в отставку в 1730 году Матейс продолжал писать музыку для придворных спектаклей.

Творчество

Ранние произведения Матейса включают сонаты для скрипки и бассо континуо, изданные в Лондоне в 1704 году, где особенно выразительны медленные части, выполненные в пениийном стиле Корелли. Его инструментальные сочинения были известны и за пределами Вены: так, скрипичный концерт Матейса исполнялся в Дрездене в 1710 году Антонио Лотти и другими выдающимися музыкантами.

Основная часть его наследия — музыка для балетов, предназначенных для вставок в оперы seria. Обычно балеты завершали действия, но иногда имели и драматическую функцию внутри акта. В характере музыки заметно преобладание французских форм и танцевальных жанров, однако встречаются и экзотические, программные элементы. Около 20 номеров отмечены как aria grotesca (гротескная ария), где использовались необычные прыжки, жесты и синкопы.

Венская капелла предоставляла богатые инструментальные ресурсы, которыми Матейс активно пользовался. Например, в балете к опере Кальдары Ormisda встречается пассакалья с трио для двух флейт и шалюмо. Его струнная фактура отличается виртуозной и пышной орнаментикой, восходящей к стилю Никола Матейса-старшего.

Произведения

  • Музыка к 59 балетам (1714–1737), вставленным в оперы К. Конти, М. Дзиани, А. Кальдары, А. Лотти, Й.Й. Фукса, Дж. Бонончини и др.
  • Балет Lo sciocco deluso (Разочарованный глупец), 1729
  • Sonata, скрипка и бассо континуо (Лондон, 1704)
  • Sonata, скрипка и бассо континуо (рукопись, Британская библиотека)
  • Sonata da camera, 2 скрипки и бассо континуо (Дрезден)
  • Концерт для скрипки (Дрезден)

Ноты сочинений Никола Маттейса - младшего на сайте библиотеки IMSLP