Марини, Бьяджо
1594 - 1663
Назад
Marini, Biagio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бьяджо Марини был итальянским композитором и инструменталистом. Судя по всему, он происходил из известной брешийской семьи. Его дядя, Джачинто Бондиоли, также был композитором и, возможно, стал одним из его учителей; никаких подтверждений того, что он учился у Дж.Б. Фонтаны, другого брешийского музыканта, нет.
26 апреля 1615 года Марини был назначен скрипачом в собор Сан-Марко в Венеции, что, вероятно, означало работу под руководством Клаудио Монтеверди. К 1620 году он вернулся в Брешию и занял должность маэстро ди капелла в церкви Сан-Эфемия, а также стал музыкальным руководителем Accademia degli Erranti. 30 января 1621 года его приняли на службу как инструменталиста при дворе Фарнезе в Парме.
С 1623 по 1649 годы Марини служил при дворе Виттельсбахов в Нойбурге-на-Дунае, часть времени — в должности капельмейстера, но также надолго покидал двор, бывая в Брюсселе (1624), Милане (1631–1632), Бергамо (1632), Дюссельдорфе (1640, 1644–1645), Брешии и, возможно, Венеции. В 1649 году он снова был в Милане как маэстро ди капелла в Сан-Мария-делла-Скала, а в 1651–1653 годах работал в Ферраре и Венеции. К 1654 году Марини снова оказался в Милане, затем в Виченце в 1655–1656 годах.
Документально зафиксированы три брака композитора; документ 1641 года упоминает пять детей. В акте о смерти указан возраст около 76 лет.
Все сохранившиеся произведения Марини изданы в печатной форме. По крайней мере семь его сборников утрачены, другие неполны. Его вокальная музыка охватывает многие жанры того времени: строфическую арию, монодию, большие концертантные мадригалы с инструментами. Опус 2 (1618) примечателен первым появлением в печати lettera amorosa (любовное письмо) — за год до известных примеров Монтеверди. Издания опусов 13 и 16 1640-х годов знаменуют кульминацию работы Марини в жанре светского концертантного мадригала, особенно опус 16, который во многом опирается на Madrigali guerrieri ed amorosi Монтеверди. В 1650-е годы он сосредоточился на духовной музыке, также используя концертантный стиль.
Наибольшую известность Марини получил как автор инструментальной музыки. Опус 1 (1617) включает симфонии, сонаты, канцоны и танцы для одной или двух скрипок с basso continuo. Симфонии La Ponte и La Gardana и соната La Orlandina, все для одной скрипки с basso continuo, являются первыми датированными примерами расширенных соло-произведений для скрипки (или корнетта), где партия континуо действительно является аккомпанирующей. Сонаты La Foscarina и La Agguzzona для двух скрипок с континуо — самые крупные произведения в сборнике.
Термин tremolo con l'arco впервые встречается в La Foscarina, а указания на легато — в обеих сонатах; оба приёма свидетельствуют об установлении специфического скрипичного идиома. Двойные остановки и импровизационные указания affetti впервые встречаются в соло-произведениях опуса 2; ещё одно соло на основе romanesca — в опусе 3.
Наибольшим и наиболее новаторским инструментальным сборником Марини является опус 8, включающий почти все инструментальные жанры того времени. Трио-сонаты длиннее, чем в опусе 1; третья и четвёртая сонаты для соло-скрипки с континуо представляют, вместе с работами Дж.Б. Фонтаны, первые заметные достижения в жанре. В этих произведениях Марини исследует необычные эффекты: тройные остановки (Capriccio in modo di un lira), scordatura, а также необычные композиционные приёмы (Sonata senza cadenza).
Между опусом 8 и последним полностью инструментальным изданием Марини — опусом 22 — прошло 29 лет. Инструментальная музыка этого периода представлена лишь четырьмя сонатами опуса 15 и двумя баллетто опуса 16. В опусе 22 упоминаются два типа сонат — da camera и da chiesa, но отдельные сонаты не маркированы. Четыре из шести сонат делятся на отдельные контрастные части, что предвосхищает многочастные сонаты будущего. В сборнике также присутствуют танцы и симфонии, а Balletto secondo — настоящая танцевальная сюита.
Инструментальная музыка Марини отличается высоким мастерством, мелодии лиричны и индивидуальны. В течение карьеры его композиции демонстрируют всё большую тональную проработку: в опусе 22 встречаются модуляции квинтами, смелые хроматические решения, необычные гармонические последовательности и расширенное использование фугоподобного имитационного письма.
Опусы инструментальные и вокальные с переводом:
Мотеты с переводом:
Ноты сочинений Бьяджо Марини на сайте библиотеки IMSLP