Мартин-и-Солер, Висенте
1754 - 1806
Назад
Martín y Soler, Vicente
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Висенте Мартин-и-Солер был выдающимся испанским композитором второй половины XVIII века. Родился и вырос в Валенсии. Его первая опера прозвучала в 1775 году при мадридском дворе, хотя, вероятно, он поступил на службу к принцу Астурийскому, будущему королю Карлу IV, лишь в 1780 году.
Уже в 1777 году Мартин работал в Неаполе, где писал балеты и серьёзные оперы для двора Фердинанда I Неаполитанского и его супруги Марии Каролины. Среди этих произведений — праздничная опера, посвящённая визиту в 1782 году Павла Петровича, будущего императора России.
В том же 1782 году композитор перебрался в Венецию и с этого времени, за редким исключением, писал преимущественно комические оперы. В 1783 году его опера "В любви нужна ловкость", переименованная в "Хитрая горничная", была выбрана для празднеств по случаю приезда эрцгерцога Фердинанда в Турине.
В 1785 году Мартин переехал в Вену, где его карьера достигла расцвета. По заказу придворного театра он написал три комические оперы, ставшие вершиной венского периода: "Сердитый добряк" (1786), "Редкая вещь" (1786) и "Дерево Дианы" (1787). Эти оперы принесли ему огромный успех и заняли важное место в культурной политике императора Иосифа II.
Ещё до премьеры "Дерева Дианы" Мартин был назначен капельмейстером русского императорского двора по личному распоряжению Екатерины II. В Петербурге он писал музыку в основном для резиденции императрицы, включая постановки собственных опер на русском языке. В 1789 году он создал комическую оперу на либретто самой Екатерины II, высмеивавшее её противника — шведского короля Густава III.
В 1794 году после прихода Сарти на должность придворного композитора итальянской труппы Мартин покинул Петербург. Его следующим пунктом назначения стал Лондон. Здесь он вновь сотрудничал с Лоренцо да Понте и написал для сезона 1795 года две оперы: "Школа женатых" и "Остров наслаждений".
Уже в 1796 году Мартин вернулся в Санкт-Петербург, где написал свою последнюю оперу для императора Павла I. Последние годы жизни он занимался преподаванием и административной деятельностью. Умер в Санкт-Петербурге в 1806 году.
Современники Висенте Мартина-и-Солера отмечали в его музыке особое качество, которое можно охарактеризовать как "песенный стиль". Основные его черты — господство мелодии, трёхголосная фактура, периодичность ритма, фразировки и формы, а также преимущественно недраматичный, лирический характер. Особенно примечательным было умение Мартина сочетать стили — он придавал различную степень лиризма как комическим, так и серьёзным номерам, оставаясь в рамках их традиций.
Оперы
Балеты
Вокальные сочинения
Инструментальные сочинения
Ноты сочинений Висенте Мартина-и-Солера на сайте библиотеки IMSLP