Мареш, Ян Антонин
1719 - 1794

Назад

Ян Антонин Мареш (Jan Antonín Mareš) - чешский валторнист, виолончелист и музыкальный руководитель

  • Родился в 1719 г. - Хотеборж, Богемия.
  • Умер между 30 мая и 10 июня 1794 г. - Санкт-Петербург.

Активно работал в России. Сначала он учился музыке в Хотеборже, затем в Праге и Дрездене, где учился игре на валторне у А.Я. Хампеля и игре на виолончели у Йозефа Зыки. После работы учителем музыки в Берлине в 1748 году он был назначен валторнистом в оркестр великого канцлера России графа А.П. Бестужева-Рюмина в Санкт-Петербурге. Князь С.К. Нарышкин, начальник охоты при императрице Елизавете Петровне, в 1751 году поручил Марешу реорганизовать свой охотничий отряд, а в 1757 году он был назначен директором императорского охотничьего отряда, который он также реорганизовал. Кроме того, с 12 апреля 1752 года он был членом императорского придворного оркестра (до 1774 года в качестве валторниста, а затем второго виолончелиста). В 1792 году, после перенесенного в 1789 году инсульта, он вышел в отставку. В 1751 году охотничий оркестр Мареша состоял из центральной группы (12 валторн, две трубы, два рожка и два ударных инструмента его собственного изобретения) и сопровождающей группы охотничьих рожков (сначала из 16 рожков, каждый из которых играл по одной ноте ре мажорного аккорда, позже из 24 рожков, охватывающих две октавы в полутонах). Для обучения крепостных, составлявших группу, он отказался от штатной нотации и разработал свою собственную. В 1752 году Мареш основал независимую группу однотонных охотничьих рожков, для которых он написал простые трехчастные композиции. В следующем году эта группа выросла до 36 духовых инструментов пяти размеров (бас, тенор, альт и две дисканты), охватывающих три октавы; музыканты стояли в четыре ряда, дисканты впереди. Для этой группы Мареш создал более сложные четырехчастные композиции и аранжировки симфоний, увертюр и арий (ни одно из сочинений Мареша не сохранилось). В 1777 году он добавил механизм настройки, подвижную медную муфту, прикрепленную к раструбу, чтобы удлинить рожок и понизить высоту звука на целых три полутона; он также добавил клавишу, которая повышала высоту звука инструмента на один полутон, и иногда заставлял своих музыкантов использовать более одного инструмента или создавать более высокие обертоны путем чрезмерного раздувания. По словам Фитцпатрика (1970), он предвосхитил Чарльза Клаггета “в идее объединения двух рожков разной высоты с помощью общего мундштука, чтобы облегчить гамму открытых нот”. Ансамбль Мареша даже аккомпанировал в операх, используя деревянные рожки, обтянутые кожей, и специальные устройства для приглушения звука. Духовые оркестры Мареша были образцом для аналогичных коллективов, созданных по всей России, и "русская роговая музыка", как ее стали называть, оставалась популярной вплоть до 1830-х годов, когда некоторые духовые оркестры охватывали более четырех октав, а 40 музыкантов играли на 91 рожке.