Марпург, Фридрих Вильгельм
1718 - 1795

Назад

Marpurg, Friedrich Wilhelm

  • Дата рождения: 21 ноября 1718
  • Место рождения: Зеехоф, рядом с Вендемарком, Бранденбург
  • Дата смерти: 22 мая 1795
  • Место смерти: Берлин

Биография

Немецкий критик, журналист, теоретик и композитор. Гербер утверждал, что Марпург сообщил ему о том, что он жил в Париже около 1746 года; Карл Шпайцер подтвердил это, добавив, что Марпург дружил с Вольтером, Д’Аламбером и другими, когда был секретарем у «генерала Боденбурга». Обычно предполагается, что речь идет о генерал-лейтенанте Фридрихе Рудольфе графе фон Ротенбурге, фаворите Фридриха Великого и прусском посланнике в Париже в 1744–1745 годах, а также посвящении Марпурга Der critische Musicus an der Spree (1749–50) (Критический музыкант на Шпрее).

С 1749 по 1763 год Марпург почти исключительно занимался написанием и редактированием книг и периодических изданий о музыке, а также сочинением и редактированием песен и произведений для клавира. В 1752 году по просьбе наследников И.С. Баха он написал примечательную предисловие к новому изданию Die Kunst der Fuge (Искусство фуги). В 1755 году И.Г.И. Брайткопф попросил его рецензировать первое произведение, напечатанное с улучшенной системой подвижного набора Брайткопфа, после чего многие его работы были изданы. Переписка свидетельствует о серьезных финансовых трудностях Марпурга в этот период. Благодаря усилиям Кирнбергера Марпург получил должность в прусской государственной лотерее в 1763 году, а в 1766 году был назначен директором, оставшись на этом посту до конца жизни. Несмотря на то что есть свидетельства о том, что он продолжал рецензировать музыку и участвовать в других музыкальных мероприятиях после 1763 года, в последние годы его имя появлялось в публикациях крайне редко.

Творчество

Марпург издавал три периодических издания: Der critische Musicus an der Spree (1749–50) (Критический музыкант на Шпрее), Historisch-kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik (1754–62, 1778) (Историко-критические заметки по музыке) и Kritische Briefe über die Tonkunst (1760–64) (Критические письма о музыкальном искусстве). Первое предназначалось для обсуждения важных музыкальных вопросов того времени, таких как сравнительные достоинства французской, итальянской и немецкой музыки и исполнительских практик. Большинство публикаций были рассчитаны на среднего любителя музыки и включали несколько сатир на буржуазные музыкальные вкусы. Марпург также предоставлял курс по элементарной теории музыки и переводил французские эссе по музыкальной эстетике, например Essai sur le bon goust en musique (1732) (Эссе о хорошем вкусе в музыке) Грандваля. Historisch-kritische Beyträge были более профессиональными по стилю и содержанию, включая обзоры музыкальных книг, краткие биографии композиторов, отчеты о музыкальных изобретениях и обсуждения теоретических вопросов; целый выпуск был посвящен настройке и темпераменту (1778). Kritische Briefe использовали формат коллекции писем от имени воображаемого общества, подобного тому, которое придумали Аддисон и Стил для Spectator. Письма адресовались различным музыкантам и большинство подписаны псевдонимами, которые, по-видимому, представляли самого Марпурга. Содержание схоже с Historisch-kritische Beyträge, но также включает развернутые полемики с Кирнбергером о фуге, с Георгом Андреасом Зорге о теориях Рамо, длинную серию статей о композиции речитатива и 59 коротких музыкальных произведений современников. В 1786 году Марпург издал Legende einiger Musikheiligen (Легенды о некоторых святых музыки), состоящую главным образом из анекдотов о музыке и музыкантах, включая таких современников, как Йозеф Гайдн и аббат Фоглер. Сборник имитирует популярные музыкальные альманахи Форкеля и Юнкера.

В начале своей карьеры музыкального журналиста Марпург отстаивал традиционную точку зрения, что правильная функция искусства — воздействовать на аудиторию (аффективная эстетика) через подражание природе. Как и большинство его немецких современников, он черпал идеи из трудов французских авторов начала XVIII века, таких как Дю Бос, Батто и Боллиуд-Мерме. Например, он сомневался в ценности чисто инструментальной музыки. Со временем его отношение изменилось: он принял и похвалил современную инструментальную музыку, а фокус критики сместился от аудитории к произведению и даже к отношению композитора к нему. Это изменение критического подхода отражает общие тенденции в Германии 1760–1770-х годов.

