Маршан, Люк
1709 - 1799

Назад

Marchand, Luc

  • Дата рождения: 31 мая 1709
  • Место рождения: Версаль, Франция
  • Дата смерти: 27 апреля 1799
  • Место смерти: Версаль, Франция

Биография

Люк Маршан был единственным из двенадцати детей Жана-Батиста Маршана (3), кто посвятил себя музыке. В 1727 году он получил право наследования поста лютниста королевской палаты, который занимал его отец (хотя, вероятно, ни один из них на самом деле не играл, титул приносил полезную денежную выплату). До смерти отца он передал или продал это право Жозефу Франкоёру, однако после смерти отца пост, по-видимому, вернулся к Люку. Как и его отец, он был скрипачом, но основная деятельность Маршана заключалась в игре на органе. В рукописной книге сопровождений для хоральных песнопений на литургический год, датированной 1772 годом, Люк называет себя Ordinaire de la musique de la chapelle et de la chambre du Roy et organiste ordinaire de la chapelle de Sa Majesté (Ординарий музыки капеллы и королевской палаты и ординарный органист капеллы Его Величества). Однако также неясно, где он играл, поскольку свободного поста органиста в королевской капелле не существовало.

Люк Маршан был одним из ранних экспериментаторов с сопровождённой клавирной музыкой. Он опубликовал шесть сюит для клавесина: первая с сопровождением скрипки; вторая со скрипкой или гобоем; третья и четвёртая с виолончелью или виолой; последние две — для клавесина соло, Pièces de clavecin avec accompagnement de violon, hautbois, violoncelle ou viole (Произведения для клавесина с сопровождением скрипки, гобоя, виолончели или виолы) (Париж, 1747). Три сюиты представляют собой дивертисменты в манере Дандрьё; остальные состоят из характерных пьес, не связанных общей программой. Постоянная механическая фигурация и плотные текстуры клавесина порой искажали то, что должно было быть очаровательными новыми инструментальными эффектами.

В 1761 году, для экономии, королевская палата и капелла были объединены, и Люк пострадал в результате этой реорганизации. Ему пришлось ждать тридцать лет, чтобы получить компенсацию за стоимость своего поста, оценённого в 4000 ливров — свидетельство устойчивости французской бюрократии, что это могло произойти даже в разгар революции. Люк был женат дважды, но детей не имел.

Последним музыкальным потомком Жана Маршана (1) был, по-видимому, Гийом-Мартен, сын Гийома (р. 9 декабря 1728; д. 28 апреля 1769). Его называют Organiste et maître de clavecin à Versailles (Органист и мастер клавесина в Версале), но никакой королевской или официальной должности за ним не известно.

Другие музыканты с фамилией Маршан, возможно, имели отношение к этой семье. Бенуа упоминает Жана-Батиста Маршана, хориста, затем игрока на серпенте в Сент-Шапель, 1697–1698 гг.; Жана-Антуана Маршана, гобоиста в Хофкапелле в Мюнхене в 1715 году; Пьера-Франсуа Маршана (1751–1792), музыканта Швейцарской гвардии в 1768 году. Ла Лоренси упоминает Робера Маршана, музыканта короля и королевы в 1670 году.

Семья Жана Маршана не имела связи с другой семьёй Маршан, все члены которой входили в vingt-quatre violons: Пьер, упоминаемый в документах с 1695 по 1727 год; его сын Жозеф (р. 1673; д. 9 января 1747); сын Жозефа, Шарль-Филипп (р. 28 декабря 1703). Сборник Suites de pièces mêlées de sonates pour le violon et la basse (Сюиты смешанных пьес с сонатами для скрипки и баса) (1707) Жозефа показывает, что композитор колебался между старой и новой формой, смешивая различные типы частей под одной или другой категорией. Шарль-Филипп, вероятно, является тем Маршаном, который сочинил кантату, исполненную при дворе в 1732 году. Другой Жозеф Маршан (ум. 28 января 1746) был игроком на серпенте в королевской капелле с 1717 по 1733 годы. Не связанный с этой семьёй был Луи-Жозеф (р. Труа, 1 января 1692; д. Труа, 29 ноября 1774), священник, опубликовавший Traîté de contrepoint (Трактат о контрапункте) (Бар-ле-Дюк, 1739) и четырёхголосную Missa quis, ut Deus (Месса "Кто, как Бог") (Париж, 1743).

Творчество

Люк Маршан развивал клавирную музыку с инструментальным сопровождением, создавая сюиты с различными инструментами: скрипкой, гобоем, виолой и виолончелью. Его произведения демонстрируют сочетание дивертисментов и характерных пьес с разнообразными текстурами клавесина. Он также был органистом и скрипачом, играя в придворной среде Версаля.

Произведения

  • Pièces de clavecin avec accompagnement de violon, hautbois, violoncelle ou viole (Произведения для клавесина с сопровождением скрипки, гобоя, виолончели или виолы)
  • Suites de pièces mêlées de sonates pour le violon et la basse (Сюиты смешанных пьес с сонатами для скрипки и баса)

Ноты сочинений Люка Маршана на сайте библиотеки IMSLP