Марешаль, Самуэль
1554 - 1640

Назад

Самуэль Марешаль (Samuel Mareschall) - швейцарский композитор, органист и педагог фламандского происхождения

  • Родился в мае 1554 г. - Турне.
  • Умер в декабре 1640 г. - Базель.

Из-за уничтожения архивов Турне его первое упоминание в документальных источниках относится к Базелю. Вскоре после смерти Грегора Мейера в ноябре 1576 года он стал органистом Базельского кафедрального собора, а в 1577 году поступил в Базельский университет. Он был назначен первым профессором музыки университета, а также преподавал в гимназии и коллегиуме выпускников, занимая все четыре должности вплоть до своей смерти в возрасте 86 лет. В результате его женитьбы на дочери базельского проповедника, вероятно, в 1578 году, родилось 11 детей, и многочисленные обращения к городским властям свидетельствуют о его постоянном беспокойстве о доходах. В 1588-1589 году была разработана учебная программа для вновь основанной гимназии, и в ответ на это Марешаль опубликовал свой "Porta musices", краткий трактат и учебник игры на виоле. Обучение Марешаля музыкальной практике включало в себя не только использование инструментов и клавишных, но и пение четырехголосных псалмов на немецком и латыни. В его "Melodiae Suaves et Concinnae Psalmorum" 1622 года была представлена небольшая подборка латинских псалмов, к которым он добавил краткое "Musices rudimenta". Гармонизированные немецкие псалмы Марешаля, которыми он наиболее известен, вышли в двух полных версиях в формате небольшого сборника для хора, оба изданы в Базеле в 1606 году. Французские мелодии женевской псалтыри, впервые полностью исполненные самым высоким голосом, как рекламировал и защищал Марешаль, были взяты из псалтыри Лобвассера; Псалтырь Ганца положила начало тренду для Лобвассера в северной Швейцарии, на долю которого в течение столетия пришлось более 60 публикаций. Марешаль также использовал "немецкие" лютеранские мелодии в кантианском стиле в своих псалтырях Давида (более раннее существование этой псалтыри-сборника гимнов на лейпцигской гравюре 1594 года или ее идентичность с утраченной лобвассеровской псалтирью композитора оспаривается). Объединенные тома были переизданы в 17 веке и пользовались популярностью вплоть до 18 века (издания вышли в 1704, 1717 и 1743 годах), хотя пересмотренная версия была выпущена в 1660 году преемником Марешаля Иоганном Якобом Воллебом. В возрасте 84 лет Марешаль начал работу над четырьмя томами дидактической клавишной музыки, в основном над декламированными версиями своих французских псалмов и вступительными частями полифонических вокальных произведений, в основном канцон Лассо. По-видимому, они были подготовлены в качестве наследия для его друзей или учеников с ограниченными способностями. Две самые крупные, в которые также вошли три короткие фуги и интонации, похожие на прелюдию, и их переложения на 12 тонов, были написаны в последний год жизни композитора и посвящены базельскому профессору права Ремигиусу Фешу. Более ранняя большая коллекция переложений псалмов на французском и немецком языках, а также оригинальная канцона "Сюзанна сегодня", была посвящена в 1593 году чешскому аристократу Ладиславу Велену де Зеротину. Эти табулатуры могут служить отдаленным отражением собственных, предположительно импровизированных, сольных и альтернативных выступлений Марешаль на знаменитом инструменте собора, единственном сохранившемся крупном органе, который использовался в Реформаторской Швейцарии. Музыка Марешаля, предназначенная для непрофессионального использования (студентами и прихожанами), компетентна, за любопытными исключениями (возможно, обусловленными четко прописанным импровизационным стилем), но не лишена интереса. О том, что композитором восхищались при его жизни, свидетельствует современный пастор Якоб Менцингер, который отметил красоту и совершенство музыки, исполнявшейся в соборе.

Ноты сочинений Самуэля Марешаля на сайте библиотеки IMSLP