Маротта, Эразмо
1576 - 1641

Назад

Эразмо Маротта (Erasmo Marotta) - итальянский композитор

  • Родился 24 февраля 1576 или 1578 г. - Рандаццо, Сицилия.
  • Умер 6 октября 1641 г. - Палермо.

Его прекрасный голос и большая склонность к музыке привели к тому, что его отправили в Рим, когда он был еще подростком. Дж.П. Флаккомио включил его в число девяти композиторов, каждый из которых участвовал в конкурсе на создание двойного мадригала "Le risa a vicenda" (1598): сборник был представлен в Риме 20 августа 1598 года. к кардиналу Дель Монте. Маротта состоял на службе у кардинала Маттеи в Риме, когда 1 января 1600 года посвятил ему свою первую книгу мадригалов для пяти голосов под названием "Aminta musicale" - переложение стихов из "Аминты" Тассо. Маротта уже был священником Римской курии, когда в 1610 году подал заявление о вступлении в Общество Иисуса. 10 мая 1612 года он начал проходить послушничество у иезуитов в Палермо, а в марте 1613 года перешел в послушничество в Мессине. Во время Страстной недели того же года в Николо-деи-Джентилуомини, Мессина, он познакомил Сицилию с практикой исполнения Страстей Господних сольными голосами и аккомпанементом basso continuo, исполняя партию самого Христа. Он часто возвращался в Палермо, где в 1618 году по приказу вице-короля была поставлена его опера "Мученик Пелагий" иезуита Фабрицио де Спучеса. Его музыка и пение имели ошеломляющий успех, но как священнику-иезуиту Маротте больше не разрешалось петь и играть на публике. С 1620 по 1622 год он был ректором колледжа в Минео, небольшом городке недалеко от Катании. Он вернулся в Палермо в 1623 году и оставался там до самой своей смерти, выполняя дипломатические миссии в Риме и Неаполе (1627-1628), а также в своем родном городе Рандаццо (1628-1629), чтобы руководить строительством местного колледжа. Возможно, чувство осторожности побудило его поручить родственнику, возможно, своему племяннику Агапито Маротте, отредактировать для трех голосов его "Raccolta di mottetti" в Палермо в 1635 году. Он содержит 36 мотетов для двух-пяти голосов, псалом и Богородичную литанию для пяти-шести голосов, все с basso continuo, “в серьезном и ласковом стиле”. "Хорошо согласованная гармония... в равной степени нежная и благоговейная" всегда плотна, насыщенна, разнообразна и наполнена смелыми диссонансами и хроматизмами. Композитор обладает незаурядным воображением, которое постоянно удивляет тем, как эффективно передается смысл слов. Изысканная музыка Маротты, особенно передовая в контексте итальянской музыки того периода, уходит корнями в сицилийский фольклор. В отличие от Пьетро Винчи, который скрывал их, Маротта любил указывать на свои фольклорные сюжеты в названиях своих композиций: мотет "Святая Мария", посвященный песне "Тенори сопра уна Сицилиана", основан на традиционной песне для сцеживания винного сусла; а мадригал "Мадонна Ментре" содержит древнейшую письменную версию "фурнариски", доминирующей мелодии сицилийского фольклора. Недавно в доме профессы иезуитов в Палермо была обнаружена вторая рукописная часть "Мизерере" Маротты и "песнопений для пятниц великим постом" для восьми голосов и органа basso continuo, принадлежащая тенору. Том, находившийся во владении грацского двора в 1672 году, описанный как "Музыка для четырёх голосов", утерян; вероятно, это был сборник мадригалов.

Ноты сочинений Эразмо Маротты на сайте библиотеки IMSLP