Мартин-и-Солер, Висенте
1754 - 1806

Назад

Martín y Soler, Vicente

Портрет композитора Висенте Мартин-и-Солер

  • Дата рождения: 2 мая 1754
  • Место рождения: Валенсия, Испания
  • Дата смерти: 30 января/10 февраля 1806
  • Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя

Биография

Висенте Мартин-и-Солер был выдающимся испанским композитором второй половины XVIII века. Родился и вырос в Валенсии. Его первая опера прозвучала в 1775 году при мадридском дворе, хотя, вероятно, он поступил на службу к принцу Астурийскому, будущему королю Карлу IV, лишь в 1780 году.

Уже в 1777 году Мартин работал в Неаполе, где писал балеты и серьёзные оперы для двора Фердинанда I Неаполитанского и его супруги Марии Каролины. Среди этих произведений — праздничная опера, посвящённая визиту в 1782 году Павла Петровича, будущего императора России.

В том же 1782 году композитор перебрался в Венецию и с этого времени, за редким исключением, писал преимущественно комические оперы. В 1783 году его опера "В любви нужна ловкость", переименованная в "Хитрая горничная", была выбрана для празднеств по случаю приезда эрцгерцога Фердинанда в Турине.

В 1785 году Мартин переехал в Вену, где его карьера достигла расцвета. По заказу придворного театра он написал три комические оперы, ставшие вершиной венского периода: "Сердитый добряк" (1786), "Редкая вещь" (1786) и "Дерево Дианы" (1787). Эти оперы принесли ему огромный успех и заняли важное место в культурной политике императора Иосифа II.

Ещё до премьеры "Дерева Дианы" Мартин был назначен капельмейстером русского императорского двора по личному распоряжению Екатерины II. В Петербурге он писал музыку в основном для резиденции императрицы, включая постановки собственных опер на русском языке. В 1789 году он создал комическую оперу на либретто самой Екатерины II, высмеивавшее её противника — шведского короля Густава III.

В 1794 году после прихода Сарти на должность придворного композитора итальянской труппы Мартин покинул Петербург. Его следующим пунктом назначения стал Лондон. Здесь он вновь сотрудничал с Лоренцо да Понте и написал для сезона 1795 года две оперы: "Школа женатых" и "Остров наслаждений".

Уже в 1796 году Мартин вернулся в Санкт-Петербург, где написал свою последнюю оперу для императора Павла I. Последние годы жизни он занимался преподаванием и административной деятельностью. Умер в Санкт-Петербурге в 1806 году.

Творчество

Современники Висенте Мартина-и-Солера отмечали в его музыке особое качество, которое можно охарактеризовать как "песенный стиль". Основные его черты — господство мелодии, трёхголосная фактура, периодичность ритма, фразировки и формы, а также преимущественно недраматичный, лирический характер. Особенно примечательным было умение Мартина сочетать стили — он придавал различную степень лиризма как комическим, так и серьёзным номерам, оставаясь в рамках их традиций.

Произведения

Оперы

  • "Обманутый опекун" ("Il tutore burlato")
  • "Ифигения в Авлиде" ("Ifigenia in Aulide")
  • "Гипермнестра" ("Ipermestra")
  • "Андромаха" ("Andromaca")
  • "Астартея" ("Astartea")
  • "Партенопа" ("Partenope")
  • "Ревнивая любовь" ("L'amor geloso")
  • "В любви нужна ловкость" ("In amor ci vuol destrezza")
  • "Вологез" ("Vologeso")
  • "Шутки ради любви" ("Le burle per amore")
  • "Остроумная вдова" ("La vedova spiritosa")
  • "Добросердечный ворчун" ("Il burbero di buon cuore")
  • "Редкая вещь" ("Una cosa rara")
  • "Дерево Дианы" ("L'arbore di Diana")
  • "Горе-богатырь Косометович" ("Gorebogatïr' Kosometovich")
  • "Песнолюбие" ("Pesnolyubiye")
  • "Федул с детьми" ("Fedul' s det'mi")
  • "Школа женатых" ("La scuola dei maritati")
  • "Остров наслаждения" ("L'isola del piacere")
  • "Свадьба испанских крестьян" ("Le nozze de' contadini spagnuoli")
  • "Камилла, или Подземелье" ("Camille, ou Le souterrain")
  • "Деревенский праздник" ("La festa del villaggio")

Балеты

  • "Персидская невеста" ("La sposa persiana")
  • "Гризельда" ("Griselda")
  • "Прекрасная Арсена" ("La bella Arsene")
  • "Похищение сабинянок" ("I ratti Sabini")
  • "Севильский цирюльник" ("Il barbiere di Siviglia")
  • "Тамас Кули-Хан" ("Tamas Kouli-Kan")
  • "Королева Голконды" ("La regina di Golconda")
  • "Христиан, король Дании" ("Cristiano il re di Danimarca")
  • "Лучше смерть, чем рабство" ("Piuttosto la morte che la schiavità")
  • "Аций и Галатея" ("Aci e Galatea")
  • "Покинутая Дидона" ("Didon abandonée")
  • "Оракул" ("L'oracle")
  • "Амур и Психея" ("Amour et Psyché")
  • "Танкред" ("Tancrède")
  • "Возвращение Полиорцета" ("Le retour de Poliorcète")

Вокальные сочинения

  • "Кантата для трёх голосов" ("Cantata a tre voci")
  • "Филистимляне, рассеянные Ионафаном" ("Philistaei a Jonatha dispersi")
  • "Сон" ("Il sogno")
  • "Благодетельное божество" ("La Deità benefica")
  • "Строфы" ("Strofe")
  • "Кантата для освящения мальтийской церкви" ("Cantata per la consacrazione della chiesa maltese")
  • Многочисленные ариетты, каноны, канцонетки, дуэты

Инструментальные сочинения

  • "Концерт для скрипки" ("Concerto per violino")

Ноты сочинений Висенте Мартина-и-Солера на сайте библиотеки IMSLP