Марешаль, Самуэль
1554 - 1640
Назад
Mareschall, Samuel

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Самуэль Марешаль был швейцарским композитором, органистом, педагогом и теоретиком музыки фламандского происхождения. Из-за утраты архивов Турне его первое упоминание в документах связано с Базелем. Вскоре после смерти Грегора Мейера в ноябре 1576 года он стал органистом Базельского собора. В 1577 году он поступил в Базельский университет, где был назначен первым профессором музыки (Professor musices). Одновременно преподавал в гимназии и в Collegium Alumnorum, оставаясь на всех этих должностях до самой смерти в возрасте 86 лет.
Около 1578 года он женился на дочери базельского проповедника; в браке родилось 11 детей. Судя по многочисленным обращениям к городским властям, семья жила небогато. В 1588/89 году при реформе гимназии Марешаль подготовил свой труд "Porta musices" («Врата музыки»), представляющий собой небольшое руководство по теории и обучению игре на виоле.
В его курс практической музыки входило не только обучение инструментам и клавишным, но и пение четырёхголосных псалмов на немецком и латинском языках. В 1622 году он издал сборник "Melodiae suaves et concinnae psalmorum" («Приятные и стройные мелодии псалмов»), к которому приложил краткое Musices rudimenta («Основы музыки»).
Наибольшую известность Марешалю принесли гармонизированные немецкие псалмы. Его "Der gantz Psalter von Herrn Ambrosio Lobwasser" («Полный псалтырь Амвросия Лобвассера») и "Psalmen Davids" («Псалмы Давида») были опубликованы в Базеле в 1606 году. Эти издания в формате малого хорального сборника пользовались большой популярностью и многократно переиздавались в XVII–XVIII веках (например, в 1704, 1717 и 1743 годах). Они утвердили традицию псалмов Лобвассера в северной Швейцарии.
Марешаль также сочинял музыку на немецкие лютеранские мелодии в кантиленовом стиле. Его творчество было рассчитано преимущественно на непрофессионалов — студентов и прихожан. Современники, в частности пастор Якоб Менцингер, высоко ценили его музыку за красоту и совершенство, особенно в соборных богослужениях.
В возрасте 84 лет композитор начал работу над четырьмя томами дидактической клавирной музыки. В них он создавал табулатуры с вариационными обработками французских псалмов и фрагментов полифонических вокальных произведений, в основном шансон Орландо ди Лассо. Наибольшие сборники 1639–1640 годов включают также небольшие фуги, прелюдии и интонации во всех 12 тонах. Эти рукописи были посвящены профессору права Реми Фешу и, по всей видимости, предназначались как учебное наследие для учеников.
Ранее, в 1593 году, Марешаль посвятил крупный сборник клавирных табулатур французских и немецких псалмов, а также духовную шансон "Susanne un jour" («Сюзанна однажды»), богемскому аристократу Ладиславу Велены из Жеротина. Эти обработки, вероятно, отражали его собственную практику импровизированных сольных и чередующихся выступлений на знаменитом органе Базельского собора — одном из немногих сохранившихся и действовавших в Швейцарии периода Реформации.
Вокальная музыка
Клавирная музыка
Теоретические труды
Значение
Музыка Самуэля Марешаля сочетала учебные и духовные задачи. Его псалмы стали основой музыкального воспитания в Швейцарии и за её пределами, а клавирные табулатуры свидетельствуют о высокой культуре органной импровизации в эпоху раннего барокко. Его труды и сочинения переиздавались и оставались востребованными более ста лет.
Ноты сочинений Самуэля Марешаля на сайте библиотеки IMSLP