Мартинес де ла Рока и Болея, Хоакин
1676 - 1756
Назад
Martínez de la Roca y Bolea, Joaquín
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Хоакин Мартинес де ла Рока был испанским композитором и органистом эпохи барокко. Музыкальное образование он получил у известного теоретика и музыканта Пабло Насарре. С 10 марта 1695 года по 13 октября 1699 года занимал должность органиста в кафедральном соборе Эль-Пилар в Сарагосе.
В 1709 году он вернулся в этот собор уже как маэстро капеллы и органист, где служил до 1715 года. После этого Мартинес де ла Рока был назначен главным органистом кафедрального собора в Паленсии, а с 1723 года — главным органистом кафедрального собора в Толедо, одного из важнейших музыкальных центров Испании.
Композитор писал музыку как для богослужений, так и для театра. От его творчества сохранились сочинения в жанре вильянсико, в том числе вильянсико к празднику Богоявления 1710 и 1713 годов, известные благодаря печатным изданиям.
Особое значение имеет его обширная музыка к трёхактной исторической пьесе "Возмездие Трое", поставленной в Сарагосе в 1712 году в честь рождения наследника престола Филиппа. Партитура была опубликована в Мадриде и считается первой печатной театральной музыкой в Испании. В ней явно заметно влияние французских образцов: увертюра для гобоев, трубы, скрипок, баса и континуо, а также музыка для балета между первым и вторым актом.
Во время службы в Паленсии Мартинес де ла Рока опубликовал два памфлета с критикой гармонических вольностей Франсеска Вальса. Однако Вальс в ответ процитировал примеры из сочинений самого Мартинеса, где встречались ещё более смелые диссонансы, в частности из "Помилуй меня, Боже" для десяти голосов и вильянсико для семи голосов.
Вокальная музыка
Сценическая музыка
Теоретические работы
Ноты сочинений Хоакина Мартинеса де ла Рока и Болея на сайте библиотеки IMSLP