Марини, Бьяджо
1594 - 1663
Назад
Marini, Biagio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бьяджо Марини был итальянским композитором и инструменталистом. Судя по всему, он происходил из известной брешийской семьи. Его дядя, Джачинто Бондиоли, также был композитором и, возможно, стал одним из его учителей; никаких подтверждений того, что он учился у Дж.Б. Фонтаны, другого брешийского музыканта, нет.
26 апреля 1615 года Марини был назначен скрипачом в собор Сан-Марко в Венеции, что, вероятно, означало работу под руководством Клаудио Монтеверди. К 1620 году он вернулся в Брешию и занял должность маэстро ди капелла в церкви Сан-Эфемия, а также стал музыкальным руководителем "Академии заблудших". 30 января 1621 года его приняли на службу как инструменталиста при дворе Фарнезе в Парме.
С 1623 по 1649 годы Марини служил при дворе Виттельсбахов в Нойбурге-на-Дунае, часть времени — в должности капельмейстера, но также надолго покидал двор, бывая в Брюсселе (1624), Милане (1631–1632), Бергамо (1632), Дюссельдорфе (1640, 1644–1645), Брешии и, возможно, Венеции. В 1649 году он снова был в Милане как маэстро ди капелла в Сан-Мария-делла-Скала, а в 1651–1653 годах работал в Ферраре и Венеции. К 1654 году Марини снова оказался в Милане, затем в Виченце в 1655–1656 годах.
Документально зафиксированы три брака композитора; документ 1641 года упоминает пять детей. В акте о смерти указан возраст около 76 лет.
Все сохранившиеся произведения Марини изданы в печатной форме. По крайней мере семь его сборников утрачены, другие неполны. Его вокальная музыка охватывает многие жанры того времени: строфическую арию, монодию, большие концертантные мадригалы с инструментами. Опус 2 (1618) примечателен первым появлением в печати "любовного письма" — за год до известных примеров Монтеверди. Издания опусов 13 и 16 1640-х годов знаменуют кульминацию работы Марини в жанре светского концертантного мадригала, особенно опус 16, который во многом опирается на "Мадригалы военные и любовные" Монтеверди. В 1650-е годы он сосредоточился на духовной музыке, также используя концертантный стиль.
Наибольшую известность Марини получил как автор инструментальной музыки. Опус 1 (1617) включает симфонии, сонаты, канцоны и танцы для одной или двух скрипок с бассо континуо. Симфонии "Мост" и "Гардана" и соната "Орландина", все для одной скрипки с бассо континуо, являются первыми датированными примерами расширенных соло-произведений для скрипки (или корнетта), где партия континуо действительно является аккомпанирующей. Сонаты "Фоскарина" и "Аггуццона" для двух скрипок с континуо — самые крупные произведения в сборнике.
Термин "тремоло смычком*" впервые встречается в "Фоскарине", а указания на легато** — в обеих сонатах; оба приёма свидетельствуют об оба приёма свидетельствуют о формировании уникального скрипичного стиля. Двойные остановки*** и импровизационные указания "аффекты" впервые встречаются в соло-произведениях опуса 2; ещё одно соло на основе "романски" — в опусе 3.
Наибольшим и наиболее новаторским инструментальным сборником Марини является опус 8, включающий почти все инструментальные жанры того времени. Трио-сонаты длиннее, чем в опусе 1; третья и четвёртая сонаты для соло-скрипки с континуо представляют, вместе с работами Дж.Б. Фонтаны, первые заметные достижения в жанре. В этих произведениях Марини исследует необычные эффекты: тройные остановки ("Каприччо в манере лиры"), "скордатура", а также необычные композиционные приёмы ("Соната без каденции").
Между опусом 8 и последним полностью инструментальным изданием Марини — опусом 22 — прошло 29 лет. Инструментальная музыка этого периода представлена лишь четырьмя сонатами опуса 15 и двумя баллетто опуса 16. В опусе 22 упоминаются два типа сонат — "камерные" и "церковные", но отдельные сонаты не маркированы. Четыре из шести сонат делятся на отдельные контрастные части, что предвосхищает многочастные сонаты будущего. В сборнике также присутствуют танцы и симфонии, а "Второе баллетто" — настоящая танцевальная сюита.
Инструментальная музыка Марини отличается высоким мастерством, мелодии лиричны и индивидуальны. В течение карьеры его композиции демонстрируют всё большую тональную проработку: в опусе 22 встречаются модуляции квинтами, смелые хроматические решения, необычные гармонические последовательности и расширенное использование фугоподобного имитационного письма.
Инструментальные и вокальные опусы
Мотеты
----------
*"Тремоло смычком" (tremolo con l'arco): Это быстрое повторение одного и того же звука короткими движениями смычка. Этот дрожащий, трепетный эффект невозможен на клавишных или духовых инструментах. Он рожден именно из техники игры на смычковых инструментах и создает особое настроение и напряжение.
**Указания на "легато" (legato): Это указание играть несколько нот на одном плавном движении смычка, без пауз между ними. Это позволяет создавать длинные, певучие, вокальные фразы, которые являются одной из главных сильных сторон скрипки. Обозначение легато в нотах показывает, что композитор мыслит именно в терминах смычковой фразировки.
***Двойные остановки (double stops): Это техника, при которой скрипач извлекает звук одновременно из двух струн. Это позволяет скрипке звучать как маленький ансамбль, создавая гармонию и полифонию. Это чисто скрипичный прием, значительно расширяющий ее выразительные возможности.
Итог:
До Марини скрипка часто использовалась для исполнения музыки, которая могла бы быть сыграна и на других инструментах. Обнаружив и начав систематически применять такие приемы, как тремоло, легато и двойные ноты, Марини и его современники сформировали особый "язык" — то есть идиому — скрипичной музыки. Они доказали, что скрипка — это не просто мелодический инструмент, а инструмент с огромными виртуозными и выразительными возможностями, заложив основы техники для всех последующих поколений композиторов и скрипачей.
Ноты сочинений Бьяджо Марини на сайте библиотеки IMSLP