Мартин (2), Франсуа
1727 - 1757

Назад

Франсуа Мартин (2) (François Martin (2)) - французский композитор и виолончелист

  • Родился в 1727 году.
  • Умер в 1757 г. - Париж.

Дата его рождения указана в некрологе Жана-Мари Леклера л'Айне, опубликованном в "Меркюр де Франс" в ноябре 1764 года; в мартовском номере за 1757 год он упоминается как "Feu M. Martin". В августовском номере журнала Mercure за 1745 год юный Мартин описывается как "превосходный виолончелист"; возможно, он был учеником Берто. В следующем году почетное звание "Генерал" позволило ему опубликовать шесть сонат для виолончели, соч.2 (соч.1 была опубликована только в 1748 году) и шесть трио, соч.3; последние были посвящены его покровителю, герцогу Грамонскому, и примечательны отсутствием партии континуо и выделением виолончели, которая играет роль, равную роли двух скрипок. Когда в апреле 1747 года Мартин исполнил сонату для виолончели собственного сочинения на концерте "Спиричуэл", он уже был ординарием королевской академии музыки (1746-1748). Он получил две дополнительные королевские привилегии: 21 апреля 1752 года - на сонаты, трио и другие инструментальные произведения, а 9 марта 1753 года - на коллекцию "иностранных" инструментальных произведений. В период с 1747 по 1754 год Мартин сочинял маленькие и большие песнопения для концерта "Спиричуэл", в котором участвовали солисты, хор и оркестр. Маленькие песнопения были более итальянскими, с угловатыми мелодиями и необычными сочетаниями инструментов и голосов; они никогда не публиковались. Его кантаты "Domino" и "inclina Domine" были особенно популярны и получили высокую оценку. Также в это время он сочинял камерные кантаты для любительского исполнения в поместье герцога Грамона в Путо. "Домино" получило высокую оценку. Однако его самый значительный вклад был сделан в области симфонической музыки. В 1750 году он написал третье вступление к “Лирическим забавам” Путо; Левассер написал первое, а Леклер - второе. Годом позже он опубликовал "Шесть симфоний и увертюр", соч.4, и беспрецедентную "Симфонию на колесах". В период с 1751 по 1755 год его симфонии и увертюры часто исполнялись на концертах "Спиритуал", согласно "Меркьюри". В то время как многие его французские современники все еще сочиняли большие ансамбли в старой сюитной форме, Мартин писал современные трехчастные, богато гармонические симфонии доклассического периода, с двухчастными темами, тематическим развитием и повторениями. Ла Лоренси и Сент-Фуа отметили деликатное обращение Мартина с инструментальными тембрами в его симфониях. Варьируя динамические характеристики, Мартин создавал крещендо и диминуэндо. Брук отметил смелое использование Мартином хроматизма и его чувство минорных тональностей. В газете "Меркюр" (май 1752 года) говорилось, что, хотя Мартин был одаренным человеком, его сдерживали робость и скромность.

Ноты сочинений Франсуа Мартина (2) на сайте библиотеки IMSLP