Учебные работы Марпурга охватывают исполнение на клавире, бассо континуо и композицию. Они хорошо организованы и написаны, но не отличаются оригинальностью или дальновидностью (в некоторых случаях он признавал заимствование у других). Среди его теоретических трудов Abhandlung von der Fuge (1753–54) (Трактат о фуге) представляет собой энциклопедическое и авторитетное обсуждение фугальной практики позднего барокко. Работа систематична в традициях Фукса, но при этом актуальна для описания тональной контрапунктной техники И.С. Баха и содержит примеры из произведений композиторов от Фрескобальди до Телемана. Многочисленные цитаты из музыки Баха и ссылки на него как на высшего мастера контрапункта и фуги подчеркивают историческую значимость работы. Описания Марпургом малых и больших контрапунктных и фугальных процедур, во многом основанные на произведениях Баха, стали предтечей современных учебников по классической фуге. Однако при жизни предмет трактата считался устаревшим: в предисловии Марпург занимал оборонительную позицию, утверждая, что техника фуги столь же необходима для галантного стиля, как и для строгого, и книга вышла только на немецком и французском языках (его собственный перевод). Повторные издания в первой половине XIX века совпали с введением музыки И.С. Баха широкой публикой Зельтером, Мендельсоном и их последователями.

Перевод Марпургом (1757) Elémens de musique (Элементы музыки) Д’Аламбера сыграл значительную роль в распространении теорий Рамо в Германии. Однако знание этих идей было неполным, что ставило его в невыгодное положение в спорах с Кирнбергером и Зорге. Также знание истории музыки было лишь немного лучше, чем у большинства современников, поэтому его работы в этой области интереса не вызывали. Признание важности оригинальных источников проявляется в призыве к читателям его периодических изданий помогать Мартину Герберту в поиске и описании сохранившихся средневековых рукописей.

Произведения

Композиторские работы Марпурга в основном состоят из строфических песен, характерных для Северной Германии середины XVIII века. Он активно занимался компиляцией и редактированием таких песен и клавирных произведений для любительских исполнителей. Большинство сохранившихся произведений вошли в эти сборники; они компетентны, но не выдающиеся. Кроме того, он опубликовал шесть сонат для клавира (ок. 1755), сборник фуг (1777) и два сборника хоральных прелюдий. Сонаты схожи с сочинениями К.Ф.Э. Баха 1740-х годов, фуги точны по деталям и плану, но неинтересны, а хоральные прелюдии в основном представляют собой стандартную обработку cantus firmus.

Произведения (подробно)

Клавирные

  • 6 sonate, hpd (Нюрнберг, ок. 1755) (6 сонат)
  • Fughe e capricci, hpd/org, op.1 (Берлин, 1777) (Фуги и каприччио)
  • Versuch in figurirten Chorälen, org/hpd (Берлин и Амстердам, ок. 1789) (Попытка в фигурных хоралах)
  • Zweyter Versuch, org/hpd (Берлин и Амстердам, ок. 1792) (Вторая попытка)
  • Соната в Collection recreative, hpd (Нюрнберг, ок. 1760) (Соната из сборника «Развлекательный сборник»)
  • Рондо, менуэт, в Nebenstunden der Berlinischen Musen, i (Берлин, 1762) (Рондо и менуэт в «Внеурочные часы берлинских муз»)
  • 3 канона, в Berlinische musikalische Zeitung (Берлин, 4 января 1794) (3 канона)
  • Вариации на Ich schlieff, da träumte mir (ок. 1761–63) (Я спал, и мне снилось)
  • Allemande, Bsb (Аллеманда)

Вокальные

  • 11 песен, Ps xxxix, в Musikalisches Allerley (Берлин, 1761–63) (Музыкальная подборка)
  • Песня в Nebenstunden der Berlinischen Musen, i (Берлин, 1762) (Песня в «Внеурочные часы берлинских муз»)
  • Die schlauen Mädchen (1765) (Хитрые девушки)
  • Не менее 4 песен в Kritische Briefe über die Tonkunst (Берлин, 1760–64) (Критические письма о музыкальном искусстве)
  • Recueil des 24 chansons (Берлин, 1762) (Сборник из 24 песен)

Сборники (редактированные Марпургом)

