Марзоло, Пьетро Мария
1580 - 1614

Назад

Marsolo, Pietro Maria

Портрет композитора Пьетро Мария Марзоло

  • Дата рождения: около 1580
  • Место рождения: Мессина, Сицилия, Италия
  • Дата смерти: после 1614
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Пьетро Мария Марзоло был итальянским композитором, активным преимущественно в начале XVII века. Он работал в Ферраре с 1604 по 1614 годы; в 1615 году занимал должность маэстро ди капелла в городе Пьяченца. Ранний период его деятельности в хоре кафедрального собора Риети, недалеко от Рима, подтверждается документами о его назначении маэстро ди капелла кафедрального собора Фано, близ Пезаро, с декабря 1608 по май 1610 года.

Вернувшись в Феррару (где он был рукоположен в священники к 1608 году), Марзоло до 1614 года занимал пост маэстро ди капелла кафедрального собора и маэстро ди музыки в Академии Интрепиди. В 1612 году он безуспешно пытался занять место Клаудио Монтеверди при мантуанском дворе. Из четырёх писем герцогу Франческо Гонзага II от 2, 23, 26 и 30 сентября 1612 года следует, что преемник Монтеверди выбирался на конкурсе; вокальная и инструментальная музыка, посланная Марзоло в Мантую, утрачена, как и канцонетты на тексты Бернардо Морандо, написанные к рождению Марии Фарнезе (Пьяченца, 1615).

Творчество

Стиль Марзоло корнями уходит в XVI век, его хвалили Джованни Мария Артуси и Романо Микели. Его сакральная музыка демонстрирует уравновешенность и сдержанность, характерные для североитальянской духовной музыки после Тридентского собора. В предисловии к "Лесным мадригалам" он отметил, что написал их "для четырёх голосов специально, чтобы отличить от обычных произведений, так как произведения для столь малого числа голосов становятся редкостью в современном стиле композиции".

Наиболее значимым является второй сборник четырёхголосых мадригалов 1614 года, включающий переработку монофонических мадригалов (в основном ранее неизвестных) Джулио Каччини, Джузеппино, Ахилле Фалконе, Раси, Бартоломео Роя, Себастьяно Раваля, Лелио Бертани, Джозефо Гуами, Каповии и Анджело да Наполи. При переработке этих монодий в полифонические мадригалы на четыре голоса с континуо и в выборе моделей (примерно 1590–1600 гг.) Марзоло демонстрирует ретроспективную направленность своей музыкальной личности, хотя результаты часто приближаются к концертантному стилю. Его творчество представляет собой важное связующее звено между позднеренессансной полифонической традицией и новыми барочными формами.

Произведения

Вокальные сочинения

  • "Первый сборник мадригалов для 5 голосов" ("Il primo libro de' madrigali, 5vv") (1604, утрачено)
  • "Второй сборник мадригалов для 5 голосов" ("Il secondo libro de' madrigali, 5vv") (1604)
  • "Третий сборник мадригалов для 5 голосов" ("Il terzo libro de' madrigali, 5vv") (1607)
  • "Лесные мадригалы для 4 голосов, опус 6" ("Madrigali boscarecci, 4vv, op.6") (1607)
  • "Четвёртый сборник мадригалов для 5 голосов, опус 8" ("Il quarto libro de' madrigali, 5vv, op.8") (1609)
  • "Пятый сборник мадригалов для 5 голосов, опус 9" ("Il quinto libro de' madrigali, 5vv, op.9") (1609)
  • "Второй сборник мадригалов для 4 голосов, опус 10" ("Secondo libro de' madrigali, 4vv, op.10") (1614)
  • "Канцонетты" ("Canzonettas") (Пьяченца, 1615, утрачено)

Духовная музыка

  • "Месса, мотеты и вечерние псалмы для 8 голосов" ("Missa motecta vesperarumque psalmi, 8vv") (1606)
  • "Мотеты для 5 голосов, опус 7" ("Mottecta, 5vv, op.7") (1608)
  • "Мотеты для 5 голосов, вторая книга, опус 11" ("Motecta, 5vv, liber secundus, op.11") (1614)

Ноты сочинений Пьетро Мария Марзоло на сайте библиотеки IMSLP