Мартини, Джованни Баттиста
1706 - 1784

Назад

Martini, Giovanni Battista

  • Дата рождения: 24 апреля 1706 года
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: 3 августа 1784 года
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Джованни Баттиста Мартини (известный также как Padre Martini) — итальянский композитор, музыкальный теоретик, педагог и историк музыки, один из наиболее известных музыкантов XVIII века. Современники называли его «Богом музыки нашего времени». Первые уроки он получил от своего отца Антонио Марии, скрипача и виолончелиста. Позднее учился у Анджело Предьери, Джованни Антонио Ричьери, Франческо Антонио Пистокки (пение) и Джакомо Антонио Перти (композиция).

В 1721 году Мартини поступил в францисканский монастырь в Луго ди Романья, а в 1722 году вернулся в Болонью, где стал органистом церкви Сан Франческо. В 1725 году он занял должность maestro di cappella этой церкви и оставался на этом посту до последних лет своей жизни, живя в монастыре при храме. В том же году принял малые духовные чины, а в 1729 году был рукоположен в священники.

С ранних лет он проявлял выдающийся интерес к науке и искусству. Его первая публикация — Litaniae atque antiphonae finales Beatae Virginis Mariae — вышла в 1734 году. В 1758 году он был избран членом Болонской Академии наук, представив трактат «Dissertatio de usu progressionis geometricae in musica». В том же году его приняли в Болонскую филармоническую академию, несмотря на правило, запрещавшее членство монахов. В 1776 году Мартини был избран также членом римской Академии Аркадии под именем Аристоксен Амфионей.

Мартини редко покидал Болонью, лишь несколько раз побывав во Флоренции, Сиене, Пизе и Риме. Ему предлагали посты в Ватикане и других городах, но он предпочёл остаться в родном городе. Несмотря на слабое здоровье, он до конца жизни продолжал активно работать, занимаясь композицией, преподаванием и научной деятельностью. Его преемником на посту maestro di cappella стал ученик и верный помощник Падре Станислао Маттеи.

Мартини пользовался уважением и любовью современников. Чарльз Бёрни писал о нём как о человеке необычайно тёплого характера, а юный Моцарт называл его «тем, кого люблю, почитаю и уважаю больше всех на свете».

Творчество

Мартини был автором духовных и светских сочинений, хотя композиторская деятельность занимала лишь часть его жизни. Его Sonate d’intavolatura (1742) демонстрируют мастерство полифонического письма и знакомство с немецкой органной традицией, включая музыку И. С. Баха. Однако чаще он писал в более современном гомофонном стиле, свойственном середине XVIII века. Его сочинения для церкви тяготели к сохранению традиций, особенно к тесной связи с григорианским хоралом (canto fermo).

Он опубликовал всего несколько сборников своей музыки при жизни, главным образом духовной. Мартини не стремился к новаторству в музыкальной форме, но его значение заключалось в синтезе традиции и современности, а также в педагогике и теории.

Особое место занимают его теоретические труды:

  • Esemplare, o sia Saggio fondamentale pratico di contrappunto (1774–1776) — практическое руководство по контрапункту, основанное на примерах, а не на правилах.
  • Storia della musica (История музыки) — масштабный труд, из которого успели выйти только три тома, посвящённые музыке Древней Греции. Несмотря на ограниченность охвата, труд содержит ценные наблюдения о различии между canto fermo и canto figurato.

Мартини был не только учёным и композитором, но и страстным собирателем: его библиотека насчитывала около 17 тысяч томов, а коллекция портретов музыкантов достигла 300 экземпляров. Оба собрания легли в основу современного Музыкального библиографического музея в Болонье.

Ученики

Мартини обучил свыше 100 музыкантов, среди которых — Иоганн Кристиан Бах, Фердинандо Бертон, Андре Гретри, Никколо Йоммелли, Вольфганг Амадей Моцарт и Иоганн Готлиб Науман. Его главным предметом было обучение контрапункту, и многие ученики готовились у него к вступительным экзаменам в Болонскую филармоническую академию.

