Мартини, Франческо
1560 - 1626

Назад

Martini, Francesco

  • Дата рождения: около 1560 года (по другим данным 1568)
  • Место рождения: Ат (ныне Ath, епархия Камбре, Фландрия)
  • Дата смерти: 14 октября 1626 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Франческо Мартини — фламандский композитор и инструменталист, большую часть своей жизни работавший в Италии. Был священником. Сведения о его ранней биографии противоречивы. Музыковед Каметти указывает 1568 год как дату его рождения, тогда как Джузеппе Оттавио Питони связывает его деятельность с должностью maestro di cappella в Колледжио Джерманико в 1577–1578 годах, где он якобы сменил Томаса Луиса де Викторию. Однако сохранившиеся документы называют лишь «маэстро Франческо», и вопрос о том, был ли это Мартини или Франческо Сориано, остаётся открытым.

По свидетельству Арингхи, Мартини занимал должность maestro di cappella в Римской семинарии. Касимири предполагал, что это могло происходить в 1594–1602 годах, однако прямых доказательств не сохранилось. Первое достоверное упоминание его в Риме относится к 5 октября 1602 года, когда он был принят в Конгрегацию ораторианцев.

С августа 1603 года, после изгнания Просперо Сантини, Мартини возглавил музыкальную деятельность конгрегации, а в мае 1605 года был официально назначен perfetto della musica (руководителем музыки). Этот пост он занимал до самой смерти, за исключением трёх лет (с апреля 1623 по апрель 1626), когда его временно заменял Джироламо Розини. Именно в эти годы церковь Кьеза Нуова и связанный с ней ораторий закрепили свою выдающуюся музыкальную репутацию.

Современники высоко ценили Мартини. Джованни Франческо Анерио называл его одним из лучших композиторов своего времени.

Творчество

До нашего времени дошло лишь два печатных сборника сочинений Мартини. Его Motecta festorum (Мотеты праздничные) 1607 года можно считать первой книгой, о чём свидетельствует посвящение. Вторая книга — Sacrae laudes de B. Maria Virg. (Священные хвалы Пресвятой Деве Марии) 1617 года, включающая марийные мотеты и литании. Эти произведения написаны в традиции четырёх- и восьмиголосной полифонии начала XVII века, с несколько консервативным уклоном, однако Мартини также был мастером концертного стиля «all romana».

Сохранились рукописные Magnificat для восьми и шестнадцати голосов, где чередуются виртуозные сольные эпизоды с полным звучанием хора. Восьмиголосный вариант содержит даже два альтернативных решения парных стихов для солистов, которые могли исполняться с двух раздельных площадок при сопровождении отдельных органов.

Кроме того, известны четыре сочинения не в концертном стиле, написанные для четырёх хоров, вероятно, для вечерни святого Филиппо Нери. Среди них — Serve bone et fidelis (Служитель добрый и верный), Magnificat и Dixit Dominus (Сказал Господь). Эти произведения производят впечатляющий, мощный звуковой эффект.

Также в сборнике Джованни Джироламо Анчины Tempio armonico (Гармонический храм) были опубликованы две трёхголосные laude, а ещё одна восьмиголосная сохранилась в рукописи в Ватикане.

Произведения

  • Motecta festorum, totius anni, cum communi sanctorum (Мотеты праздничные на весь год с общим чином святых), 4 голоса, дополнительно 2 мотета на 5 и 7 голосов — Liber primus (Рим, 1607).
  • Sacrae laudes de B. Maria Virg., et ejusdem litaniae (Священные хвалы Пресвятой Деве Марии и литании), 4–8 голосов, с бассо континуо (орган), Liber secundus (Рим, 1617).
  • Magnificat (Величит душа моя Господа) — версии для 8 и 16 голосов.
  • Serve bone et fidelis (Служитель добрый и верный) — для четырёх хоров.
  • Dixit Dominus (Сказал Господь) — для четырёх хоров.
  • Laude (Хвалебные песни) для 3 и 8 голосов.