Мартинес де ла Рока и Болея, Хоакин
1676 - 1756

Назад

Martínez de la Roca y Bolea, Joaquín

  • Дата рождения: около 1676 года
  • Место рождения: Сарагоса, Испания
  • Дата смерти: около 1756 года
  • Место смерти: Толедо, Испания

Биография

Хоакин Мартинес де ла Рока — испанский композитор и органист эпохи барокко. Музыкальное образование он получил у известного теоретика и музыканта Пабло Насарре. С 10 марта 1695 года по 13 октября 1699 года занимал должность органиста в кафедральном соборе Эль-Пилар в Сарагосе. В 1709 году он вернулся в этот собор уже как maestro de capilla и органист, где служил до 1715 года.

После этого Мартинес де ла Рока был назначен главным органистом кафедрального собора в Паленсии, а с 1723 года — главным органистом кафедрального собора в Толедо, одного из важнейших музыкальных центров Испании.

Творчество

Композитор писал музыку как для богослужений, так и для театра. От его творчества сохранились сочинения в жанре villancico, в том числе villancicos к празднику Богоявления 1710 и 1713 годов, известные благодаря печатным изданиям.

Особое значение имеет его обширная музыка к трёхактной исторической пьесе Los desagravios de Troya (Возмездие Трое), поставленной в Сарагосе в 1712 году в честь рождения наследника престола Филиппа. Партитура была опубликована в Мадриде и считается первой печатной театральной музыкой в Испании. В ней явно заметно влияние французских образцов: увертюра для гобоев, трубы, скрипок, баса и континуо, а также музыка для балета между первым и вторым актом. В большом интермедии между вторым и третьим актами четыре певицы поочерёдно исполняют арии на французском, португальском, итальянском и испанском языках, демонстрируя национальные стили, распространённые в то время в Европе.

Во время службы в Паленсии Мартинес де ла Рока опубликовал два памфлета с критикой гармонических вольностей Франсеска Вальса. Однако Вальс в ответ процитировал примеры из сочинений самого Мартинеса, где встречались ещё более смелые диссонансы, в частности из Miserere для десяти голосов и villancico для семи голосов.

Произведения

  • Villancicos de Epifanía (Виллансико к Богоявлению) — 1710, 1713.
  • Los desagravios de Troya (Возмездие Трое) — трёхактная историческая пьеса с музыкой, Сарагоса, 1712; опубликована в Мадриде, первая печатная театральная партитура в Испании.
  • Miserere (Помилуй меня, Боже) — произведение для десяти голосов.
  • Villancico (Виллансико) — сочинение для семи голосов.

Труды

  • Elucidacion de la verdad, con que Don Joaquin Martinez, organista principal de la S. Iglesia Cat. de Palencia, intenta desvanecer las sombras (Разъяснение истины, с которой дон Хоакин Мартинес, главный органист кафедрального собора Паленсии, стремится рассеять тьму) — Вальядолид, около 1715.
  • Juicio y dictamen sobre un papel impresso su autor Don Francisco Valls (Суждение и мнение о печатном труде, автором которого является дон Франсиско Вальс) — Вальядолид, около 1717.
  • Suplicatorio sobre el memorial dirigido a V.S.I. por D. Pedro Paris y Royo, músico en la real capilla de S.M. cuyo assumpto es quexarse del estilo en que se practica hoy la música figurada, o canto de organo (Ходатайство по поводу прошения, адресованного Его Превосходительству доном Педро Парисом и Ройо, музыкантом королевской капеллы Его Величества, предметом которого является жалоба на стиль исполнения современной многоголосной музыки, или органного пения) — Барселона, около 1720.

Ноты сочинений Хоакина Мартинеса де ла Рока и Болея на сайте библиотеки IMSLP