Произведения

Священная вокальная музыка

  • Оратории: L’assunzione di Salomone al trono d’Israello (Возведение Соломона на престол Израиля, текст G. Melani), Болонья, S Maria di Galliera, 1734; S Pietro (N. Coluzzi), 1738; S Pietro, 1739; Il sagrificio d’Abramo (Жертвоприношение Авраама), незавершённая работа; Deposizione dalla croce (Снятие с креста), утрачена.
  • Litaniae atque antiphonae finales Beatae Virginis Mariae, 4 голоса, орган и инструменты, оп.1 (Болонья, 1734).
  • Произведения в сборнике La recreazione spirituale nella musica (Болонья, 1730).
  • Около 32 месс, включая: 12 месс для 4 голосов с инструментами (включая реквием), 2 месс для 8 голосов с инструментами; 3 месс для 4 голосов (2 с органом, включая Missa pro defunctis); 3 месс для 8 голосов (включая Messa de’ morti с органом); 5 кратких месс, 8 голосов, с инструментами; 7 месс для 2–3 голосов; 40 серий Proprium Missae; около 101 интроит, 25 градуалов, 26 оффициумов, 32 коммунии; 54 резонансных произведений Hebdomadae Sanctae; около 198 псалмов с инструментами (51 с двойным хором), включая 2 Salmi concertati; Laudate pueri; 26 Magnificat, включая Magnificat a 8 (1746); 5 Nunc dimittis; многочисленные вечерни, гимны, последовательности, антифоны и литании, включая De profundis и Domine ad adjuvandum; мотеты, включая Motetti, 4 голоса, 6 еухаристических мотетов; Ego sum panis (1753).

Светская вокальная музыка

  • 5 интерактивных произведений: Azione teatrale (1726); La Dirindina (G. Gigli, 1731); L’impresario delle Canarie (Metastasio, 1744, факсимиле, Болонья, 1984); Il maestro di musica (1746); Don Chisciotte (1746); и другая сценическая музыка.
  • Множество арий и канонов, включая 52 канона для 2–4 голосов (Венеция, 1785); кантаты и дуэты, включая Duetti da camera (Болонья, 1763).

Инструментальная музыка

  • 24 симфонии, включая Sinfonia a 4; 4 симфонии; Sinfonia con violoncello e violino obbligati; концерт для виолончели и струнных.
  • 12 концертов для различных инструментов, включая: концерт для клавесина и струнных, концерты для органа, скрипки, флейты, трубы и струнных.
  • 96 клавирных сонат, включая Sonate d’intavolatura per l’organo e ’l cembalo (Амстердам, 1742), 12 Sonate d’intavolatura, сонаты для органа и клавесина (Болонья, 1747), 1 соната для клавесина и несколько неопубликованных композиций.
  • 5 ансамблевых сонат, включая для виолончели, двух флейт и четырёх труб с оркестром.
  • Множество коротких литургических произведений для органа, включая 20 оригинальных композиций, 11 произведений и сонаты для органа.
  • Музыка к пьесе Trinummus (Плаут, Парма, 1780) и различные неозаглавленные клавирные и ансамблевые произведения.

Теоретические труды

  • Attestati in difesa del Sig. D. Jacopo Antonio Arrighi (Болонья, 1746).
  • Regola agli organisti per accompagnare il canto fermo (Правила для органистов по сопровождению canto fermo, Болонья, 1756).
  • Storia della musica, том I (1761), том II (1770), том III (1781).
  • Onomasticum, seu synopsis musicarum graecum atque obscuriorum vocum (1763).
  • Dissertatio de usu progressionis geometricae in musica (1767).
  • Compendio della teoria de’ numeri per uso del musico (1769).
  • Esemplare, o sia Saggio fondamentale pratico di contrappunto sopra il canto fermo, том I (1774), том II (1776).
  • Serie cronologica dei principi dell’Accademia dei filarmonici di Bologna (1776).
  • Lettere del Sig. Francesco Maria Zanotti, del padre Giambattista Martini, min. con., del padre Giovenale Sacchi (Милан, 1782).

Ноты сочинений Джованни Баттиста Мартини на сайте библиотеки IMSLP