Массенцио, Доменико
.... - 1650

Назад

Massenzio, Domenico

  • Дата рождения: неизвестна
  • Место рождения: Рончильоне, рядом с Римом, Италия
  • Дата смерти: 1650
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Итальянский композитор. В юности вместе с другими будущими важными фигурами римской музыки был мальчиком-певцом в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме, где учился у Дж.Б. Нанино. Его голос сломался в 1601 году, и его имя вновь появляется в документах как тенор в 1604–1605 годах. В 1606 году поступил в Римский семинарий на четырёхлетнее обучение под руководством Агадзари и, возможно, Г.Ф. Анерио. Безуспешно подавал заявление на должность певца в папской капелле в декабре 1608 года и снова в 1616 году. С сентября 1610 по апрель 1611 года пел тенором в Cappella Giulia под руководством Сориано, а в 1612 году сменил Анерио на посту маэстро ди капелла в Римском семинарии. Был каноником собора Рончильоне с 1612 по 1614 год и маэстро в Иезуитской конгрегации благородных с 1616 по 1618 год. Его таланты использовались различными учреждениями: в церкви Джезу с 1621 по 1623 год (маэстро в 1623), в Collegio Inglese с 1624 по 1626 год и в 1620-х годах для ведения полихоров Cappella Giulia. В 1643 году стал каноником в церкви Санта Мария ин Виа Лата в Риме.

Творчество

Массенцио публиковал тома мотетов, преимущественно раннего периода, восемь сборников псалмов (один для компленора, остальные для вечерни) и один том светской музыки. Большинство произведений вышли в начале 1630-х годов (два тома утрачены). Стиль Массенцио характерен для концертато-идиомы, преобладавшей в римской церковной музыке после 1600 года. Композитор предпочитал сквозное письмо, всё более свободное от конвенций stile antico. Некоторые псалмы меняют состав инструментов от стиха к стиху, что известно как «concertato alla romana». Коллекция мотетов 1631 года демонстрирует творческие приемы, такие как эхо-эффекты, а отдельные голоса исполняют особые роли.

Произведения

Церковная музыка:

  • Sacrae cantiones, liber I (Священные песнопения, книга I), 1–5 голосов, basso continuo (орган) (1612)
  • Motecta … una cum litaniis BVM, liber II (Мотеты … с литаниями Пресвятой Девы, книга II), 2–5 голосов, basso continuo (орган) (1614)
  • Sacrorum cantuum … una cum litaniis BVM, liber III (Священные песнопения … с литаниями Пресвятой Девы, книга III), 3–6 голосов, basso continuo (орган) (Рончильоне, 1616)
  • Sacrarum modulationum, liber IV (Священные модуляции, книга IV), 1–5 голосов, basso continuo (орган) (1618)
  • Psalmi qui in vesperis … liber I (Псалмы вечерни, книга I), 4–5 голосов, basso continuo (орган) (1618)
  • Completorium integrum cum Ave regina, Salve regina e motecta, op.8 (Полный компленор с «Ave regina», «Salve regina» и мотетами, опус 8), 2, 8 голосов, basso continuo (орган) (1630)
  • Psalmodia vespertina cum Regina caeli et Magnificat, op.9 (Вечерняя псалмодия с «Regina caeli» и «Magnificat», опус 9), 8 голосов, basso continuo (орган) (1631)
  • Sacri motetti … con la sequenza di Pentecoste et letanie, libro V, op.10 (Священные мотеты … с последовательностью Пятидесятницы и литаниями, книга V, опус 10), 2 и более голосов, basso continuo (орган) (1631)
  • Salmi vespertini … libro III, op.11 (Вечерние псалмы, книга III, опус 11), 4 голоса, basso continuo (1632)
  • Libro quarto de’ salmi per il Vespero … Ave maris stella, op.12 (Четвёртая книга вечерних псалмов … «Ave maris stella», опус 12), 2 хора (1634)
  • Quinto libro de salmi vespertini, op.15 (Пятая книга вечерних псалмов, опус 15), 5 голосов, basso continuo (1635)
  • Libro sesto dei salmi Davidici vespertini intieri, op.16 (Шестая книга целых вечерних Давидовых псалмов, опус 16), 4 голоса, basso continuo (1636)
  • Davidica psalmodia vespertina, liber VII, op.17 (Давидова вечерняя псалмодия, книга VII, 4 голоса, орган) (1643)
  • Concerti spirituali (Духовные концерты), 2–5 голосов, орган (1682); возможно утрачено

Светская музыка:

  • Scelta di madrigali, canzonette, villanelle, romanesche, ruggieri et una canzone sopra la follia (Выбор мадригалов, канцонетт, вилланелл, романских песен, руджери и одна песня «о безумии»), 1–4 голоса, для исполнения на любом инструменте (1629)

Ноты сочинений Доменико Массенцио на сайте библиотеки IMSLP