Марешаль, Самуэль
1554 - 1640

Назад

Mareschall, Samuel

Портрет композитора Самуэль Марешаль

  • Дата рождения: май 1554
  • Место рождения: Турне, Фландрия
  • Дата смерти: декабрь 1640 (?)
  • Место смерти: Базель, Швейцария

Биография

Самуэль Марешаль был швейцарским композитором, органистом, педагогом и теоретиком музыки фламандского происхождения. Из-за утраты архивов Турне его первое упоминание в документах связано с Базелем. Вскоре после смерти Грегора Мейера в ноябре 1576 года он стал органистом Базельского собора. В 1577 году он поступил в Базельский университет, где был назначен первым профессором музыки. Одновременно преподавал в гимназии и в Коллегиуме Алумнорум, оставаясь на всех этих должностях до самой смерти в возрасте 86 лет.

Около 1578 года он женился на дочери базельского проповедника; в браке родилось 11 детей. Судя по многочисленным обращениям к городским властям, семья жила небогато. В 1588/89 году при реформе гимназии Марешаль подготовил свой труд "Врата музыки", представляющий собой небольшое руководство по теории и обучению игре на виоле.

В его курс практической музыки входило не только обучение инструментам и клавишным, но и пение четырёхголосных псалмов на немецком и латинском языках. В 1622 году он издал сборник "Приятные и стройные мелодии псалмов", к которому приложил краткое "Основы музыки".

Творчество

Наибольшую известность Марешалю принесли гармонизированные немецкие псалмы. Его "Полный псалтырь Амвросия Лобвассера" и "Псалмы Давида" были опубликованы в Базеле в 1606 году. Эти издания в формате малого хорального сборника пользовались большой популярностью и многократно переиздавались в XVII–XVIII веках (например, в 1704, 1717 и 1743 годах). Они утвердили традицию псалмов Лобвассера в северной Швейцарии.

Марешаль также сочинял музыку на немецкие лютеранские мелодии в кантиленовом стиле. Его творчество было рассчитано преимущественно на непрофессионалов — студентов и прихожан. Современники, в частности пастор Якоб Менцингер, высоко ценили его музыку за красоту и совершенство, особенно в соборных богослужениях.

В возрасте 84 лет композитор начал работу над четырьмя томами дидактической клавирной музыки. В них он создавал табулатуры с вариационными обработками французских псалмов и фрагментов полифонических вокальных произведений, в основном шансон Орландо ди Лассо. Наибольшие сборники 1639–1640 годов включают также небольшие фуги, прелюдии и интонации во всех 12 тонах. Эти рукописи были посвящены профессору права Реми Фешу и, по всей видимости, предназначались как учебное наследие для учеников.

Ранее, в 1593 году, Марешаль посвятил крупный сборник клавирных табулатур французских и немецких псалмов, а также духовную шансон "Сюзанна однажды", богемскому аристократу Ладиславу Велены из Жеротина. Эти обработки, вероятно, отражали его собственную практику импровизированных сольных и чередующихся выступлений на знаменитом органе Базельского собора — одном из немногих сохранившихся и действовавших в Швейцарии периода Реформации.

Музыка Самуэля Марешаля сочетала учебные и духовные задачи. Его псалмы стали основой музыкального воспитания в Швейцарии и за её пределами, а клавирные табулатуры свидетельствуют о высокой культуре органной импровизации в эпоху раннего барокко. Его труды и сочинения переиздавались и оставались востребованными более ста лет.

Произведения

Вокальная музыка

  • "Полный псалтырь Амвросия Лобвассера" ("Der gantz Psalter von Herrn Ambrosio Lobwasser") для 4 голосов (Базель, 1606)
  • "Псалмы Давида, церковные песнопения и духовные песни Мартина Лютера и других богословов" ("Psalmen Davids, Kirchen Gesänge und geistliche Lieder von D. Martin Luther") для 4 голосов (Базель, 1606)
  • "Приятные и стройные мелодии псалмов с краткими музыкальными основами" ("Melodiae suaves et concinnae psalmorum … adjectae sunt … brevissima Musices rudimenta") для 4 голосов (Базель, 1622)
  • Два канона для 4 и 5 голосов (Базель, 1578)

Клавирная музыка

  • 158 табулатур: 124 французских псалма, 33 немецких псалма и гимна, 1 духовная шансон (Базель, 1593)
  • "38 псалмов Давида Лобвассера" ("38 Psalmen Davids Lobwassers") табулатуры (Базель, 1638)
  • 89 табулатур на основе "Полного псалтыря" (Базель, 1640)
  • 39 табулатур начальных разделов вокальных произведений Лассо, Хасслера, Меруло и др. (Базель, 1639–1640)
  • Три фуги, два танца, 12 интонаций с транспозициями "Двенадцать тонов или ладов обеих гамм" (Базель, 1640)

Теоретические труды

  • "Врата музыки" ("Porta musices") руководство по музыке и игре на виоле (Базель, 1589)

Ноты сочинений Самуэля Марешаля на сайте библиотеки IMSLP