Мартини, Джованни Баттиста
1706 - 1784

Назад

Джованни Баттиста Мартини (Giovanni Battista Martini) - итальянский музыкальный писатель, педагог и композитор

  • Родился 24 апреля 1706 г. - Болонья.
  • Умер 3 августа 1784 г. - Болонья.

После смерти его называли "Dio della musica de’ nostri tempi" (бог музыки нашего времени), и он является одной из самых известных фигур в музыке 18-го века. Первые уроки музыки он получил у своего отца Антонио Марии, скрипача и виолончелиста; последующими учителями были Анджело Предьери, Джованни Антонио Ричьери, Франческо Антонио Пистокки (пение) и Джакомо Антонио Перти (композиция). В 1721 году, после того как Мартини заявил о своем желании стать монахом, его отправили в францисканский монастырь в Луго-ди-Романья. В конце 1722 года он вернулся в Болонью и играл на органе в церкви Святого Франческо. В 1725 году он сменил падре Фердинандо Гриди на посту маэстро капеллы Святого Франческо. Он занимал этот пост до последних лет своей жизни и жил в монастыре при церкви. В 1725 году Мартини получил незначительный духовный сан, а четыре года спустя был рукоположен в сан священника. Его первые дошедшие до нас произведения датируются 1724 годом, а первая публикация его музыки появилась в 1734 году под названием "Литании в конце антифонов Девы Марии"; при его жизни были опубликованы только три других сборника его музыки, все светские. В 1758 году, в возрасте 52 лет, Мартини был избран членом Академии наук Болоньи после того, как представил “Диссертацию об использовании геометрической прогрессии в музыке”. В том же году он был принят в Филармоническую академию – в данном случае это было запоздалое признание, поскольку пришлось отменить правила, запрещающие прием монахов. Отношения Мартини с Академией являются предметом споров. Он, конечно же, не был автором Каталога трудов филармонической академии Болоньи, важной рукописи, долгое время приписываемой ему, но на самом деле написанной О. Пенной (около 1736 г.), хотя он участвовал в переработке части Каталога, результатом которой стала анонимная публикация “Хронологическая серия принципов Академии наук Болоньи” ("Филармонические вечера" в "Болонском дневнике", 1776). В любом случае, Мартини, по-видимому, оставался в некоторой степени независимым от Академии и ее членов. В 1776 году он был избран членом Аркадской академии в Риме под именем Аристоссено Анфионео. Мартини усердно занимался сочинительством и преподаванием и редко покидал Болонью. В 1759 году он посетил Флоренцию, Сиену и Пизу, а также несколько раз побывал в Риме. Ему предлагали должности в Ватикане и, возможно, в Падуе, но он предпочел остаться в своем родном городе. Хотя он дожил до 78 лет, у него, по-видимому, было слабое здоровье, что, возможно, и объясняет тот факт, что он так мало путешествовал. Согласно свидетельствам современников, ученик Мартини и преемник Святого Франческо, падре Станислао Маттеи, был с ним наедине, когда он умер; Сообщается, что последними словами Мартини, обращенными к Маттеи, были: "Я доволен, так что я буду ласков с тобой после того, как я уйду". Несмотря на отсутствие биографических подробностей, существует множество описаний чрезвычайно активной творческой жизни Мартини в различных областях. Он был самым необычным человеком: неутомимым работником с широкими интересами и огромной энергией, и в то же время теплым и жизнерадостным человеком. Берни писал о нем: После столь короткого знакомства ни один человек не нравился мне так сильно; и после нескольких часов беседы я чувствовал к нему такую же сдержанность, как к старому другу или любимому брату; невозможно было представить себе более сердечное доверие, особенно между двумя людьми, занимающимися одним и тем же делом. 20-летний Моцарт написал ему: “Я никогда не перестану горевать о том, что я далеко от того единственного человека в мире, которого я люблю, почитаю и ценю больше всего на свете”. Мартини по мере возможности воздерживался от полемики и личных конфликтов, но был тверд в своем мнении. Его отношения с Джордано Риккати в последние годы жизни и его отказ в 1776 году сотрудничать с предлагаемой Новой энциклопедией из-за ее "французской" ориентации в теории музыки показывают менее привлекательную сторону его характера. Ранее он проявлял своего рода пассивное сопротивление в ответ на запрос Рамо в Институт академии об официальном мнении по поводу его "Новых отражений принципа соноре" (1758-1799) и неизменно относился с подозрением – хотя и без серьезных научных возражений – к теориям Тартини о терцо суоно. Однако он поддерживал хорошие отношения с коллегами, взгляды которых не разделял (например, с Ф.