Мартин-и-Солер, Висенте
1754 - 1806

Назад

Висенте Мартин-и-Солер (Vicente Martín y Soler) - испанский композитор

  • Родился 2 мая 1754 г. - Валенсия.
  • Умер между 30 января и 10 февраля 1806 г. - Санкт-Петербург.

Родившийся и выросший в Валенсии, Мартин-и-Солер написал свою первую оперу в 1775 году для мадридского двора, но, возможно, поступил на службу к принцу Астурийскому, будущему королю Испании Карлу IV, только в 1780 году. К ноябрю 1777 года он работал в Неаполе, где писал балеты, а затем и серьезные оперы для Фердинанда I, короля Обеих Сицилий, брата принца Астурийского, и Марии Каролины, сестры императора Иосифа II; среди них была праздничная опера, написанная во время государственного визита в 1782 году Павла Петровича, будущего Павла I Российского. Мартин переехал в Венецию в 1782 году и с тех пор, за единственным исключением, писал только комические оперы. Возможно, он познакомился с Нэнси Стораче в Венеции, но она не пела ни в одной из его венецианских опер (как сообщает Келли). В 1783 году придворный театр в Турине выбрал постановку Мартина "Любовь к королю Дестрецце" (переименованную в "Камерная церемония") для государственного визита эрцгерцога Фердинанда, брата Иосифа II. Еще одно придворное поручение поступило от герцога Пармского, двоюродного брата принца Астурийского, и его супруги Марии Амалии, сестры Иосифа II. В 1785 году Мартин переехал в Вену, где получил три заказа на постановку комических опер в придворном театре. Вопреки тому, что часто утверждается, жена испанского посла не сыграла никакой роли в его приезде в Вену, поскольку сама она прибыла туда только в августе 1786 года, хотя и поддерживала его тогда. Венский период творчества Мартина - это пик его карьеры, а также высшая точка в итальянской опере, основанной Иосифом II; "Погребение на горе" (1786), "Редкая вещь" (1786) и "Беседка Дианы" (1787) - художественные триумфы, связанные с правлением Иосифа. Вторая и третья оперы пользовались огромной популярностью, а "Озеро Дианы" стало самой исполняемой итальянской оперой из 70, поставленных в Бургтеатре в период с 1783 по 1792 год. Начало своей карьеры либреттиста Да Понте связывал с первым сотрудничеством с Мартином. Перед премьерой "Колыбели Дианы" Мартин был назначен капельмейстером при русском дворе - должность, которую, по-видимому, создала для него Екатерина Великая. Каким бы удачным ни было это назначение с точки зрения престижа и финансовой обеспеченности, оно положило конец его творческому росту; за исключением краткой поездки в Лондон, он больше ничего существенного не сочинил. Чимароза был придворным оперным композитором, поэтому, когда Мартин вступил в должность в 1788 году, он не был связан с итальянской оперной труппой, но создавал музыку для королевской резиденции. Это включало постановки "Редкая вещь" и "Озеро Дианы" на русском языке, а также заказы на комические оперы на русском языке. В 1789 году Мартин написал комическую оперу на русском языке на либретто самой Екатерины (сатира на ее врага, шведского короля Густава III), а в следующем году - еще одну. Его очевидный успех в постановке русского языка привел к тому, что в октябре 1790 года он подписал четырехлетний контракт в качестве режиссера и композитора русской оперы, но на тот момент он писал только балеты. В 1793 году Сарти сменил Чимарозу на посту главного итальянского оперного композитора, а Мартин покинул Санкт-Петербург в августе 1794 года. Его целью был Лондон, где он возобновил сотрудничество с Да Понте, ныне либреттистом Королевского театра. Мартин написал две оперы для сезона 1795 года. Первая опера, "Скуола маритати", была одной из самых часто исполняемых в том сезоне. Вторая, "Скуола Пьячере", имела меньший успех; Да Понте рассказал, что во время сочинения их сотрудничество прервалось, и она была поставлена всего четыре раза. Для своего второго выступления, благотворительного концерта в свою честь, Мартин сочинил интермеццо "Свадьба контаддини спаньоли", которое исполнялось всего один раз и состояло из девяти номеров, включая увертюру к опере "Озеро Дианы" и пять пьес из оперы "Только потому, что рара". В начале 1796 года Мартин вернулся в Санкт-Петербург. Он написал свою последнюю оперу для Павла I, сменившего Екатерину, и после этого Мартин до самой смерти занимался преподавательской и административной работой.

Ноты сочинений Висенте Мартина-и-Солера на сайте библиотеки IMSLP