Джованни Баттиста Мартини (известный также как Padre Martini) — итальянский композитор, музыкальный теоретик, педагог и историк музыки, один из наиболее известных музыкантов XVIII века. Современники называли его «Богом музыки нашего времени». Первые уроки он получил от своего отца Антонио Марии, скрипача и виолончелиста. Позднее учился у Анджело Предьери, Джованни Антонио Ричьери, Франческо Антонио Пистокки (пение) и Джакомо Антонио Перти (композиция).
В 1721 году Мартини поступил в францисканский монастырь в Луго ди Романья, а в 1722 году вернулся в Болонью, где стал органистом церкви Сан Франческо. В 1725 году он занял должность maestro di cappella этой церкви и оставался на этом посту до последних лет своей жизни, живя в монастыре при храме. В том же году принял малые духовные чины, а в 1729 году был рукоположен в священники.
С ранних лет он проявлял выдающийся интерес к науке и искусству. Его первая публикация — Litaniae atque antiphonae finales Beatae Virginis Mariae — вышла в 1734 году. В 1758 году он был избран членом Болонской Академии наук, представив трактат «Dissertatio de usu progressionis geometricae in musica». В том же году его приняли в Болонскую филармоническую академию, несмотря на правило, запрещавшее членство монахов. В 1776 году Мартини был избран также членом римской Академии Аркадии под именем Аристоксен Амфионей.
Мартини редко покидал Болонью, лишь несколько раз побывав во Флоренции, Сиене, Пизе и Риме. Ему предлагали посты в Ватикане и других городах, но он предпочёл остаться в родном городе. Несмотря на слабое здоровье, он до конца жизни продолжал активно работать, занимаясь композицией, преподаванием и научной деятельностью. Его преемником на посту maestro di cappella стал ученик и верный помощник Падре Станислао Маттеи.
Мартини пользовался уважением и любовью современников. Чарльз Бёрни писал о нём как о человеке необычайно тёплого характера, а юный Моцарт называл его «тем, кого люблю, почитаю и уважаю больше всех на свете».
Творчество
Мартини был автором духовных и светских сочинений, хотя композиторская деятельность занимала лишь часть его жизни. Его Sonate d’intavolatura (1742) демонстрируют мастерство полифонического письма и знакомство с немецкой органной традицией, включая музыку И. С. Баха. Однако чаще он писал в более современном гомофонном стиле, свойственном середине XVIII века. Его сочинения для церкви тяготели к сохранению традиций, особенно к тесной связи с григорианским хоралом (canto fermo).
Он опубликовал всего несколько сборников своей музыки при жизни, главным образом духовной. Мартини не стремился к новаторству в музыкальной форме, но его значение заключалось в синтезе традиции и современности, а также в педагогике и теории.
Особое место занимают его теоретические труды:
Esemplare, o sia Saggio fondamentale pratico di contrappunto (1774–1776) — практическое руководство по контрапункту, основанное на примерах, а не на правилах.
Storia della musica (История музыки) — масштабный труд, из которого успели выйти только три тома, посвящённые музыке Древней Греции. Несмотря на ограниченность охвата, труд содержит ценные наблюдения о различии между canto fermo и canto figurato.
Мартини был не только учёным и композитором, но и страстным собирателем: его библиотека насчитывала около 17 тысяч томов, а коллекция портретов музыкантов достигла 300 экземпляров. Оба собрания легли в основу современного Музыкального библиографического музея в Болонье.
Ученики
Мартини обучил свыше 100 музыкантов, среди которых — Иоганн Кристиан Бах, Фердинандо Бертон, Андре Гретри, Никколо Йоммелли, Вольфганг Амадей Моцарт и Иоганн Готлиб Науман. Его главным предметом было обучение контрапункту, и многие ученики готовились у него к вступительным экзаменам в Болонскую филармоническую академию.
