Марпург, Фридрих Вильгельм
1718 - 1795
Назад
Marpurg, Friedrich Wilhelm

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Немецкий критик, журналист, теоретик и композитор. Гербер утверждал, что Марпург сообщил ему о том, что он жил в Париже около 1746 года; Карл Шпайцер подтвердил это, добавив, что Марпург дружил с Вольтером, Д’Аламбером и другими, когда был секретарем у «генерала Боденбурга». Обычно предполагается, что речь идет о генерал-лейтенанте Фридрихе Рудольфе графе фон Ротенбурге, фаворите Фридриха Великого и прусском посланнике в Париже в 1744–1745 годах, а также посвящении Марпурга Der critische Musicus an der Spree (1749–50) (Критический музыкант на Шпрее).
С 1749 по 1763 год Марпург почти исключительно занимался написанием и редактированием книг и периодических изданий о музыке, а также сочинением и редактированием песен и произведений для клавира. В 1752 году по просьбе наследников И.С. Баха он написал примечательную предисловие к новому изданию Die Kunst der Fuge (Искусство фуги). В 1755 году И.Г.И. Брайткопф попросил его рецензировать первое произведение, напечатанное с улучшенной системой подвижного набора Брайткопфа, после чего многие его работы были изданы. Переписка свидетельствует о серьезных финансовых трудностях Марпурга в этот период. Благодаря усилиям Кирнбергера Марпург получил должность в прусской государственной лотерее в 1763 году, а в 1766 году был назначен директором, оставшись на этом посту до конца жизни. Несмотря на то что есть свидетельства о том, что он продолжал рецензировать музыку и участвовать в других музыкальных мероприятиях после 1763 года, в последние годы его имя появлялось в публикациях крайне редко.
Марпург издавал три периодических издания: Der critische Musicus an der Spree (1749–50) (Критический музыкант на Шпрее), Historisch-kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik (1754–62, 1778) (Историко-критические заметки по музыке) и Kritische Briefe über die Tonkunst (1760–64) (Критические письма о музыкальном искусстве). Первое предназначалось для обсуждения важных музыкальных вопросов того времени, таких как сравнительные достоинства французской, итальянской и немецкой музыки и исполнительских практик. Большинство публикаций были рассчитаны на среднего любителя музыки и включали несколько сатир на буржуазные музыкальные вкусы. Марпург также предоставлял курс по элементарной теории музыки и переводил французские эссе по музыкальной эстетике, например Essai sur le bon goust en musique (1732) (Эссе о хорошем вкусе в музыке) Грандваля. Historisch-kritische Beyträge были более профессиональными по стилю и содержанию, включая обзоры музыкальных книг, краткие биографии композиторов, отчеты о музыкальных изобретениях и обсуждения теоретических вопросов; целый выпуск был посвящен настройке и темпераменту (1778). Kritische Briefe использовали формат коллекции писем от имени воображаемого общества, подобного тому, которое придумали Аддисон и Стил для Spectator. Письма адресовались различным музыкантам и большинство подписаны псевдонимами, которые, по-видимому, представляли самого Марпурга. Содержание схоже с Historisch-kritische Beyträge, но также включает развернутые полемики с Кирнбергером о фуге, с Георгом Андреасом Зорге о теориях Рамо, длинную серию статей о композиции речитатива и 59 коротких музыкальных произведений современников. В 1786 году Марпург издал Legende einiger Musikheiligen (Легенды о некоторых святых музыки), состоящую главным образом из анекдотов о музыке и музыкантах, включая таких современников, как Йозеф Гайдн и аббат Фоглер. Сборник имитирует популярные музыкальные альманахи Форкеля и Юнкера.
В начале своей карьеры музыкального журналиста Марпург отстаивал традиционную точку зрения, что правильная функция искусства — воздействовать на аудиторию (аффективная эстетика) через подражание природе. Как и большинство его немецких современников, он черпал идеи из трудов французских авторов начала XVIII века, таких как Дю Бос, Батто и Боллиуд-Мерме. Например, он сомневался в ценности чисто инструментальной музыки. Со временем его отношение изменилось: он принял и похвалил современную инструментальную музыку, а фокус критики сместился от аудитории к произведению и даже к отношению композитора к нему. Это изменение критического подхода отражает общие тенденции в Германии 1760–1770-х годов.
Учебные работы Марпурга охватывают исполнение на клавире, бассо континуо и композицию. Они хорошо организованы и написаны, но не отличаются оригинальностью или дальновидностью (в некоторых случаях он признавал заимствование у других). Среди его теоретических трудов Abhandlung von der Fuge (1753–54) (Трактат о фуге) представляет собой энциклопедическое и авторитетное обсуждение фугальной практики позднего барокко. Работа систематична в традициях Фукса, но при этом актуальна для описания тональной контрапунктной техники И.С. Баха и содержит примеры из произведений композиторов от Фрескобальди до Телемана. Многочисленные цитаты из музыки Баха и ссылки на него как на высшего мастера контрапункта и фуги подчеркивают историческую значимость работы. Описания Марпургом малых и больших контрапунктных и фугальных процедур, во многом основанные на произведениях Баха, стали предтечей современных учебников по классической фуге. Однако при жизни предмет трактата считался устаревшим: в предисловии Марпург занимал оборонительную позицию, утверждая, что техника фуги столь же необходима для галантного стиля, как и для строгого, и книга вышла только на немецком и французском языках (его собственный перевод). Повторные издания в первой половине XIX века совпали с введением музыки И.С. Баха широкой публикой Зельтером, Мендельсоном и их последователями.
Перевод Марпургом (1757) Elémens de musique (Элементы музыки) Д’Аламбера сыграл значительную роль в распространении теорий Рамо в Германии. Однако знание этих идей было неполным, что ставило его в невыгодное положение в спорах с Кирнбергером и Зорге. Также знание истории музыки было лишь немного лучше, чем у большинства современников, поэтому его работы в этой области интереса не вызывали. Признание важности оригинальных источников проявляется в призыве к читателям его периодических изданий помогать Мартину Герберту в поиске и описании сохранившихся средневековых рукописей.
Композиторские работы Марпурга в основном состоят из строфических песен, характерных для Северной Германии середины XVIII века. Он активно занимался компиляцией и редактированием таких песен и клавирных произведений для любительских исполнителей. Большинство сохранившихся произведений вошли в эти сборники; они компетентны, но не выдающиеся. Кроме того, он опубликовал шесть сонат для клавира (ок. 1755), сборник фуг (1777) и два сборника хоральных прелюдий. Сонаты схожи с сочинениями К.Ф.Э. Баха 1740-х годов, фуги точны по деталям и плану, но неинтересны, а хоральные прелюдии в основном представляют собой стандартную обработку cantus firmus.
Произведения (подробно)
Клавирные
Вокальные
Сборники (редактированные Марпургом)
Писания
Ноты сочинений Фридриха Вильгельма Марпурга на сайте библиотеки IMSLP