Марпург, Фридрих Вильгельм
1718 - 1795

Назад

Marpurg, Friedrich Wilhelm

Портрет композитора Фридрих Вильгельм Марпург

  • Дата рождения: 21 ноября 1718
  • Место рождения: Зеехоф, рядом с Вендемарком, Бранденбург
  • Дата смерти: 22 мая 1795
  • Место смерти: Берлин

Биография

Фридрих Вильгельм Марпург был немецким критиком, журналистом, теоретиком и композитором. Гербер утверждал, что Марпург сообщил ему о том, что он жил в Париже около 1746 года; Карл Шпайцер подтвердил это, добавив, что Марпург дружил с Вольтером, Д'Аламбером и другими, когда был секретарем у "генерала Боденбурга". Обычно предполагается, что речь идет о генерал-лейтенанте Фридрихе Рудольфе графе фон Ротенбурге, фаворите Фридриха Великого и прусском посланнике в Париже в 1744–1745 годах, а также посвящении Марпурга "Критический музыкант на Шпрее" (1749–50).

С 1749 по 1763 год Марпург почти исключительно занимался написанием и редактированием книг и периодических изданий о музыке, а также сочинением и редактированием песен и произведений для клавира. В 1752 году по просьбе наследников И. С. Баха он написал примечательное предисловие к новому изданию "Искусства фуги". В 1755 году И. Г. И. Брайткопф попросил его рецензировать первое произведение, напечатанное с улучшенной системой подвижного набора Брайткопфа, после чего многие его работы были изданы. Переписка свидетельствует о серьезных финансовых трудностях Марпурга в этот период. Благодаря усилиям Кирнбергера Марпург получил должность в прусской государственной лотерее в 1763 году, а в 1766 году был назначен директором, оставшись на этом посту до конца жизни. Несмотря на то что есть свидетельства о том, что он продолжал рецензировать музыку и участвовать в других музыкальных мероприятиях после 1763 года, в последние годы его имя появлялось в публикациях крайне редко.

Творчество

Марпург издавал три периодических издания: "Критический музыкант на Шпрее" (1749–50), "Историко-критические заметки по музыке" (1754–62, 1778) и "Критические письма о музыкальном искусстве" (1760–64). Первое предназначалось для обсуждения важных музыкальных вопросов того времени, таких как сравнительные достоинства французской, итальянской и немецкой музыки и исполнительских практик. Большинство публикаций были рассчитаны на среднего любителя музыки и включали несколько сатир на буржуазные музыкальные вкусы. Марпург также предоставлял курс по элементарной теории музыки и переводил французские эссе по музыкальной эстетике, например "Эссе о хорошем вкусе в музыке" (1732) Грандваля. "Историко-критические заметки" были более профессиональными по стилю и содержанию, включая обзоры музыкальных книг, краткие биографии композиторов, отчеты о музыкальных изобретениях и обсуждения теоретических вопросов; целый выпуск был посвящен настройке и темпераменту (1778). "Критические письма" использовали формат коллекции писем от имени воображаемого общества, подобного тому, которое придумали Аддисон и Стил для "Наблюдателя". Письма адресовались различным музыкантам и большинство подписаны псевдонимами, которые, по-видимому, представляли самого Марпурга. Содержание схоже с "Историко-критическими заметками", но также включает развернутые полемики с Кирнбергером о фуге, с Георгом Андреасом Зорге о теориях Рамо, длинную серию статей о композиции речитатива и 59 коротких музыкальных произведений современников. В 1786 году Марпург издал "Легенды о некоторых святых музыки", состоящую главным образом из анекдотов о музыке и музыкантах, включая таких современников, как Йозеф Гайдн и аббат Фоглер. Сборник имитирует популярные музыкальные альманахи Форкеля и Юнкера.

В начале своей карьеры музыкального журналиста Марпург отстаивал традиционную точку зрения, что правильная функция искусства — воздействовать на аудиторию через подражание природе. Как и большинство его немецких современников, он черпал идеи из трудов французских авторов начала XVIII века, таких как Дю Бос, Батто и Боллиуд-Мерме. Например, он сомневался в ценности чисто инструментальной музыки. Со временем его отношение изменилось: он принял и похвалил современную инструментальную музыку, а фокус критики сместился от аудитории к произведению и даже к отношению композитора к нему. Это изменение критического подхода отражает общие тенденции в Германии 1760–1770-х годов.

Учебные работы Марпурга охватывают исполнение на клавире, бассо континуо и композицию. Они хорошо организованы и написаны, но не отличаются оригинальностью или дальновидностью. Среди его теоретических трудов "Трактат о фуге" (1753–54) представляет собой энциклопедическое и авторитетное обсуждение фугальной практики позднего барокко. Работа систематична в традициях Фукса, но при этом актуальна для описания тональной контрапунктной техники И. С. Баха и содержит примеры из произведений композиторов от Фрескобальди до Телемана. Многочисленные цитаты из музыки Баха и ссылки на него как на высшего мастера контрапункта и фуги подчеркивают историческую значимость работы. Описания Марпургом малых и больших контрапунктных и фугальных процедур, во многом основанные на произведениях Баха, стали предтечей современных учебников по классической фуге. Однако при жизни предмет трактата считался устаревшим: в предисловии Марпург занимал оборонительную позицию, утверждая, что техника фуги столь же необходима для галантного стиля, как и для строгого, и книга вышла только на немецком и французском языках.

Перевод Марпургом (1757) "Элементов музыки" Д'Аламбера сыграл значительную роль в распространении теорий Рамо в Германии. Однако знание этих идей было неполным, что ставило его в невыгодное положение в спорах с Кирнбергером и Зорге. Также знание истории музыки было лишь немного лучше, чем у большинства современников, поэтому его работы в этой области интереса не вызывали. Признание важности оригинальных источников проявляется в призыве к читателям его периодических изданий помогать Мартину Герберту в поиске и описании сохранившихся средневековых рукописей.

