Марини, Бьяджо
1594 - 1663

Назад

Marini, Biagio

  • Дата рождения: 5 февраля 1594
  • Место рождения: Брешиа, Италия
  • Дата смерти: 1663
  • Место смерти: Венеция, Италия

Биография

Бьяджо Марини был итальянским композитором и инструменталистом. Судя по всему, он происходил из известной брешийской семьи. Его дядя, Джачинто Бондиоли, также был композитором и, возможно, стал одним из его учителей; никаких подтверждений того, что он учился у Дж.Б. Фонтаны, другого брешийского музыканта, нет.

26 апреля 1615 года Марини был назначен скрипачом в собор Сан-Марко в Венеции, что, вероятно, означало работу под руководством Клаудио Монтеверди. К 1620 году он вернулся в Брешию и занял должность маэстро ди капелла в церкви Сан-Эфемия, а также стал музыкальным руководителем Accademia degli Erranti. 30 января 1621 года его приняли на службу как инструменталиста при дворе Фарнезе в Парме.

С 1623 по 1649 годы Марини служил при дворе Виттельсбахов в Нойбурге-на-Дунае, часть времени — в должности капельмейстера, но также надолго покидал двор, бывая в Брюсселе (1624), Милане (1631–1632), Бергамо (1632), Дюссельдорфе (1640, 1644–1645), Брешии и, возможно, Венеции. В 1649 году он снова был в Милане как маэстро ди капелла в Сан-Мария-делла-Скала, а в 1651–1653 годах работал в Ферраре и Венеции. К 1654 году Марини снова оказался в Милане, затем в Виченце в 1655–1656 годах.

Документально зафиксированы три брака композитора; документ 1641 года упоминает пять детей. В акте о смерти указан возраст около 76 лет.

Творчество

Все сохранившиеся произведения Марини изданы в печатной форме. По крайней мере семь его сборников утрачены, другие неполны. Его вокальная музыка охватывает многие жанры того времени: строфическую арию, монодию, большие концертантные мадригалы с инструментами. Опус 2 (1618) примечателен первым появлением в печати lettera amorosa (любовное письмо) — за год до известных примеров Монтеверди. Издания опусов 13 и 16 1640-х годов знаменуют кульминацию работы Марини в жанре светского концертантного мадригала, особенно опус 16, который во многом опирается на Madrigali guerrieri ed amorosi Монтеверди. В 1650-е годы он сосредоточился на духовной музыке, также используя концертантный стиль.

Наибольшую известность Марини получил как автор инструментальной музыки. Опус 1 (1617) включает симфонии, сонаты, канцоны и танцы для одной или двух скрипок с basso continuo. Симфонии La Ponte и La Gardana и соната La Orlandina, все для одной скрипки с basso continuo, являются первыми датированными примерами расширенных соло-произведений для скрипки (или корнетта), где партия континуо действительно является аккомпанирующей. Сонаты La Foscarina и La Agguzzona для двух скрипок с континуо — самые крупные произведения в сборнике.

Термин tremolo con l'arco впервые встречается в La Foscarina, а указания на легато — в обеих сонатах; оба приёма свидетельствуют об установлении специфического скрипичного идиома. Двойные остановки и импровизационные указания affetti впервые встречаются в соло-произведениях опуса 2; ещё одно соло на основе romanesca — в опусе 3.

Наибольшим и наиболее новаторским инструментальным сборником Марини является опус 8, включающий почти все инструментальные жанры того времени. Трио-сонаты длиннее, чем в опусе 1; третья и четвёртая сонаты для соло-скрипки с континуо представляют, вместе с работами Дж.Б. Фонтаны, первые заметные достижения в жанре. В этих произведениях Марини исследует необычные эффекты: тройные остановки (Capriccio in modo di un lira), scordatura, а также необычные композиционные приёмы (Sonata senza cadenza).

Между опусом 8 и последним полностью инструментальным изданием Марини — опусом 22 — прошло 29 лет. Инструментальная музыка этого периода представлена лишь четырьмя сонатами опуса 15 и двумя баллетто опуса 16. В опусе 22 упоминаются два типа сонат — da camera и da chiesa, но отдельные сонаты не маркированы. Четыре из шести сонат делятся на отдельные контрастные части, что предвосхищает многочастные сонаты будущего. В сборнике также присутствуют танцы и симфонии, а Balletto secondo — настоящая танцевальная сюита.

Инструментальная музыка Марини отличается высоким мастерством, мелодии лиричны и индивидуальны. В течение карьеры его композиции демонстрируют всё большую тональную проработку: в опусе 22 встречаются модуляции квинтами, смелые хроматические решения, необычные гармонические последовательности и расширенное использование фугоподобного имитационного письма.

Произведения

Опусы инструментальные и вокальные с переводом:

  • Опус 1: Affetti musicali (Музыкальные страсти), 1–2 скрипки/корнетты, континуо (Венеция, 1617)
  • Опус 2: Madrigali e symfonie (Мадригалы и симфонии), 1–5 голосов (Венеция, 1618)
  • Опус 3: Arie, madrigali et corenti (Арии, мадригалы и коренти), 1–3 голоса (Венеция, 1620)
  • Опус 5: Scherzi e canzonette (Шутки и песенки), 1–2 голоса, гитара, скрипка (Парма, 1622)
  • Опус 6: Le lagrime d’Erminia in stile recitativo (Слёзы Эрминии в речитативном стиле), голос, гитара/клавишные (Парма, 1623)
  • Опус 7: Per le musiche di camera concerti (Концерты для камерной музыки), 4–6 голосов (Венеция, 1634)
  • Опус 8: Sonate, symphonie … e retornelli (Сонаты, симфонии и реторнелли), 1–6 инструментов (Венеция, 1629)
  • Опус 9: Madrigaletti (Малые мадригалы), 1–4 голоса, гитара, континуо (Венеция, 1635)
  • Опус 13: Compositioni varie per musica di camera (Различные композиции для камерной музыки), 2–5 голосов, 2 скрипки, континуо (Венеция, 1641)
  • Опус 15: Corona melodica (Мелодическая корона), 2–6 голосов, континуо (Антверпен, 1644)
  • Опус 16: Concerto terzo delle musiche da camera (Третий концерт камерной музыки), 3–6 голосов, континуо (Милан, 1649)
  • Опус 18: Salmi per tutte le solennità dell’anno concertati nel moderno stile (Псалмы ко всем праздникам года в современном стиле), 1–3 голоса, скрипка, континуо (Венеция, 1653)
  • Опус 20: Vesperi per tutte le festività dell’anno (Вечерни ко всем праздникам года), 4 голоса, орган (Венеция, 1654)
  • Опус 21: Lagrime di Davide sparse nel miserere (Слёзы Давида, рассыпанные в «Мизерере»), 2–4 голоса и более, 2 скрипки, орган (Венеция, 1655)
  • Опус 22: Per ogni sorte di strumento musicale diversi generi di sonate, da chiesa e da camera (Для всех типов музыкальных инструментов: разные жанры сонат, церковные и камерные), 2–4 инструмента, континуо (Венеция, 1655)

Мотеты с переводом:

  • 2 мотета (1649)
  • 2 мотета (1653)

Ноты сочинений Бьяджо Марини на сайте библиотеки IMSLP