Мартини, Джованни Баттиста
1706 - 1784

Назад

Martini, Giovanni Battista

Портрет композитора Джованни Баттиста Мартини

  • Дата рождения: 24 апреля 1706 года
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: 3 августа 1784 года
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Джованни Баттиста Мартини был итальянским композитором, музыкальным теоретиком, педагогом и историком музыки, одним из наиболее известных музыкантов XVIII века. Современники называли его "Богом музыки нашего времени". Первые уроки он получил от своего отца Антонио Марии, скрипача и виолончелиста. Позднее учился у Анджело Предьери, Джованни Антонио Ричьери, Франческо Антонио Пистокки и Джакомо Антонио Перти.

В 1721 году Мартини поступил в францисканский монастырь в Луго ди Романья, а в 1722 году вернулся в Болонью, где стал органистом церкви Сан-Франческо. В 1725 году он занял должность маэстро капеллы этой церкви и оставался на этом посту до последних лет своей жизни, живя в монастыре при храме. В том же году принял малые духовные чины, а в 1729 году был рукоположен в священники.

С ранних лет он проявлял выдающийся интерес к науке и искусству. Его первая публикация вышла в 1734 году. В 1758 году он был избран членом Болонской Академии наук. В том же году его приняли в Болонскую филармоническую академию, несмотря на правило, запрещавшее членство монахов. В 1776 году Мартини был избран также членом римской Академии Аркадии.

Мартини редко покидал Болонью, лишь несколько раз побывав во Флоренции, Сиене, Пизе и Риме. Ему предлагали посты в Ватикане и других городах, но он предпочёл остаться в родном городе. Несмотря на слабое здоровье, он до конца жизни продолжал активно работать, занимаясь композицией, преподаванием и научной деятельностью.

Мартини пользовался уважением и любовью современников. Чарльз Бёрни писал о нём как о человеке необычайно тёплого характера, а юный Моцарт называл его "тем, кого люблю, почитаю и уважаю больше всех на свете".

Творчество

Мартини был автором духовных и светских сочинений, хотя композиторская деятельность занимала лишь часть его жизни. Его "Сочинения для табулатуры" демонстрируют мастерство полифонического письма и знакомство с немецкой органной традицией, включая музыку И. С. Баха. Однако чаще он писал в более современном гомофонном стиле, свойственном середине XVIII века. Его сочинения для церкви тяготели к сохранению традиций, особенно к тесной связи с григорианским хоралом.

Особое место занимают его теоретические труды: "Практический образец основ контрапункта" - практическое руководство по контрапункту, основанное на примерах, а не на правилах, и "История музыки" - масштабный труд, из которого успели выйти только три тома, посвящённые музыке Древней Греции.

Мартини был не только учёным и композитором, но и страстным собирателем: его библиотека насчитывала около 17 тысяч томов, а коллекция портретов музыкантов достигла 300 экземпляров. Оба собрания легли в основу современного Музыкального библиографического музея в Болонье.

Произведения

Духовная музыка

  • "Возведение Соломона на престол Израиля" ("L'assunzione di Salomone al trono d'Israello")
  • "Святой Пётр" ("S Pietro")
  • "Жертвоприношение Авраама" ("Il sagrificio d'Abramo")
  • "Снятие с креста" ("Deposizione dalla croce")
  • "Литании и заключительные антифоны Пресвятой Девы Марии" ("Litaniae atque antiphonae finales Beatae Virginis Mariae")
  • Около 32 месс, включая реквием
  • Около 198 псалмов с инструментами
  • 26 "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat")
  • Многочисленные мотеты, гимны, антифоны и литании

Светская музыка

  • "Дериндина" ("La Dirindina")
  • "Импресарио с Канарских островов" ("L'impresario delle Canarie")
  • "Учитель музыки" ("Il maestro di musica")
  • "Дон Кихот" ("Don Chisciotte")
  • Многочисленные арии, каноны, кантаты и дуэты

Инструментальная музыка

  • 24 симфонии
  • 12 концертов для различных инструментов
  • 96 клавирных сонат
  • 5 ансамблевых сонат
  • Многочисленные литургические произведения для органа

Теоретические труды

  • "Правила для органистов по сопровождению канто фермо" ("Regola agli organisti per accompagnare il canto fermo")
  • "История музыки" ("Storia della musica")
  • "Практический образец основ контрапункта" ("Esemplare, o sia Saggio fondamentale pratico di contrappunto")

Ноты сочинений Джованни Баттиста Мартини на сайте библиотеки IMSLP