Марпург, Фридрих Вильгельм
1718 - 1795
Назад

Фридрих Вильгельм Марпург (Friedrich Wilhelm Marpurg) - немецкий критик, журналист, теоретик и композитор
- Родился 21 ноября 1718 г. - Зеехоф, графство Вендемарк, Бранденбург.
- Умер 22 мая 1795 г. - Берлин.
Гербер утверждал, что Марпург рассказал ему, что жил в Париже около 1746 года; Карл Спазье подтвердил это, добавив, что Марпург был дружен с Вольтером, Д'Аламбером и другими, когда был секретарем “генерала Боденбурга”. Обычно считается, что это имя относится к генерал-лейтенанту Фридриху Рудольфу графу фон Ротенбургу, фавориту Фридриха Великого и прусскому эмиссару в Париже в 1744-1755 годах, а также автору книги Марпурга "Критика музыки и веселья" (1749-1750). С 1749 по 1763 год Марпург посвятил себя почти исключительно написанию и редактированию книг и периодических изданий о музыке, а также сочинению и редактированию песен и произведений для клавишных инструментов. В 1752 году по просьбе наследников И.С. Баха он написал примечательное предисловие к новому изданию "Искусства фуги". В 1755 году И.Г.И. Брейткопф попросил его сделать обзор первой работы, напечатанной с помощью усовершенствованной системы подвижного шрифта Брейткопфа, и впоследствии опубликовал многие из его работ. Их переписка показывает, что это был период серьезных финансовых трудностей для Марпурга, как и различные письма Кирнбергера Форкелю. Стараниями Кирнбергера в 1763 году Марпург получил должность в прусской государственной лотерее; в 1766 году он был назначен директором, и этот пост он занимал до конца своей жизни. Хотя есть свидетельства того, что он продолжал изучать музыку и заниматься другой музыкальной деятельностью после 1763 года, в последние годы его жизни появилось очень мало записей с его подписью. Три периодических издания Марпурга - "Критика музыки и веселья" (1749-1750), "Историко-критический журнал о музыке" (1754-1762, 1778) и "Краткий обзор тонкого искусства" (1760-1764) - были не только отредактированы, но и в значительной степени написаны им самим. Целью первого из них было обсуждение важных музыкальных тем того времени, таких как сравнительные достоинства французской, итальянской и немецкой музыки и ее исполнения. Большинство из них были адресованы любителям из среднего класса и включали в себя несколько восхитительных сатир на буржуазные музыкальные взгляды. Марпург также читал своим читателям курс элементарной теории музыки и переводы французских эссе по музыкальной эстетике, таких как "Эссе о любви к музыке" Гранваля (1732). Журнал "Историческая критика" был более профессиональным по стилю и содержанию, чем "Музыкальный критик", и включал обзоры книг о музыке, краткие биографии выдающихся музыкантов, сообщения о музыкальных изобретениях и обсуждения теоретических вопросов; целый выпуск был посвящен настройке и темперации (1778). Последнее периодическое издание, Kritische Briefe, использовало формат сборника писем, составленных от имени воображаемого общества, очень похожий на тот, который Эддисон и Стил придумали для своего журнала Spectator. Письма были адресованы разным музыкантам, и большинство из них были подписаны псевдонимами, которые, по-видимому, представляли Марпурга. Содержание аналогично содержанию "Историко-критического сборника", но также включает развернутую полемику с Кирнбергером о фуге и с Георгом Андреасом Зорге о достоинствах теорий Рамо, длинную серию статей о композиции речитатива и 59 коротких музыкальных произведений современников. В 1786 году Марпург опубликовал свою книгу "Легенда о музыке", состоящую в основном из анекдотов о музыке и музыкантах, включая таких современников, как Йозеф Гайдн и аббат Фоглер. Сборник представляет собой имитацию популярных музыкальных альманахов Форкеля и Юнкера. В начале своей карьеры музыкального журналиста Марпург отстаивал общепринятую точку зрения о том, что истинная функция искусства заключается в том, чтобы воздействовать на аудиторию (эмоциональная эстетика) посредством имитации природы. Как и большинство его немецких современников, он черпал свои идеи из работ французских писателей о музыке начала XVIII века, в том числе Дюбоса, Батте и Боллиу-Мерме. Например, он сомневался в ценности чисто инструментальной музыки. Со временем его отношение изменилось; он принимал и высоко оценивал современную инструментальную музыку, и фокус его критического внимания сместился с аудитории на само произведение и даже на отношение композитора к данному произведению. Это изменение критического подхода отражает общие изменения, произошедшие в Германии в 1760-х и 1770-х годах. Дидактические работы Марпурга посвящены игре на клавишных, цифрованному басу и композиции. Они хорошо организованы и хорошо написаны, но не отличаются дальновидностью и оригинальностью (в некоторых случаях он признавал, что в долгу перед другими). Один из его теоретических трактатов "Обращение к фуге" (1753-1754) представляет собой энциклопедическое и авторитетное исследование фугированной практики в музыке позднего барокко. Она систематизирована в традициях Фукса, но в то же время современна в описании и обсуждении тонального контрапункта И.С. Баха и содержит примеры из произведений композиторов от Фрескобальди до Телемана. Многочисленные цитаты из музыки Баха и многочисленные упоминания о нем как о величайшем мастере контрапункта и фуги в предисловии подчеркивают историческую значимость произведения. Описания Марпургом малых и крупных контрапунктических и фугальных приемов, основанные в основном на произведениях Баха, являются предшественниками современных описаний классической фуги в учебниках. Однако в свое время тема отвращения считалась старомодной: в предисловии Марпург занял оборонительную позицию, утверждая, что техника фугала так же необходима для галантного стиля, как и для строгого, и книга выдержала только одно издание на немецком и одно на французском (его собственный перевод) при его жизни. Переиздание этого произведения несколько раз в течение первой половины XIX века совпало с представлением музыки И.С. Баха широкой публике Зельтером, Мендельсоном и их последователями. Перевод Марпургом (1757) "Элементов музыки" Д'Аламбера в значительной степени способствовал распространению теорий Рамо в Германии. Однако его знания об этих идеях были недостаточными, что ставило его в невыгодное положение в спорах по этому поводу с Кирнбергером и Зорге. Аналогичным образом, знания Марпурга об истории музыки были немногим лучше, чем у большинства его современников, что делало его усилия в этой области малоинтересными. Но его признание важности первоисточников подтверждается обращением к читателям его периодических изданий с просьбой помочь Мартину Герберту в поиске и описании сохранившихся средневековых рукописей. Сочинения Марпурга состоят в основном из строфических песен, сочиненных в Северной Германии в середине XVIII века. Он был очень активен в качестве составителя и редактора таких песен и клавишных произведений, предназначенных для самодеятельных исполнителей. Большинство его сохранившихся сочинений представлены в этих сборниках; они являются компетентными, но не выдающимися. Кроме того, он опубликовал сборник из шести сонат для клавира (1755), сборник фуг (1777) и два сборника хоральных прелюдий. Эти сонаты похожи на те, что сочинил К.Ф.Э. Баха в 1740-х годах, фуги верны в деталях и плане, но неинтересны, а хоральные прелюдии в основном представляют собой обычные обработки cantus firmus.
Ноты сочинений Фридриха Вильгельма Марпурга на сайте библиотеки IMSLP