Мареш, Ян Антонин
1719 - 1794

Назад

Mareš, Jan Antonín

  • Дата рождения: 1719
  • Место рождения: Хотеборж, Богемия
  • Дата смерти: 30 мая / 10 июня 1794
  • Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя

Биография

Ян Антонин Мареш был чешским валторнистом, виолончелистом и музыкальным руководителем, деятельность которого была связана с Россией. Первые музыкальные знания он получил в родном Хотеборже, затем продолжил обучение в Праге и в Дрездене, где занимался игрой на валторне у Антона Йозефа Хампеля и на виолончели у Йозефа Зыки.

После работы учителем музыки в Берлине Мареш в 1748 году получил приглашение в оркестр русского канцлера графа А. П. Бестужева-Рюмина в Санкт-Петербурге как валторнист. В 1751 году князь С. К. Нарышкин, обер-егермейстер императрицы Елизаветы, поручил ему реорганизацию своей охотничьей капеллы. В 1757 году Мареш был назначен директором императорской охотничьей капеллы, которую он также перестроил и расширил. Кроме того, он состоял в императорском придворном оркестре с 12 апреля 1752 года (до 1774 года как валторнист, затем как второй виолончелист). После инсульта в 1789 году он отошёл от дел и вышел на пенсию в 1792 году.

Творчество

В 1751 году охотничья капелла Мареша состояла из центральной группы (12 валторн, двух труб, двух почтовых рожков и двух ударных инструментов его собственного изобретения) и сопровождающей группы охотничьих рожков. Сначала она включала 16 рожков, каждый из которых исполнял одну ноту аккорда ре мажор, позднее — 24 рожка, охватывающих две октавы с делением по полутонам. Для обучения крепостных музыкантов Мареш отказался от традиционной нотации и разработал собственную систему.

В 1752 году он создал самостоятельную группу однозвучных охотничьих рожков, для которой написал простые трёхголосные пьесы. Уже в следующем году эта группа выросла до 36 рожков пяти размеров (бас, тенор, альт и два дисканта), охватывающих три октавы. Музыканты стояли в четыре ряда, с дискантами впереди. Для этого ансамбля Мареш создавал более сложные четырёхголосные произведения и переложения симфоний, увертюр и арий.

В 1777 году он ввёл механизмы для настройки инструментов: подвижную медную муфту на раструбе, позволяющую понижать строй до трёх полутонов, а также клапан, повышавший строй на один полутон. Иногда музыканты использовали сразу несколько инструментов или добивались верхних обертонов за счёт сильного передувания. По свидетельству современников, Мареш предвосхитил идеи Чарльза Клэггета, разработавшего систему объединения двух рожков разного строя с общим мундштуком для получения полного звукоряда открытых нот.

Охотничьи ансамбли Мареша даже сопровождали оперные постановки, используя деревянные рожки, покрытые кожей, и специальные сурдины.

Произведения

Собственные сочинения Мареша, написанные для его ансамблей, до нашего времени не сохранились. Известно, что он создавал трёх- и четырёхголосные композиции для охотничьих рожков, а также аранжировал симфонии, увертюры и арии для исполнения на этих необычных инструментах.

Значение

Ансамбли Мареша стали образцом для многочисленных подобных коллективов, основанных по всей России. Так возникло явление «русской роговой музыки» («rogovaya muzyka»), которая оставалась популярной вплоть до 1830-х годов. Некоторые капеллы включали более 40 музыкантов и до 91 рожка, охватывающих свыше четырёх октав.