Маротта, Эразмо
1576 - 1641
Назад
Marotta, Erasmo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Эразмо Маротта был итальянским композитором. Благодаря своему ценному голосу и сильной склонности к музыке Маротта был отправлен в Рим еще подростком. Дж. П. Флаккомио включил его в число девяти композиторов, которые создавали версии двойного мадригала "Смехи в ответ" в конкурсе, коллекция была посвящена кардиналу Дель Монте 20 августа 1598 года.
Маротта находился на службе у кардинала Маттеи в Риме, где 1 января 1600 года посвятил ему свой первый сборник мадригалов на пять голосов "Музыкальный Аминта", в котором были использованы стихи из "Аминты" Тассо. Исключением является "Пока Мадонна", написанная "на мотив сицилийского пассо э меццо".
К 1610 году Маротта уже был священником в Римской курии, когда подал заявку на вступление в Общество Иисуса. 10 мая 1612 года он начал новициат с иезуитами в Палермо, а в марте 1613 года перевелся в новициат в Мессине. Во время Страстной недели того года в церкви Святого Николая Знати, Мессина, он впервые в Сицилии ввел исполнение Страстей с сольным вокалом и бассо континуо, исполняя партию Христа самостоятельно.
Маротта часто возвращался в Палермо, где в 1618 году его интермедии к сакральной трагедии "Мученик Пелагий" иезуита Фабрицио де Спуккеса были исполнены по приказу вице-короля. Его музыка и исполнение пользовались огромным успехом, но как иезуит он уже не имел права петь и играть публично.
В 1620–1622 годах он был ректором колледжа в Минео, недалеко от Катании. В 1623 году вернулся в Палермо и оставался там до смерти, выполняя дипломатические миссии в Рим, Неаполь и родной город Рандатцо для надзора за строительством местного колледжа.
Маротта поручил своему родственнику, возможно племяннику Агапито Маротте, редактирование "Сборника мотетов" (Палермо, 1635), содержащего 36 мотетов для 2–5 голосов, псалом для 3 голосов и марианскую литанию для 5–6 голосов, все с бассо континуо. Музыка Маротты отличается плотной, богатой, разнообразной гармонией, смелыми диссонансами и хроматизмами.
Его произведения имеют корни в сицилийском фольклоре, что особенно заметно в мотете "Святая Мария" для двух голосов или теноров на сицилийскую арию и мадригале "Пока Мадонна", где зафиксирована старейшая письменная версия народной мелодии фурнариска. Недавно обнаружена в Палермо в доме иезуитов часть второго тенора для "Помилуй меня, Боже" и мотетов для пятниц Великого поста для 8 голосов и органа.
Эразмо Маротта был композитором высокого уровня, сочетавшим традиции итальянской церковной музыки с фольклорными мотивами Сицилии. Он использовал сольное пение с бассо континуо, создавая выразительные, насыщенные гармонии и оригинальные полифонические текстуры.
Мадригалы
Духовная музыка
Сценическая музыка
Ноты сочинений Эразмо Маротты на сайте библиотеки IMSLP