Маротта, Эразмо
1576 - 1641

Назад

Marotta, Erasmo

  • Дата рождения: 24 февраля 1576/1578
  • Место рождения: Рандатцо, Сицилия, Италия
  • Дата смерти: 6 октября 1641
  • Место смерти: Палермо, Сицилия, Италия

Биография

Итальянский композитор. Благодаря своему ценному голосу и сильной склонности к музыке Маротта был отправлен в Рим ещё подростком. G.P. Flaccomio включил его в число девяти композиторов, которые создавали версии двойного мадригала Le risa a vicenda (RISM 15988) в конкурсе, коллекция была посвящена кардиналу Дель Монте 20 августа 1598 года.

Маротта находился на службе у кардинала Маттеи в Риме, где 1 января 1600 года посвятил ему свой первый сборник мадригалов на пять голосов Aminta musicale, в котором были использованы стихи из Aminta Тассо. Исключением является Mentre Madonna, написанная «на мотив сицилийского пассо э меццо».

К 1610 году Маротта уже был священником в Римской курии, когда подал заявку на вступление в Общество Иисуса. 10 мая 1612 года он начал новициат с иезуитами в Палермо, а в марте 1613 года перевёлся в новициат в Мессине. Во время Страстной недели того года в церкви S Nicolò dei Gentiluomini, Мессина, он впервые в Сицилии ввёл исполнение Страстей с соло-вокалом и basso continuo, исполняя партию Христа самостоятельно.

Маротта часто возвращался в Палермо, где в 1618 году его интермедии к сакральной трагедии Pelagius martyr иезуита Фабрицио де Спуккеса были исполнены по приказу вице-короля. Его музыка и исполнение пользовались огромным успехом, но как иезуит он уже не имел права петь и играть публично.

В 1620–1622 годах он был ректором колледжа в Минео, недалеко от Катании. В 1623 году вернулся в Палермо и оставался там до смерти, выполняя дипломатические миссии в Рим, Неаполь и родной город Рандатцо для надзора за строительством местного колледжа.

Маротта поручил своему родственнику, возможно племяннику Агапито Маротте, редактирование Raccolta di mottetti (Палермо, 1635), содержащего 36 мотетов для 2–5 голосов, псалом для 3 голосов и марианскую литанию для 5–6 голосов, все с basso continuo. Музыка Маротты отличается плотной, богатой, разнообразной гармонией, смелыми диссонансами и хроматизмами.

Его произведения имеют корни в сицилийском фольклоре, что особенно заметно в мотете Sancta Maria a due canti o tenori sopra un’aria siciliana и мадригале Mentre Madonna, где зафиксирована старейшая письменная версия народной мелодии furnarisca. Недавно обнаружена в Палермо в Jesuits’ Casa professa часть второго тенора для Miserere и мотетов для пятниц Великого поста для 8 голосов и органа.

Творчество

Эразмо Маротта был композитором высокого уровня, сочетавшим традиции итальянской церковной музыки с фольклорными мотивами Сицилии. Он использовал сольное пение с basso continuo, создавая выразительные, насыщенные гармонии и оригинальные полифонические текстуры.

Произведения

  • Le risa a vicenda (Смехи в ответ) – мадригал, 5 голосов, Рим, 1598
  • Aminta musicale … il primo libro de’ madrigali (Музыкальный Аминта, первый сборник мадригалов) – 5 голосов + диалог на 8 голосов, Венеция, 1600
  • Интермедии к Pelagius martyr (сакральная трагедия Ф. де Спуккеса), Палермо, 1618, утрачено
  • Raccolta di mottetti, libro primo – 2–5 голосов, псалом 3 голоса, литания 5–6 голосов с basso continuo, Палермо, 1635
  • Miserere e mottetti per li venerdì di quaresima – 8 голосов с basso continuo, Палермо, Casa professa, не опубликовано

Ноты сочинений Эразмо Маротты на сайте библиотеки IMSLP