Марини, Бьяджо
1594 - 1663

Назад

Бьяджо Марини (Biagio Marini) - итальянский композитор и скрипач

  • Родился 5 февраля 1594 г. - Брешиа.
  • Умер в 1663 г. - Венеция.

По-видимому, он происходил из известной семьи брешианцев. Дядя, Джачинто Бондиоли, также был композитором и, возможно, одним из его учителей; нет никаких свидетельств, подтверждающих утверждение, что он учился у Дж. Б. Фонтаны, другого уроженца Брешии. 26 апреля 1615 года Марини был назначен скрипачом в Сан-Марко в Венеции и, таким образом, вероятно, работал под руководством Монтеверди. К 1620 году он вернулся в Брешию в качестве маэстро капеллы в Эуфемии и музыкального руководителя Академии дельи Эрранти; 30 января 1621 года он был принят на работу в качестве музыканта при дворе Фарнезе в Парме. С 1623 по 1649 год он некоторое время служил капельмейстером при дворе Виттельсбахов в Нойбурге-на-Донау, но также подолгу работал в Брюсселе (в 1624 году), Милане (1631-1632), Бергамо (1632), Дюссельдорфе (в 1640 и 1644-1645), Брешии и других городах. В 1649 году он снова был в Милане в качестве маэстро капеллы в соборе Мария делла Скала, а в 1651-1653 годах работал в Ферраре и Венеции. В 1654 году он снова оказался в Милане, а затем в Виченце в 1655-1666 годах. Документально подтверждены три брака; в документе, датированном 1641 годом, упоминается о пятерых детях. В записи о его смерти указывается, что ему было около 76 лет. Вся сохранившаяся музыка Марини представлена в печатном виде. По меньшей мере семь томов утрачены, остальные не завершены. Вокальная музыка Марини охватывает многие вокальные жанры того времени. Соч.2 (1618) примечателен первым появлением в печати любовного письма (известные образцы Монтеверди появились в 1619 году). Публикация соч.13 и 16 в 1640-х годах ознаменовала кульминацию его работы над светским мадригалом concertato: соч.16 был особенно обязан мадригалу Монтеверди "guerrieri ed amorosi". В 1650-х годах Марини, по-видимому, сосредоточил свое внимание на духовной музыке, также используя стиль концертато. Как и в его последнем сборнике инструментальной музыки, в этих поздних произведениях наиболее ярко выражена тональная направленность. Однако больше всего Марини известен как композитор инструментальной музыки. Его сочинение №1 (1617) содержит симфонии, сонаты, канцоны и танцы, все для одной или двух скрипок и континуо. Стилистические различия между сонатами и более длинными симфониями не всегда очевидны. Симфонии "Ла Понте" и "Ла Гардана", а также соната "Орландина", все для одной скрипки с континуо, являются первыми известными примерами расширенного сольного произведения для скрипки (или корнета), в котором партия континуо по-настоящему аккомпанирует. Две сонаты, "Фоскарина" и "Аггуццона", обе для двух скрипок и континуо, являются наиболее содержательными произведениями в коллекции; они разделены на несколько обширных разделов. Термин "tremolo con l'arco" в "Фоскарине" - это первое конкретное указание на этот эффект, и в обеих сонатах появляются признаки невнятности; обе особенности указывают на создание идиомы для струнных. Пассажи, требующие смену позиции, и использование импровизационной инструкции "affetti" впервые появляются в сольных инструментальных пьесах соч.2; еще одно сольное произведение, основанное на романской музыке, можно найти в соч.3. Самая большая и инновационная коллекция инструментальной музыки Марини - соч.8, которая содержит образцы практически всех инструментальных жанров того времени. Трио-сонаты длиннее, чем в соч.1, а третья и четвертая сонаты для скрипки соло и континуо представляют собой, наряду с сонатами Дж. Б. Фонтаны, первые заметные достижения в этом жанре. В этих произведениях Марини использовал необычные инструментальные эффекты, такие как скордатура, а также необычные композиционные приемы (Sonata senza cadenza). К сожалению, между op.8 и следующей и последней полностью инструментальной работой Марини, op.22, существует промежуток в 29 лет. Инструментальная музыка за прошедшие годы представлена только четырьмя сонатами в op.15 и двумя балетами в op.16. Два вида сонат, “da camera” и "da chiesa" упомянуты на титульном листе соч.22, но отдельные сонаты не обозначены. Четыре из шести сонат в коллекции четко разделены на отдельные контрастные разделы, что указывает на будущие многочастные сонаты. Также включены танцы и симфонии, а балет "Секондо" - это настоящая танцевальная сюита. В соответствии с возросшим интересом Марини к использованию относительно больших согласованных сил, примером чего являются вокальные произведения 1640-х годов, эти произведения в целом более полно исполнены. Инструментальная музыка Марини отличается высоким уровнем мастерства, и он, как правило, избегал чисто механических решений композиционных проблем. Его мелодическое письмо отличается индивидуальным лиризмом. На протяжении всей карьеры Марини в своих работах демонстрирует растущую тенденцию к тональному оформлению: его последняя публикация, соч.22, включает в себя самые смелые попытки использовать хроматизм, самые необычные аккордовые прогрессии и наиболее широкое использование имитации.

Ноты сочинений Бьяджо Марини на сайте библиотеки IMSLP