А. Валлотти и самим Тартини). Его характер, показанный на портрете кисти Анджело Кресимбени, описан как смесь приветливости и скрытого высокомерия (Морелли). Уверенность в себе, основанная на его обширных знаниях, и несомненная щедрость послужили основой успеха и славы Мартини как преподавателя. Хотя масштабы его преподавательской деятельности с отдельными учениками не всегда ясны (она варьировалась от нескольких лет до нескольких уроков), по меньшей мере 69 композиторов многому научились у него, а 35 других получили менее четкие указания. Среди первых были И.К. Бах, Бертони, Гретри, Джоммелли, Моцарт и Науман; Мартини преподавал им в основном контрапункт, часто готовя продвинутых студентов к поступлению в Филармоническую академию. Он также посвятил некоторое время обучению пению, о чем свидетельствует ряд сохранившихся сольфеджио. Круг учеников Мартини был важен для его деятельности как коллекционера музыки и связанных с музыкой документов; вероятно, он использовал доходы от преподавания для увеличения своей музыкальной библиотеки, которая в 1770 году оценивалась Берни примерно в 17 000 томов. Личные контакты с самыми известными музыкантами, учеными и правителями Европы были ценны для достижения той же цели. Некоторые предметы, в том числе важная библиотека Эрколе Боттригари, перешли во владение Мартини по завещанию (1751); другие были либо приобретены, либо обменяны на копии его собственных ценных печатных работ. Одним из наиболее важных наследий Мартини является его обширная переписка (около 6000 писем), лишь малая часть которой была опубликована. Некоторые письма, вероятно, были рассеяны (или заменены другими документами) в 19 веке. Помимо писем таких известных личностей, как Дж.Ф. Агрикола, Берни, Герберт, Локателли, Марпург, Метастазио, Кванц, Рамо, Солер и Тартини, коллекция представляет собой один из важнейших источников для изучения музыкальной жизни и мысли 18-го века в Италии, особенно в в этом отношении речь идет о переписке с Джироламо Чити. Библиотека Мартини включает также коллекции писем трех ранних музыкантов - П.Ф. Този, Г.П. Колонны и Г.А. Перти. Мартини также собрал уникальную коллекцию портретов, включающую как современных, так и более ранних музыкантов. В 1773 году он утверждал, что владеет 80 такими портретами, а на момент его смерти коллекция насчитывала 300; похоже, что в последние годы его жизни изображение композитора стало очень востребованным символом статуса. Мартини сосредоточился на тех, кого он считал самыми знаменитыми древними и современными "науками о музыке", и особенно на тех, кто приобрел известность благодаря печатным изданиям. К ныне живущим музыкантам были обращены прямые просьбы написать портреты, и значительное внимание было уделено мастерам капеллы самых известных итальянских церквей, а также самым выдающимся театральным композиторам. Были также включены иностранные музыканты, некоторые из которых, например Антонио Эксимено, были противниками Мартини. После смерти Мартини коллекция понесла некоторые потери, но в 19-м и начале 20-го веков она также пополнялась. Вместе с большей частью библиотеки Мартини она послужила основой нынешнего Гражданского музея музыкальной библиографии в Болонье. Позиция Мартини как историка музыки основана на его "Истории музыки", из которой он смог завершить только три больших тома, не выходящих за рамки греческой музыки. Его взгляд на средневековую музыку раскрывается в подготовительной работе, которую он проделал в рукописи (датированной 1774-1784 гг.) для четвертого из запланированных пяти томов, которая является достаточно полной, чтобы указать на то, что Мартини не выходил за рамки традиционной схематизации XVI века, основанной на трех фигурах папы Григория, Гвидо из Ареццо. и Йоханнес де Мурис. В то время как Мартини применял новые научные стандарты к предыдущим работам (например, его изучение источников позволило ему опровергнуть предположение о том, что Йоханнес де Мурис был "изобретателем" музыкальных фигур), он не смог сформировать столь же всеобъемлющую картину, как та, которую представили менее эрудированные, но более прогрессивные авторы -смотрим Чарльза Берни во втором томе его Всеобщей истории (1782). "История музыки", хотя и несколько разочаровывающая с современной историографической точки зрения, содержит ценные наблюдения об интимной природе простой песни ("canto fermo") в отличие от "canto figurato". Возможно, лучше, чем любой другой автор 18-го века, писавший о музыке, Мартини выразил понимание различных чувств, которые регулируют монодическую и полифоническую, тонально ориентированную музыку, а также выразил убеждение, что благодаря глубокому пониманию особенностей, присущих модальной музыке, древняя чувственность может быть увековечена в современном музыкальном произведении. язык адаптирован к оригинальной природе "песни фермо".

Ноты сочинений Джованни Баттиста Мартини на сайте библиотеки IMSLP