Мартини, Джованни Баттиста
1706 - 1784
Назад
Martini, Giovanni Battista
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Баттиста Мартини был итальянским композитором, музыкальным теоретиком, педагогом и историком музыки, одним из наиболее известных музыкантов XVIII века. Современники называли его "Богом музыки нашего времени". Первые уроки он получил от своего отца Антонио Марии, скрипача и виолончелиста. Позднее учился у Анджело Предьери, Джованни Антонио Ричьери, Франческо Антонио Пистокки и Джакомо Антонио Перти.
В 1721 году Мартини поступил в францисканский монастырь в Луго ди Романья, а в 1722 году вернулся в Болонью, где стал органистом церкви Сан-Франческо. В 1725 году он занял должность маэстро капеллы этой церкви и оставался на этом посту до последних лет своей жизни, живя в монастыре при храме. В том же году принял малые духовные чины, а в 1729 году был рукоположен в священники.
С ранних лет он проявлял выдающийся интерес к науке и искусству. Его первая публикация вышла в 1734 году. В 1758 году он был избран членом Болонской Академии наук. В том же году его приняли в Болонскую филармоническую академию, несмотря на правило, запрещавшее членство монахов. В 1776 году Мартини был избран также членом римской Академии Аркадии.
Мартини редко покидал Болонью, лишь несколько раз побывав во Флоренции, Сиене, Пизе и Риме. Ему предлагали посты в Ватикане и других городах, но он предпочёл остаться в родном городе. Несмотря на слабое здоровье, он до конца жизни продолжал активно работать, занимаясь композицией, преподаванием и научной деятельностью.
Мартини пользовался уважением и любовью современников. Чарльз Бёрни писал о нём как о человеке необычайно тёплого характера, а юный Моцарт называл его "тем, кого люблю, почитаю и уважаю больше всех на свете".
Мартини был автором духовных и светских сочинений, хотя композиторская деятельность занимала лишь часть его жизни. Его "Сочинения для табулатуры" демонстрируют мастерство полифонического письма и знакомство с немецкой органной традицией, включая музыку И. С. Баха. Однако чаще он писал в более современном гомофонном стиле, свойственном середине XVIII века. Его сочинения для церкви тяготели к сохранению традиций, особенно к тесной связи с григорианским хоралом.
Особое место занимают его теоретические труды: "Практический образец основ контрапункта" - практическое руководство по контрапункту, основанное на примерах, а не на правилах, и "История музыки" - масштабный труд, из которого успели выйти только три тома, посвящённые музыке Древней Греции.
Мартини был не только учёным и композитором, но и страстным собирателем: его библиотека насчитывала около 17 тысяч томов, а коллекция портретов музыкантов достигла 300 экземпляров. Оба собрания легли в основу современного Музыкального библиографического музея в Болонье.
Духовная музыка
Светская музыка
Инструментальная музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Джованни Баттиста Мартини на сайте библиотеки IMSLP