Мартен (2), Франсуа
1727 - 1757

Назад

Martin (2), François

  • Дата рождения: около 1727 года
  • Место рождения: Франция
  • Дата смерти: 1757
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Франсуа Мартен был французским композитором и виолончелистом XVIII века. Его точная дата рождения неизвестна и восстановлена из некролога Жана-Мари Леклера-старшего в Mercure de France за ноябрь 1764 года, где мартен упоминается как «Feu M. Martin». Уже в августе 1745 года Mercure характеризовал молодого Мартена как «très excellent violoncelle» («очень выдающийся виолончелист»), и возможно, он был учеником Бертё.

В 1746–1748 гг. Мартен служил ordinaire de l’Académie royale de musique. В 1746 году он получил первый привилегий для публикации шести сонат для виолончели, op.2 (op.1 был опубликован лишь в 1748 году) и шести трио, op.3, посвящённых герцогу Грамону. Эти трио примечательны отсутствием партии континуо и тем, что виолончель играет равноправную роль с двумя скрипками.

В 1750 году он создал третью часть балета Amusements lyriques («Лирические забавы») для Путё, а в 1751 году опубликовал Six symphonies et ouvertures («Шесть симфоний и увертюр»), op.4, а также необычную Symphonie à cors de chasse («Симфония с охотничьими рожками»). В 1751–1755 гг. его симфонии и увертюры часто исполнялись на Concert Spirituel. Мартен писал современные трёхчастные симфонии в стиле предклассики с гармоническим богатством, развитием тем и репризами, умело используя динамику и хроматизм.

Он также создавал камерные кантаты и мотеты для Concert Spirituel, включая Cantate Domino («Пойте Господу») и Inclina Domine («Наклони, Господи»), а также небольшие мотеты в итальянском стиле с необычными инструментальными сочетаниями.

Творчество

Мартен внёс значительный вклад в развитие предклассической симфонии, расширяя роль виолончели и экспериментируя с инструментальными красками. В вокальной музыке он писал как светские кантатиллы и балетные сцены, так и мотеты для хора и оркестра.

Произведения

Светская вокальная музыка

  • Le bouquet de Thémire («Букет Фемиры») – cantatille, сопрано, флейта, скрипки, бас, La Planchette, 28 июля 1745 (Париж, 1748)
  • Le soupçon amoureux («Любовное подозрение») – cantatille, сопрано, высокий инструмент, бас (Париж, 1747)
  • Le Suisse amoureux («Влюблённый швейцарец») – cantatille, баритон, 2 виолы да гамба, бас (Париж, 1747)
  • 2 cantatilles, сопрано, 1 cantatille, бас, бас (1757) – все утеряны
  • Le bal militaire («Военный бал») (P.C. Roy), третья часть Amusements lyriques («Лирические забавы»), Путё, февраль 1750

Сакральная вокальная музыка

  • Гранд-мотеты, хор и инструменты: Laetatus sum («Возрадовался я»), 3 апреля 1747, утрачен; In exitu («Когда исходили») 19 апреля 1748, частично; Cantate Domino («Пойте Господу») 7 мая 1750; Jubilate Deo («Возрадуйтесь Богу»), 24 апреля 1753, утрачен
  • Петит-мотеты, исполнялись на Concert Spirituel: Laetentur coeli («Да веселятся небеса»), 2 февраля 1751; Inclina Domine («Наклони, Господи»), 1 ноября 1751
  • Мотеты без известного исполнения: Notum fecit Dominus («Господь известил»), сопрано, сопрано/тенор, инструменты, 1752; Super flumina Babilonis («У вод Вавилонских»), хор, инструменты

Инструментальная музыка

  • Sonate da camera, виолончель, бас, op.1 (1748)
  • 6 сонат, виолончель; с дуо, скрипка, виолончель, op.2 (1746)
  • 6 трио или Conversations à 3 («Беседы для трёх»), 2 скрипки/флейта, виолончель, op.3 (1746)
  • Symphonies et ouvertures («Шесть симфоний и увертюр»), 2 скрипки, альт, бас, op.4 (1751)
  • Symphonie à cors de chasse («Симфония с охотничьими рожками»), исполнялась на Concert Spirituel, 10 июня 1751, утрачен
  • 12 сборников nouvelles ou Aventures de Cythère («Новинки или приключения на Кифере»); 6 сборников étrennes d’Apollon («Апполоновы подарки»); 4 сборника менуэтов, дуо по второй линии; 4 сборника контрдансов по второй линии – все опубликованы в 1757, все утрачены
  • Концерт для виолончели и оркестра, исполнялся на Concert Spirituel, апрель 1747, утрачен

Ноты сочинений Франсуа Мартена (2) на сайте библиотеки IMSLP