Произведения
Священная вокальная музыка
Оратории: L’assunzione di Salomone al trono d’Israello (Возведение Соломона на престол Израиля, текст G. Melani), Болонья, S Maria di Galliera, 1734; S Pietro (N. Coluzzi), 1738; S Pietro, 1739; Il sagrificio d’Abramo (Жертвоприношение Авраама), незавершённая работа; Deposizione dalla croce (Снятие с креста), утрачена.
Litaniae atque antiphonae finales Beatae Virginis Mariae, 4 голоса, орган и инструменты, оп.1 (Болонья, 1734).
Произведения в сборнике La recreazione spirituale nella musica (Болонья, 1730).
Около 32 месс, включая: 12 месс для 4 голосов с инструментами (включая реквием), 2 месс для 8 голосов с инструментами; 3 месс для 4 голосов (2 с органом, включая Missa pro defunctis); 3 месс для 8 голосов (включая Messa de’ morti с органом); 5 кратких месс, 8 голосов, с инструментами; 7 месс для 2–3 голосов; 40 серий Proprium Missae; около 101 интроит, 25 градуалов, 26 оффициумов, 32 коммунии; 54 резонансных произведений Hebdomadae Sanctae; около 198 псалмов с инструментами (51 с двойным хором), включая 2 Salmi concertati; Laudate pueri; 26 Magnificat, включая Magnificat a 8 (1746); 5 Nunc dimittis; многочисленные вечерни, гимны, последовательности, антифоны и литании, включая De profundis и Domine ad adjuvandum; мотеты, включая Motetti, 4 голоса, 6 еухаристических мотетов; Ego sum panis (1753).
Светская вокальная музыка
5 интерактивных произведений: Azione teatrale (1726); La Dirindina (G. Gigli, 1731); L’impresario delle Canarie (Metastasio, 1744, факсимиле, Болонья, 1984); Il maestro di musica (1746); Don Chisciotte (1746); и другая сценическая музыка.
Множество арий и канонов, включая 52 канона для 2–4 голосов (Венеция, 1785); кантаты и дуэты, включая Duetti da camera (Болонья, 1763).
Инструментальная музыка
24 симфонии, включая Sinfonia a 4; 4 симфонии; Sinfonia con violoncello e violino obbligati; концерт для виолончели и струнных.
12 концертов для различных инструментов, включая: концерт для клавесина и струнных, концерты для органа, скрипки, флейты, трубы и струнных.
96 клавирных сонат, включая Sonate d’intavolatura per l’organo e ’l cembalo (Амстердам, 1742), 12 Sonate d’intavolatura, сонаты для органа и клавесина (Болонья, 1747), 1 соната для клавесина и несколько неопубликованных композиций.
5 ансамблевых сонат, включая для виолончели, двух флейт и четырёх труб с оркестром.
Множество коротких литургических произведений для органа, включая 20 оригинальных композиций, 11 произведений и сонаты для органа.
Музыка к пьесе Trinummus (Плаут, Парма, 1780) и различные неозаглавленные клавирные и ансамблевые произведения.
Теоретические труды
Attestati in difesa del Sig. D. Jacopo Antonio Arrighi (Болонья, 1746).
Regola agli organisti per accompagnare il canto fermo (Правила для органистов по сопровождению canto fermo, Болонья, 1756).
Storia della musica, том I (1761), том II (1770), том III (1781).
Onomasticum, seu synopsis musicarum graecum atque obscuriorum vocum (1763).
Dissertatio de usu progressionis geometricae in musica (1767).
Compendio della teoria de’ numeri per uso del musico (1769).
Esemplare, o sia Saggio fondamentale pratico di contrappunto sopra il canto fermo, том I (1774), том II (1776).
Serie cronologica dei principi dell’Accademia dei filarmonici di Bologna (1776).
Lettere del Sig. Francesco Maria Zanotti, del padre Giambattista Martini, min. con., del padre Giovenale Sacchi (Милан, 1782).