  • Neue Lieder zum singen beym Clavier (Берлин, 1756) – 22 произведения Марпурга (Новые песни для исполнения на клавире)
  • Berlinische Oden und Lieder (Лейпциг, 1756) – 24 произведения Марпурга (Берлинские оды и песни)
  • Raccolta delle più nuove composizioni di clavicembalo … per l'anno 1756 (Лейпциг, 1756) – 9 произведений Марпурга (Сборник новейших клавирных сочинений за 1756 год)
  • Raccolta … per l'anno 1757 (Лейпциг, 1757) – 6 произведений Марпурга (Сборник клавирных сочинений за 1757 год)
  • Geistliche, moralische und weltliche Oden (Берлин, 1758) – 22 произведения Марпурга (Духовные, нравственные и светские оды)
  • Geistliche Oden in Melodien gesetzt von einigen Tonkünstlern in Berlin (Берлин, 1758) – 16 произведений Марпурга (Духовные оды, положенные на мелодии)
  • Berlinische Oden und Lieder, ii (Лейпциг, 1759) – 12 произведений Марпурга (Берлинские оды и песни, том 2)
  • Clavierstücke mit einem practischen Unterricht, i (Берлин, 1762) – 1 произведение Марпурга (Клавирные пьесы с практическим наставлением, том 1)
  • ii (Берлин, 1762) – 2 произведения Марпурга (том 2)
  • Berlinische Oden und Lieder, iii (Лейпциг, 1763) – 30 произведений Марпурга (Берлинские оды и песни, том 3)
  • Произведения в Fugensammlung, i (Берлин, 1758) и Herrn Professor Gellerts Oden und Lieder nebst einigen Fabeln … auf das Clavier in die Musik gesetzt (Лейпциг, 1759) (Сборник фуг и оды профессора Геллерта, положенные на клавир)

Писания

  • Der critische Musicus an der Spree (Берлин, 1749–50) (Критический музыкант на Шпрее)
  • Die Kunst das Clavier zu spielen, durch den Verfasser des critischen Musicus an der Spree (Берлин, 1750, переработанное издание 1762; французский перевод: Principes du clavecin, Берлин, 1756/1760) (Искусство игры на клавире автором «Критического музыканта на Шпрее»)
  • Vorbericht, J.S. Bach: Die Kunst der Fuge (Лейпциг, 1752) (Предисловие к «Искусству фуги»)
  • Abhandlung von der Fuge nach dem Grundsätzen der besten deutschen und ausländischen Meister (Берлин, 1753–54; французский перевод 1756) (Трактат о фуге по принципам лучших немецких и иностранных мастеров)
  • Abhandlung von den Manieren (1754) (Трактат о манерах) [сомнительно]
  • Historisch-kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik (Берлин, 1754–78) (Историко-критические заметки по музыке)
  • Anleitung zum Clavierspielen der schönen Ausübung der heutigen Zeit gemäss (Берлин, 1755; голландский перевод 1760) (Руководство по игре на клавире в соответствии с современными практиками)
  • Handbuch bey dem Generalbasse und der Composition … (Берлин, 1755–58) (Справочник по генеральному басу и композиции)
  • Systematische Einleitung in die musikalische Setzkunst, nach den Lehrsätzen des Herrn Rameau (Лейпциг, 1757) (Систематическое введение в музыкальное искусство по учению Рамо, перевод Д’Аламбера)
  • Anfangsgründe der theoretischen Musik (Лейпциг, 1757) (Основы теоретической музыки)
  • Anleitung zur Singcomposition (Берлин, 1758) (Руководство по композиции песен)
  • Kritische Einleitung in die Geschichte und Lehrsätze der alten und neuen Musik (Берлин, 1759) (Критическое введение в историю и принципы старой и новой музыки)
  • Herrn Georg Andreas Sorgens Anleitung zur Generalbass und zur Composition, mit Anmerkungen (Берлин, 1760) (Руководство Георга Андреаса Зорге по генеральному басу и композиции с комментариями)
  • Kritische Briefe über die Tonkunst (Берлин, 1760–64) (Критические письма о музыкальном искусстве)
  • 3 эссе в Clavierstücke mit einem practischen Unterricht, i–iii (Берлин, 1762–63) (Клавирные пьесы с практическим наставлением)
  • Anleitung zur Musik überhaupt und zur Singkunst besonders mit Uebungsexampeln erläutert (Берлин, 1763) (Руководство по музыке и вокальному искусству с практическими примерами)
  • Versuch über die musikalische Temperatur, nebst einem Anhang über den Rameau- und Kirnbergerschen Grundbass (Бреслау, 1776) (Опыт о музыкальном строе и приложении к базису Рамо и Кирнбергера)
  • Legende einiger Musikheiligen (Кёльн/Бреслау, 1786) (Легенды о некоторых святых музыки)
  • Neue Methode allerley Arten von Temperaturen dem Claviere aufs Bequemste mitzutheilen (Берлин, 1790) (Новый метод удобного использования всех видов темпераций на клавире)
  • «Ueber die Verziehung eines Tonfusses in dem Pergolesischen Stabat mater», Berlinische musikalische Zeitung (Берлин, 26 октября 1793) (О смещении тонального основания в «Стабат матери» Перголези)
  • Эссе о и истории органа (рукопись)

Ноты сочинений Фридриха Вильгельма Марпурга на сайте библиотеки IMSLP