Произведения

Клавирные произведения

  • "6 сонат" ("6 sonate")
  • "Фуги и каприччио" ("Fughe e capricci")
  • "Попытка в фигурных хоралах" ("Versuch in figurirten Chorälen")
  • "Вторая попытка" ("Zweyter Versuch")
  • "Соната из сборника "Развлекательный сборник"" ("Sonata in Collection recreative")
  • "Рондо и менуэт в "Внеурочные часы берлинских муз"" ("Rondo, Menuet in Nebenstunden der Berlinischen Musen")
  • "3 канона" ("3 canons")
  • "Вариации на "Я спал, и мне снилось"" ("Variationen über Ich schlieff, da träumte mir")
  • "Аллеманда" ("Allemande")

Вокальные произведения

  • "11 песен в "Музыкальной подборке"" ("11 Lieder in Musikalisches Allerley")
  • "Песня в "Внеурочные часы берлинских муз"" ("Lied in Nebenstunden der Berlinischen Musen")
  • "Хитрые девушки" ("Die schlauen Mädchen")
  • "Не менее 4 песен в "Критических письмах о музыкальном искусстве"" ("Mindestens 4 Lieder in Kritische Briefe über die Tonkunst")
  • "Сборник из 24 песен" ("Recueil des 24 chansons")

Сборники (отредактированные Марпургом)

  • "Новые песни для исполнения на клавире" ("Neue Lieder zum singen beym Clavier")
  • "Берлинские оды и песни" ("Berlinische Oden und Lieder")
  • "Сборник новейших клавирных сочинений за 1756 год" ("Raccolta delle più nuove composizioni di clavicembalo … per l'anno 1756")
  • "Сборник клавирных сочинений за 1757 год" ("Raccolta … per l'anno 1757")
  • "Духовные, нравственные и светские оды" ("Geistliche, moralische und weltliche Oden")
  • "Духовные оды, положенные на мелодии" ("Geistliche Oden in Melodien gesetzt von einigen Tonkünstlern in Berlin")
  • "Берлинские оды и песни, том 2" ("Berlinische Oden und Lieder, ii")
  • "Клавирные пьесы с практическим наставлением, том 1" ("Clavierstücke mit einem practischen Unterricht, i")
  • "Клавирные пьесы с практическим наставлением, том 2" ("Clavierstücke mit einem practischen Unterricht, ii")
  • "Берлинские оды и песни, том 3" ("Berlinische Oden und Lieder, iii")
  • "Сборник фуг" ("Fugensammlung")
  • "Оды профессора Геллерта, положенные на клавир" ("Herrn Professor Gellerts Oden und Lieder nebst einigen Fabeln … auf das Clavier in die Musik gesetzt")

Теоретические работы

  • "Критический музыкант на Шпрее" ("Der critische Musicus an der Spree")
  • "Искусство игры на клавире" ("Die Kunst das Clavier zu spielen")
  • "Предисловие к "Искусству фуги"" ("Vorbericht, J.S. Bach: Die Kunst der Fuge")
  • "Трактат о фуге по принципам лучших немецких и иностранных мастеров" ("Abhandlung von der Fuge nach dem Grundsätzen der besten deutschen und ausländischen Meister")
  • "Историко-критические заметки по музыке" ("Historisch-kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik")
  • "Руководство по игре на клавире в соответствии с современными практиками" ("Anleitung zum Clavierspielen der schönen Ausübung der heutigen Zeit gemäss")
  • "Справочник по генеральному басу и композиции" ("Handbuch bey dem Generalbasse und der Composition")
  • "Систематическое введение в музыкальное искусство по учению Рамо" ("Systematische Einleitung in die musikalische Setzkunst, nach den Lehrsätzen des Herrn Rameau")
  • "Основы теоретической музыки" ("Anfangsgründe der theoretischen Musik")
  • "Руководство по композиции песен" ("Anleitung zur Singcomposition")
  • "Критическое введение в историю и принципы старой и новой музыки" ("Kritische Einleitung in die Geschichte und Lehrsätze der alten und neuen Musik")
  • "Руководство Георга Андреаса Зорге по генеральному басу и композиции с комментариями" ("Herrn Georg Andreas Sorgens Anleitung zur Generalbass und zur Composition, mit Anmerkungen")
  • "Критические письма о музыкальном искусстве" ("Kritische Briefe über die Tonkunst")
  • "Клавирные пьесы с практическим наставлением" ("Clavierstücke mit einem practischen Unterricht")
  • "Руководство по музыке и вокальному искусству с практическими примерами" ("Anleitung zur Musik überhaupt und zur Singkunst besonders mit Uebungsexampeln erläutert")
  • "Опыт о музыкальном строе и приложении к базису Рамо и Кирнбергера" ("Versuch über die musikalische Temperatur, nebst einem Anhang über den Rameau- und Kirnbergerschen Grundbass")
  • "Легенды о некоторых святых музыки" ("Legende einiger Musikheiligen")
  • "Новый метод удобного использования всех видов темпераций на клавире" ("Neue Methode allerley Arten von Temperaturen dem Claviere aufs Bequemste mitzutheilen")
  • "О смещении тонального основания в "Стабат матери" Перголези" ("Ueber die Verziehung eines Tonfusses in dem Pergolesischen Stabat mater")
  • "Эссе об истории органа" ("Aufsatz über die Geschichte der Orgel")

Ноты сочинений Фридриха Вильгельма Марпурга на сайте библиотеки IMSLP