Мартин-и-Солер, Висенте
1754 - 1806
Назад
Martín y Soler, Vicente

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Висенте Мартин-и-Солер, также известный как Martini lo Spagnuolo или il Valenziano, был выдающимся испанским композитором второй половины XVIII века. Родился и вырос в Валенсии. Его первая опера прозвучала в 1775 году при мадридском дворе, хотя, вероятно, он поступил на службу к принцу Астурийскому, будущему королю Карлу IV, лишь в 1780 году.
Уже в 1777 году Мартин работал в Неаполе, где писал балеты и серьёзные оперы для двора Фердинанда I Неаполитанского и его супруги Марии Каролины, сестры императора Иосифа II. Среди этих произведений — праздничная опера, посвящённая визиту в 1782 году Павла Петровича, будущего императора России.
В том же 1782 году композитор перебрался в Венецию и с этого времени, за редким исключением, писал преимущественно комические оперы. В 1783 году его опера In amor ci vuol destrezza (В любви нужна ловкость), переименованная в L’accorta cameriera (Хитрая горничная), была выбрана для празднеств по случаю приезда эрцгерцога Фердинанда в Турине. Другой заказ поступил от герцога Пармы и его супруги Марии Амалии, сестры Иосифа II.
В 1785 году Мартин переехал в Вену, где его карьера достигла расцвета. По заказу придворного театра он написал три комические оперы, ставшие вершиной венского периода: Il burbero di buon cuore (Сердитый добряк, 1786), Una cosa rara (Редкая вещь, 1786) и L’arbore di Diana (Дерево Дианы, 1787). Эти оперы принесли ему огромный успех и заняли важное место в культурной политике императора Иосифа II. Лоренцо да Понте, создатель либретто к Una cosa rara и L’arbore di Diana, считал именно это сотрудничество стартом своей карьеры.
Ещё до премьеры L’arbore di Diana Мартин был назначен капельмейстером русского императорского двора по личному распоряжению Екатерины II. Хотя это назначение принесло престиж и финансовую стабильность, оно фактически положило конец его художественному развитию. Поскольку придворным композитором итальянской оперы в Петербурге был Доменико Чимароза, Мартин писал музыку в основном для резиденции императрицы, включая постановки собственных опер на русском языке. В 1789 году он создал комическую оперу на либретто самой Екатерины II, высмеивавшее её противника — шведского короля Густава III. В 1790 году последовала ещё одна опера на русском языке, что позволило Мартину заключить четырёхлетний контракт в качестве руководителя и композитора русской оперы. Однако на деле он писал преимущественно балеты. В 1794 году после прихода Сарти на должность придворного композитора итальянской труппы Мартин покинул Петербург.
Его следующим пунктом назначения стал Лондон. Здесь он вновь сотрудничал с Лоренцо да Понте и написал для сезона 1795 года две оперы: La scuola dei maritati (Школа женатых) и L’isola del piacere (Остров наслаждений). Первая пользовалась успехом, а вторая оказалась менее удачной. В промежутке композитор собрал интермеццо Le nozze de’ contadini spagnuoli (Свадьба испанских крестьян), составленное из музыки ранних опер.
Уже в 1796 году Мартин вернулся в Санкт-Петербург, где написал свою последнюю оперу для императора Павла I. Последние годы жизни он занимался преподаванием и административной деятельностью. Умер в Санкт-Петербурге в 1806 году.
Современники Висенте Мартина-и-Солера отмечали в его музыке особое качество, которое можно охарактеризовать как «песенный стиль». Основные его черты — господство мелодии, трёхголосная фактура, периодичность ритма, фразировки и формы, а также преимущественно недраматичный, лирический характер.
В пределах этого стиля композитор проявлял мастерство в создании разнообразия и неожиданных изяществ, используя бесконечные варианты текстовых и музыкальных повторов, особенно в сочетании с танцевальными ритмами. Здесь его музыка отличается от того, что описывали как «простенькие мелодии в размере 6/8 из серии “Вот как мы ходим вокруг куста шелковицы”».
Особенно примечательным было умение Мартина сочетать стили — он придавал различную степень лиризма как комическим (buffo), так и серьёзным (seria) номерам, оставаясь в рамках их традиций. Современники неизменно описывали его музыку словами «сладостная» и «грациозная».
Мелодии композитора часто строятся по арочной линии или образуют изящные завитки, при этом сохраняют строго диатонический характер и нередко опираются на интервальную структуру терции либо на повторяющийся звук, функционирующий как внутренний педальный пункт. Использование таких приёмов, а также дронов, придаёт музыке пасторальное звучание. Многие мелодии написаны в «деревенских» метрах контрданса или в размере 6/8 — как в аллюзии Моцарта на стиль Мартина в «обеденной музыке» оперы Дон Жуан.
Склонность Мартина к утончённой оркестровой окраске проявляется в особом использовании духовых, исполняющих amoroso, что усиливает пасторальное настроение его музыки.
Оперный стиль Висенте Мартина-и-Солера формировался в сотрудничестве с либреттистом Лоренцо да Понте, который сумел предоставить композитору тексты, подходящие его лирическому дарованию. Однако это проявилось не сразу. В их первой совместной опере Il burbero di buon cuore («Сварливый добряк»), созданной по комедии Карло Гольдони о пожилом холостяке, неожиданно оказавшемся во главе семьи, Мартин ограничился традиционной музыкальной обработкой, сочетавшей номера в стилях buffo и seria, включив лишь две арии в «песенном стиле».
Истинный успех пришёл со второй оперой Una cosa rara («Редкостное явление»), сюжет которой посвящён верности в любви. Да Понте развил пасторальные тенденции литературного источника, а Мартин, опираясь на них, экспериментировал со смешением стилей. Вслед за триумфом Una cosa rara, Да Понте создал пасторальное либретто для L’arbore di Diana («Дерево Дианы»), где Мартин применил почти исключительно «песенный стиль» и смешанный стиль, усилив пасторальный колорит.
В трёх совместных операх композитора и либреттиста заметно увеличение доли ансамблей по сравнению с сольными номерами. Причём многие ансамбли строились как однотемповые, в «песенном стиле» — например, в форме aria a tre или хоров однородных голосов. В L’arbore di Diana подобные группировки заложены самим либретто: персонажи представлены тройками нимф и юношей, которые комбинируются в разные ансамбли. Так, квартет строился как трёхголосный хор, к которому присоединялся самостоятельный четвёртый голос.
В La scuola dei maritati («Школа женатых»), поставленной в Лондоне, Да Понте обратился вновь к «гольдониевской» комедии характеров, рассказывая о браке пожилого мужчины с молодой второй женой. Здесь Мартин разделил номера: половина написана в лирически изменённом стиле buffo, половина — в «песенном стиле». В следующей лондонской опере L’isola del piacere («Остров наслаждения»), созданной по образцу L’arbore di Diana, действие было перенесено в Аркадию на турецком острове, что позволило ввести элементы «турецкой музыки». Как и в L’arbore di Diana, групповое построение партий снова определило характер ансамблей и их значительное количество.
Современники единодушно отмечали в Мартине композитора, ориентированного на вкусы любительской публики — и, как правило, положительно оценивали это качество. Популярность «песенного стиля» подтверждается и изданием отдельных любимых номеров из его опер, всегда написанных в этой манере. Среди них выделяются вокальные каноны, встречающиеся в Una cosa rara, Il sogno, L’arbore di Diana и La scuola dei maritati.
Ноты сочинений Висенте Мартина-и-Солера на сайте библиотеки IMSLP